Когда ребенок начинает сидеть - «Ребенок»
Первый год жизни малыша наполнен событиями – первый осознанный взгляд и улыбка, первое «Агу!», и вот ребенок уже переворачивается, встает на четвереньки, учится ползти, садиться, вставать. Все эти этапы развития волнуют родителей. Мамы сверяются со справочниками, сайтами и книгами – во сколько месяцев ребенок начинает сидеть?
Дети учатся садиться в разное время, наиболее подходящее для каждого отдельно взятого ребенка. Но их объединяет одно – для того, чтобы переходить к вертикальному положению тела, позвоночник и мышцы должны достаточно окрепнуть. Обычно ребенок начинает сидеть в шесть месяцев и позже.
Если ребенку уже около полугода и у него нет особых противопоказаний, можно проверить, насколько развит его позвоночник. Для этого кладем малыша на ровную и достаточно жесткую поверхность, например, пеленальный столик или одеяло, расстеленное на полу. Встаем лицом к младенцу и обхватываем его запястья так, чтобы его руки были вытянуты. Не хватайте его за ладони – грудничок еще не способен удержать свой вес, и можно случайно уронить его или вывихнуть руку. Медленно тяните руки на себя, не усаживая малыша. Если ребенок старается подтянуться вслед за вашими руками и сгибает свои руки, значит, он готов сесть самостоятельно. Если же малыш не подтягивается, стремится лечь обратно, не сгибает руки – значит, он еще недостаточно окреп, и садиться рано.
Так же ребенка может проверить педиатр: врач берет малыша на руки и в вертикальном положении обхватывает одной рукой его ножки, а другой поддерживает его грудную клетку. Если младенец поднимается и стремится выпрямиться, то он будет пытаться сесть или встать в ближайшее время.
Как научить ребенка сидеть
Ребенок научится сидеть самостоятельно, специально его обучать не нужно. Но можно помочь малышу, если потихоньку давать ему развивать мышцы, например, плаванием, и следить за питанием. Если развитие младенца вызывает у вас тревогу, обратитесь к детскому неврологу и массажисту.
Малышу нужен тактильный и зрительный опыт для развития, многие дети начинают ползать, сидеть и вставать, когда рядом есть стимулы – например, яркие игрушки, которые хочется рассмотреть поближе или потрогать. Расстелите на полу одеяло и положите малыша на живот. Недалеко от него разместите привлекающие внимание любимые игрушки. Кроха постарается добраться до заинтересовавших его предметов. Можно использовать для этих целей развивающие коврики.
Также можно помочь развить детские мышцы с помощью легкой домашней гимнастики, которую младенцу можно делать уже через неделю после рождения, если нет противопоказаний.
Упражнения, которые помогут ребенку сесть
Самое простое, что можно делать – регулярно выкладывать ребенка на живот на несколько минут.
С первой недели и до трех месяцев жизни: легко поглаживаем спину, живот, руки и ноги ребенка. Живот и спину при этом можно аккуратно гладить вверх-вниз и круговыми движениями, ручки – от ладоней к плечам, а ножки – от стоп к бедрам. Можно также осторожно разминать пальчики на ногах и руках, это также стимулирует развитие речевых навыков. Часто малыши любят этот процесс и с нетерпением ждут его.
После трех месяцев добавляем движения: скрещиваем руки ребенка, раскрываем их, сгибаем и разгибаем ножки. Сгибание ног к животу также помогает перистальтике кишечника. Приподнимаем младенца из положения лежа в положение полусидя за запястья.
Примерно с четырех месяцев ребенок может пытаться сесть, и упражнения можно выполнять дольше.
Упражнение на мяче. Плавные движения успокаивают и тренируют детский вестибулярный аппарат. Располагаем малыша на животе, его колени аккуратно разгибаем в стороны. Покачиваем ребенка вперед-назад и по кругу, придерживая за поясницу. Это упражнение также укрепляет мышцы шеи, спины и живота.
Упражнение «Лягушонок». Малыш лежит на спине. Обхватите его ножки за голени, прикрывая колени пальцами, и сделайте пару движений, как будто ребенок приседает. Разведите согнутые ноги в стороны. Переверните малыша на живот и аккуратно ладонями надавите на стопы, чтобы малыш согнул и развел ножки самостоятельно. Это упражнение снимает повышенный тонус ножек.
«Выгибаем спинку». Положите малыша набок. Одной рукой придерживайте ножки, второй – погладьте спину от поясницы до шеи. Ребенок рефлекторно выгнет спину дугой. Потом переверните на другой бок и повторите.
Упражнение «Пальчики». Положите малыша на спину, возьмите его стопы в ладони так, чтобы большой палец находился у основания пальцев. Слегка нажмите – пальчики согнутся. Затем проведите подушечкой большого пальца от пятки к мизинцу, и ребенок раскроет пальчики.
«Поднимаемся-опускаемся». Положите малыша на спину так, чтобы ножками он упирался в ваш живот и осторожно просуньте ладони под спину и затылок ребенка. Затем медленно поднимайте младенца и так же неторопливо опускайте. Это упражнение укрепляет мышцы живота.
Упражнение «Ползаем на животике». Выкладываем малыша на живот, ручки размещаем под грудной клеткой, ножки согнуты и разведены в стороны (М-позиция). Обхватываем детские голени ладонями и большими пальцами своих рук прикасаемся к подошвам младенца. Ребенок разгибает ножки и отталкивается от ваших рук.
«Ходьба». Держим ребенка за грудную клетку под мышки так, чтобы ноги касались поверхности пола, дивана или стола. Аккуратно наклоняйте то в одну, то в другую сторону. Это тренировка, основанная на рефлексе опоры, благодаря которому мы все учимся ходить.
Упражнение для вестибулярного аппарата. Малыш лежит на спине, вы складываете его руки на груди, ножки подтяните к животу в М-позиции, другой рукой поддерживаете затылок и шею. Покачиваем ребенка по кругу и вперед-назад.
Такие упражнения можно делать практически с первых дней и продолжать, даже когда ребенок начинает самостоятельно сидеть. Это ежедневная общеукрепляющая гимнастика, которую легко выполнять дома. Проводить ее нужно не раньше, чем через час или полтора после того, как ребенок поел. Продолжительность занятий выбирайте в зависимости от наличия времени и настроения младенца. Занятия могут занимать от пяти минут для новорожденного до получаса для годовалого ребенка. Обращайте внимание, чтобы малышу занятия не доставляли дискомфорта.
Упражнения в воде
Знакомить с водой ребенка можно и нужно с первых дней, ведь купание не только помогает поддерживать гигиену, но и хорошо закаляет, а также может быть успокаивающим ритуалом подготовки ко сну. Некоторые малыши пугаются воды – в таком случае можно не наливать большую ванную, а воспользоваться маленькой детской ванночкой или горкой для купания. Горки предназначены для того, чтобы разместить ребенка в положении «полулежа» и ополаскивать его водой. Если он кричит и беспокоится – не настаивайте и завершайте процедуру.
«Качели». Аккуратно постепенно погрузите малыша в воду, придерживая его под грудь двумя руками. Покачивайте из стороны в сторону, чтобы ребенок почувствовал мягкое сопротивление воды.
«Отталкивание». Придерживая младенца на руках, поднесите его к краю ванны так, чтобы он мог коснуться бортика стопами и оттолкнуться.
«Плавание». Положите на воду яркую и интересную игрушку. Придерживая малыша под живот, помогите ему подплыть к ней.
«Зигзаги и восьмерки». Разместите ребенка на животе или на спине и, придерживая его, очерчивайте им зигзаги или восьмерки.
Массаж
Когда вы выполняете самостоятельно простейшие приемы массажа с малышом, следите за тем, чтобы ему было комфортно. Не трогайте позвоночник – это может делать только профессиональный массажист.
Первый прием массажа – мягкое поглаживание. Спину гладим вниз-вверх ладонями и вправо-влево пальцами. Затем «пилим» спину поперек ребром ладони, поглаживаем спиралевидными движениями. Можно легонько постучать подушечками пальцев и завершить массаж легким поглаживанием.
Советуем использовать специальное масло для массажа.
Меры предосторожности
Присаживать детей вредно для дальнейшего развития. Если позвоночник ребенка недостаточно окреп, помогайте упражнениями. В остальном – проявите терпение, и не торопите события.
Если держите ребенка на своих коленях, нужно или самому принять положение «полусидя», или поддерживать малыша руками, чтобы он располагался в полулежачем положении.
Держать ребенка, у которого недостаточно окреп позвоночник, тоже нужно правильно. Обхватывайте ребенка под мышками одной рукой и придерживайте второй под попу, не давая ему присесть на вашу руку.
Пока малыш не садится сам, для переноски на себе можно использовать только слинги и специальные рюкзаки, где детские ножки примут положение М-позиции. Прыгунки и ходунки для детей можно использовать, когда ребенок встает и садится самостоятельно.
Когда ребенок начинает садиться, следите, чтобы он не складывал ноги под себя в форме буквы W, это провоцирует вывих бедра.
Если младенец постоянно заваливается на бок, на спину или округляет спину, это может быть признаком неравномерного развития мышечного корсета.
Почему ребенок не сидит и что с этим делать
Темпы развития у всех детей разные. Кто-то осваивает новые навыки быстрее сверстников, кто-то – медленнее. От этого зависит, во сколько начинают садиться дети. Некоторые из них сначала учатся ходить, и только затем – ползать и садиться. Если ребенок не стремится сесть, но состояние здоровья не доставляет беспокойств родителям и врачам, это стоит воспринимать как вариант нормального развития. Он научится сидеть, но позже.
Есть несколько объективных причин, по которым ребенок не может или не хочет сидеть:
• Неразвитая мускулатура. Занимайтесь физическими упражнениями, чтобы помочь малышу окрепнуть.
• Неготовность нервной системы. Чтобы прийти к вертикальному положению тела, мозг должен учиться воспринимать это как норму.
• Избыточный вес. Младенцу приходится прикладывать больше усилий, и его мышцы испытывают больше напряжения. Помогайте упражнениями, следите, чтобы ребенок был активным.
• Неудовлетворительное состояние здоровья. При заболевании силы организма направлены не на развитие, а на поддержание жизненных ресурсов.
• Особенности беременности и родов. Гипоксия, анемия, недоношенность и другие факторы могут повлиять на то, что развитие малыша будет чуть медленнее, чем у ровесников. Вероятно, вам придется подождать немного дольше.
• Осложнения и врожденные пороки. Обычно эти осложнения проявляются в первые месяцы жизни или даже до рождения, и малыши могут отставать в физическом развитии. Поэтому важно своевременно наблюдаться у врачей.
Если же ребенок в 6-7 месяцев активен, ползает или переворачивается, может удерживать игрушку в руках, уверенно держит голову, способен наблюдать глазами и реагировать на родителей, но не сидит, вероятнее всего это нормально в его случае. Малыш научится садиться, когда его мозг, позвоночник и мышцы будут к этому готовы.
Добавить комментарий!