Нормы развития ребенка по месяцам - «Ребенок»
С рождения и до года малыш быстро меняется, познает себя и окружающий мир, приобретает важные навыки. Наша статья поможет оценить темпы его развития и вовремя обратиться ко врачу, если что-то не так.
1 месяц
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
52-55 | 2,6-4 | 33-37 | 31-35,9 |
Новорожденный адаптируется к внеутробной жизни – как физически, так и психологически. Для этого в его арсенале есть несколько инструментов – рефлексов. Он умеет сосать, поэтому при прикосновении к губам или щёчке попытается захватить ваш палец и начнёт делать характерные движения языком. В положении на животе малыш пытается ползти, а если к его стопам в этот момент приставить ладонь, он будет от них отталкиваться. Выражен хватательный рефлекс: прикоснитесь к маленькой ладошке, и она немедленно сожмётся. От яркого света малыш щурится, от громких звуков – вздрагивает, моргает и плачет.
Новорожденный спит до 20 часов в сутки. В период бодрствования его поведение зависит от состояния. Когда он чувствует дискомфорт, то беспокоится и плачет. Когда ничего не болит, на его губах появляется блуждающая улыбка, он смотрит вокруг, поворачивает голову в сторону звука, устанавливает зрительный контакт с родителем.
Спокойное бодрствование - благоприятное время для развития:
• Осторожно потрясите погремушкой на расстоянии 20-30 см справа и слева от ребенка. Малыш попытается найти источник звука. Дайте ему сфокусироваться на игрушке, а затем переместите её в новое место.
• Повесьте над кроваткой мобиль. Новорожденный будет пытаться фиксировать взгляд на движущихся фигурках.
• У малышей хорошо развито осязание. Прикасайтесь к коже ребёнка предметами с разными фактурами. Это могут быть специальные развивающие игрушки или просто кусочки ткани.
Физическое и нервно-психическое развитие новорожденного к концу 1-го месяца жизни можно оценить по следующим параметрам:
Зрение | Может ненадолго сфокусироваться на ярком контрастном предмете и следить за ним. |
Слух | Вздрагивает при резком звуке и моргает. |
Эмоциональное развитие | Впервые улыбается. |
Движения | Делает попытки поднять голову, лёжа на животе. |
Движения рук | Пока не скоординированные. |
2 месяца
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
55-57 | 4,5-5 | 37,5-38,5 | 36-38 |
Ребёнок учится чувствовать своё тело. Помогите ему! Чаще держите малыша вертикально, чтобы он мог осмотреться. В положении на спине показывайте игрушку так, чтобы он высоко приподнимал головку. Вкладывайте в его ладошки безопасные предметы разной формы и величины: кольца от пирамидки, мягкие кубики, шарики.
На незрелую пищеварительную систему ребёнка приходится большая нагрузка. На фоне адаптации желудочно-кишечного тракта могут возникать колики, срыгивание, неустойчивость стула.
Большой скачок происходит в эмоциональном развитии. При появлении значимого взрослого грудничок демонстрирует «комплекс оживления»: замирает, улыбается, оживлённо двигается и издаёт громкие звуки.
Ещё раз взглянем на таблицу с нормами:
Зрение | Следит взглядом за медленно движущейся игрушкой. |
Слух | Прислушивается к взрослой речи и пению. |
Эмоциональное развитие | Улыбается в ответ на заботливое внимание взрослого. Демонстрирует комплекс оживленного интереса. |
Движения | Держит голову в вертикальном положении 1-1,5 минуты. Приподнимает верхнюю часть туловища, когда лежит на животе. |
Движения рук | Всё еще нескоординированные. |
3 месяца
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
58-60 | 4-6 | 38-40 | 36-39 |
В 3 месяца начинается переход от бессознательной деятельности к волевой. Маленький человек учится управлять своим телом. Угасают врождённые рефлексы, кроме сосательного и ползательного.
Пищеварительная система адаптируется к новому типу питания. Молоко лучше усваивается, колики проходят. Желудок увеличивается в объёме, растёт потребление молока. Стул становится более однородным и регулярным.
Ребёнок уже может подтянуть верхнюю часть тела, держась за пальцы взрослого, и присесть. Однако не стоит поощрять долгое сидение: его опорно-двигательный аппарат пока не готов к такой нагрузке.
Посмотрим на другие нормы развития:
Зрение | Сосредотачивает взгляд на неподвижных предметах. Рассматривает свои ручки и ножки, пытается к ним прикоснуться. |
Слух | Внимательно прислушивается к звукам. |
Эмоциональное развитие | В ответ на обращённую к нему речь отвечает комплексом оживления. Узнаёт своих взрослых. Подражает мимике. |
Движения | Хорошо держит голову в положении на животе. Поворачивается со спины на бок. |
Движения рук | Делает первые сознательные попытки схватить заинтересовавшую его вещь. |
Речевое развитие | Издаёт негромкие певучие звуки или слоги. |
4 месяца
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
60-63 | 4,5-6,5 | 38-40 | 36-40 |
Ребёнок активно знакомится с окружающим миром. Он пробует воздействовать на предметы вокруг и наблюдает за реакцией. Малыш берёт заинтересовавшую его игрушку, рассматривает её, пробует на зуб и отпускает наигравшись.
В этом возрасте формируются и развиваются мышцы спины и плечевого пояса – ткани, которые помогают менять своё положение в пространстве. Очень важное новое умение в 4 месяца – переворот со спинки на живот.
Малыш требует к себе всё больше внимания: его не устраивает долгое отсутствие мамы рядом. Значимого взрослого призывает требовательным криком.
Вот ещё несколько важных моментов:
Зрение | Различает предметы на расстоянии 3-3,5 метра. |
Слух | Переводит взгляд на источник звука, поворачивает голову. Замирает, если услышит музыку. |
Эмоциональное развитие | Громко смеется. Реагирует на своё имя. Узнаёт родителей, радуется им. Избегает контакта с малознакомым человеком. |
Движения | Переворачивается со спины на живот. |
Движения рук | Хватает подвешенную игрушку. Хорошо держит погремушку, тянет её в рот. |
Речевое развитие | Продолжительно гулит. Появляются слоги «ма», «ба», «па». |
5 месяцев
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
63-67 | 6,5-7,5 | 37,5-42,2 | 37-42 |
Ребенок активно играет, эмоционально реагирует на окружающие его предметы и людей. Он уже немного владеет телом и не хочет долго лежать на одном месте.
Хотя в норме первые зубы вырастают в полгода, некоторые дети начинают проявлять беспокойство из-за прорезывания уже в 5 месяцев. Облегчить их состояние помогут специальные игрушки-прорезыватели. Твёрдая рельефная поверхность снимет зуд и боль в дёснах.
Посмотрим, что происходит в области нервно-психического развития в 5 месяцев:
Зрение | Фокусируется на отдалённых предметах. Быстро переводит взгляд. Различает мелкие детали, хорошо воспринимает яркие узоры и контрастные цвета. |
Слух | Реагирует на любые звуки, прислушивается к ним. Может различать голоса родных. |
Эмоциональное развитие | Понимает интонации и эмоции окружающих. Спокоен, если мама рядом. Чужих недолюбливает. |
Движения | Хорошо управляет своим телом: уверенно переворачивается со спины на живот и с живота на бок, пытается сидеть, ползать. Стоит с поддержкой, не подгибая ножки. |
Движения рук | Уверенно берёт игрушку, которую взрослый держит над его грудью. |
Речевое развитие | Многократно повторяет слоги: ма-ма-ма, ба-ба-ба, па-па-па. |
6 месяцев
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
65-69 | 7,5-7,8 | 42-43,8 | 42-45 |
Ура! В рационе теперь не только молоко, но и твёрдая пища – овощное или фруктовое пюре, творожок, первые кашки. Рост зубов продолжается. Первыми обычно прорастают два центральных нижних резца. Прорезыватели актуальны как никогда!
Малыш всё лучше понимает причинно-следственные связи: если уронить игрушку, она с шумом упадёт, если потрясти погремушку, она издаст звук. Неудивительно, что в доме теперь будет постоянно что-то греметь и падать!
Важный новоприобретённый навык после 6 месяцев – умение сидеть. В этом положении гораздо лучше видно, и границы мира ребёнка отодвигаются. Если он увидит на расстоянии интересный предмет, то попробует к нему подползти или потребует его криком.
Ещё несколько важных перемен:
Зрение | Становится всё острее. Разглядывает мелкие предметы. |
Слух | Прислушивается к тихим звукам. Подпевает пению. |
Эмоциональное развитие | Испытывает настоящую любовь к значимым взрослым. Ждёт похвалы и одобрения. |
Движения | Сидит! Покачиваясь, встает на четвереньки. Может встать при помощи взрослого, пытается шагать. Машет игрушками. Ползает на животе. |
Движения рук | Перекладывает предметы из одной руки в другую. Берёт игрушки из разных положений. |
Речевое развитие | Долго лепечет и гулит, получает удовольствие от произносимых звуков. |
7 месяцев
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
67-71 | 8-8,8 | 43,8-44,2 | 45-46 |
Малыш становится активней с каждым днем. Он ползёт, садится, рассматривает заинтересовавшие его вещи и снова ползёт. Любит рассматривать картинки и фотографии. Делает первые попытки собрать пирамидку или вложить один стакан в другой. Всё тянет в рот, любит рушить собранные из кубиков башни, мять листы бумаги. Учится пить из чашки.
А вот что происходит в области эмоций, речи, крупной и мелкой моторики:
Эмоциональное развитие | Не любит незнакомцев, но из любопытства может устанавливать с ними контакт. |
Движения | Хорошо ползает. |
Движения рук | Стучит игрушками друг о друга. |
Речевое развитие | Лепечет. На вопрос «Где мама?» находит её взглядом. |
8 месяцев
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
71-72 | 8,4-9,4 | 44,2-45,2 | 46-47 |
Ребёнок демонстрирует всё больше самостоятельности: сам держит сухарик или кусочек морковки, сам открывает шкафы и ящики, сам встаёт у опоры и дотягивается до интересных вещей. К этому времени пространство вокруг уже должно быть безопасным: никаких мелких предметов, лекарств, проводов и бытовой химии в доступе малыша.
Мимика грудничка улучшается. Он может выразить заинтересованность, испуг, удивление.
А вот как обстоят дела с остальными параметрами:
Эмоциональное развитие | Растёт эмоциональный диапазон. Появляется робость, стеснение. |
Движения | Встаёт у опоры, а некоторые даже ходят с поддержкой. |
Движения рук | Делает всё меньше ненужных движений в попытке взять что-то. Долго играет с игрушками: стучит ими, кидает, рассматривает, вертит. |
Речевое развитие | Громко повторяет слоги. По просьбе взрослого может сыграть в ладушки или помахать «пока-пока». |
9 месяцев
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
72-73 | 9,4-10 | 45,2-46,3 | 46,5-47,5 |
Малыш уже не зовёт маму по любому поводу. Его можно увлечь развивающими игрушками и заняться своими делами. Задача этого этапа – опекать и защищать младенца, но при этом давать ему как можно больше свободы действий.
В норме в этом возрасте ребёнок спит днём 2 раза по 1,5-2 часа. Ночной сон должен составлять около 10 часов. Достаточное количество сна – важное условие развития!
К 9 месяцам происходят следующие изменения:
Эмоциональное развитие | Трудно идёт на контакт с незнакомым. |
Движения | Ходит с поддержкой за обе руки. |
Движения рук | Катает, перекладывает, вставляет и вынимает предметы. |
Речевое развитие | Подражает простым слогам. Реагирует на свое имя. На вопрос "Где?" находит нужную вещь. |
10 месяцев
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
73-74 | 9,6-10,5 | 46-47 | 47-48 |
Ребёнок старается подражать действиям взрослых: стучит игрушечным молотком, открывает и закрывает крышку кастрюли, проводит расчёской по волосам. Десятимесячный малыш отличает не только маму и папу, но и других людей ближайшего окружения. Запоминает предметы, понимает, для чего они предназначены.
Эмоциональное развитие | Расстраивается, когда забирают понравившуюся вещь. Любит похвалу и ищет её. |
Движения | Влезает на небольшую высоту и слезает с нее. Делает первые шаги с опорой. |
Движения рук | Открывает и закрывает контейнер, вкладывает одну ёмкость в другую. |
Речевое развитие | Повторяет слоги за взрослым. Знает название частей тела, по просьбе даёт знакомый предмет. |
11 месяцев
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
74-75 | 10-11 | 46,2-47,2 | 47,5-48,5 |
Ребёнку почти год. Он уже не беспомощный младенец, а личность со своим характером и предпочтениями. Если ему не нравится требование взрослого, он продемонстрирует свой отказ, мотая головой. Некоторые дети в этом возрасте делают первые самостоятельные шаги.
Эмоциональное развитие | Отказывается выполнять требования, которые ему не нравятся. Протестует, если заставляют. |
Движения | Стоит без опоры. |
Движения рук | Строит башню из кубиков, собирает пирамидку. |
Речевое развитие | Произносит первые простые слова: "мама", "ав-ав", "кис-кис". Выполняет несложные просьбы. |
1 год
Рост, см | Вес, кг | Обхват головы | Обхват груди |
75-76 | 10,5-11,5 | 47-47,5 | 48-49 |
По усреднённым нормам к первому году жизни у ребенка вырастает 8 молочных зубов. Однако в реальности их может быть меньше или больше. Малыш узнаёт близких на фотографии, активно двигается, всё норовит потрогать. Изучает свойства окружающих предметов. Продолжает подражать взрослым. Легко осваивает новые навыки: учится есть ложкой, самостоятельно пить из чашки, умываться, слать «воздушные» поцелуи.
И ещё несколько изменений, которые происходят к году в нервно-психическом развитии:
Эмоциональное развитие | В год происходит первая сепарация от взрослого, связанная с навыком ходьбы. Бурно выражает эмоции: улыбается, радуется, расстраивается из-за строгого тона. |
Движения | Ходит! Приседает и выпрямляется без поддержки. Наклоняется, чтобы поднять с пола предмет. |
Движения рук | Разрывает пальчиками лист бумаги. Берёт несколько маленьких предметов одновременно. Строит всё более высокие башни из кубиков. |
Речевое развитие | В активном словаре – 8-10 слов, в том числе звукоподражаний («аф-аф», «бах»). |
И напоследок
Любые нормы относительны, ведь каждый ребёнок развивается в своём темпе. Задержка в освоении того или иного навыка может составлять до двух месяцев. С серьёзным отставанием по какому-то из параметров обратитесь ко врачу. Если нарушение здоровья и правда есть, он даст рекомендации, как его компенсировать.
Добавить комментарий!