Управлять своей жизнью - «Отцы и дети»
О любительском автоспорте, связи водительского и жизненного опыта, правилах и взаимоотношениях на дороге и в семье.
«Это лучший секретариат любительских ралли в Москве, – говорит организатор и судья многих автосоревнований Сергей Ушанов о двух своих главных помощниках в проведении семейного ежегодного авторалли «Батя». – И я знаю, как они живут: они всегда не разлей вода».
Программист Дмитрий Корниенко и его жена филолог Екатерина Комарова вместе с главным судьей Сергеем Ушановым занимаются подготовкой маршрута, а в день ралли – отвечают за подсчет результатов. В их ведении – цифры, цифры, цифры и почти тысяча ячеек сводной таблицы…
– Как правильно должность называется?
– Наверное, главный секретарь, – отвечает Дмитрий.
– А я его подсекретарье, – смеется супруга.
Двое детей – годовалый Женя и трехлетний Саша – крутятся тут же, пока папа и мама на старте регистрируют экипажи участников. За малышами присматривают дедушка (отец Дмитрия) и бабушка (мама Катерины). Эти шестеро – живая иллюстрация к девизу мероприятия: всей семьей на ралли.
По дороге от старта к финишу поговорим с Димой и Катей о любительском автоспорте, водительском и жизненном опыте, правилах и взаимоотношениях в семье.
На первое ралли поехал с папой
В автоспорт Дима пришел в конце 90-х. Ему было 14. Рассказывает:
– Для меня естественное с детства состояние – информационный голод. У меня быстрое восприятие, события вокруг для меня развиваются слишком медленно, я не люблю безделье и склонен делать по четыре дела одновременно. И вот когда я впервые увидел ралли, то понял – это мое. Я поучаствовал во всем, что было мне тогда доступно, – и в качестве участника-штурмана на многочасовых ралли, и в качестве судьи на гонках. Мне нужна была нормальная живая нагрузка – и я ее получал. Было интересно. Кроме того, учиться в школе и ездить на ралли – это же круто.
Профессиональный автоспорт – это дорого. А вот любительские ралли – это, в общем-то, и тогда, и сейчас вполне доступно. Нужны были только машина и водитель. На помощь пришел Димин отец.
– Как-то на моем дне рождения, – вспоминает Андрей Корниенко, – зашла речь об автомобилях. А Сережа Ушанов (мастер спорта, чемпион ДОСААФ по ралли. – Прим. ред.), друг мой, с которым мы в одной связке в горы много лет ходили, активно занимался автоспортом. Он внимательно посмотрел на Митю и говорит: «Если тебе интересно, у нас при МГУ секция автоспорта «Аврора» есть, приходи». И вот через какое-то время Митя ко мне подходит: «Папа, мне нужно в авторалли поучаствовать, а у меня и машины нет, и водить я не умею. Поехали со мной!» Я говорю: «Митя, ты с ума сошел? В субботу утром – это ж единственная возможность выспаться». В общем, я его отпасовал. А потом подходит жена и говорит: «Поехал бы пообщался с сыном…» Я себя прям поросенком почувствовал – и мы поехали. Сын был в восторге. А я так скажу: 20 лет прозанимавшись альпинизмом, ни в чем более авантюрном, чем это ралли, я не участвовал. Митя загорелся, втянулся, пошел шаг за шагом в этом направлении. А я – нет. Я человек осторожный, и машину мне жалко… – подводит итог отец Мити.
Он предпочитает горнолыжный спорт. И периодически занимается судейством на любительских ралли. Смеется:
– Как участник я мог бы опозориться. А роль судьи – это мне понятнее.
Лояльный перфекционист
– В этой работе есть своя специфика, и кто-то способен к судейству, кто-то нет, а кто-то будет очень долго обучаться, – объясняет Дмитрий. – В любительских ралли есть определенные принципы, которые пришли из профессионального спорта.
Там всегда применялся принцип нелояльного судейства, то есть любое минимальное нарушение трактуется не в пользу участника. Пилот подъехал к судьям в расстегнутом шлеме, а они отмечают: без шлема! Потому что в правилах четко написано – шлем должен быть застегнут, и неважно, что спортсмен его расстегнул только что, уже после финиша.
Когда в 2000-е годы стал развиваться любительский спорт, стали приходить люди, для которых первоочередными были не спортивные достижения, а хорошее времяпрепровождение. Многие из них – новички, они ничего еще не знают, и нелояльное судейство может их оттолкнуть. Встал вопрос, каким должно быть судейство на любительских ралли. Сейчас уже понятно: многие нарушения трактуются в пользу участника, если он от них не получает никаких преимуществ. Например, не будет считаться фальстартом, если участник на старинном транспортном средстве, на котором сложно вообще с места тронуться, чуть сдвинулся. Он не получил преимуществ, он старался соблюдать правила, хотя на его ретроавтомобиле это не так-то просто делать, – и он не будет оштрафован.
При этом судье нужно соблюдать принцип единообразия, то есть одинаково по отношению ко всем участникам следить за соблюдением правил, и работать без накладок. Да, иногда может произойти ошибка, сбой, но им нужно уметь управлять.
В общем, в нынешних условиях судья любительского ралли – лояльный участнику перфекционист. Этим судья и занимается постоянно – примиряет все эти принципы у себя в голове.
«Острые ощущения я исключаю!»
Что касается бережного отношения к машине, то можно годами участвовать в городских ралли – и авто будет в порядке, а вот при участии в гонках могут и колеса погнуться, и другой ремонт понадобиться. Машина Дмитрия многое повидала на своем веку, вся в наклейках с соревнований, багажник до отказа забит всякой всячиной.
– Ну да, – отвечает Дмитрий на мой немного удивленный взгляд. – У большинства людей – да почти ни у кого – всего этого в багажнике нет. Вот у меня тут болгарка аккумуляторная – регулярно, надо сказать, пригождается. А на всех серьезных соревнованиях спортсмены бегут ко мне, знают, что у меня тут ящик с гайками на все случаи жизни.
– Или вот сапоги из водоотталкивающей ткани у нас тут лежали-лежали, зачем? – вторит мужу Екатерина. – А забуксовали мы как-то на льду, что делать? Подложили их – и выехали. И они даже не порвались! Неожиданно обнаружилось, что ткань, из которой они сделаны, помимо прочего обладает очень высоким коэффициентом трения по льду.
– И у нас полно таких лайфхаков! – смеются.
Семья регулярно выезжает на автомобильные соревнования не только в качестве судей, Дмитрий – постоянный участник ралли-спринтов – гоночных заездов по коротким специализированным трассам. Там, в заснеженных полях, содержимое их багажника и правда может пригодиться.
Но наш сегодняшний маршрут проходит по городу… Как ездят по обычным улицам и шоссе любители спринтов?..
– Как мы едем сейчас, – признается Дмитрий, встраиваясь в московский автомобильный поток, – это вообще не то, что мне нравится. Но у меня нет проблем с переключением из одного режима движения в другой, я спокойно еду и по городской трассе. Часто думают, что если ты любишь быстро ездить, то ищешь острых ощущений. Я не испытываю острых ощущений. Я их исключаю!
– Вообще, – откровенничает Митин папа, – я всегда старался не слушать о его приключениях, чтобы не переживать. И вот несколько лет назад Митя меня подвозил. МКАД почистили, а на крайнюю правую полосу свалили снег. И вот он выезжает на эту полосу и по влажном снегу несется со скоростью 120 км. Первое ощущение было: «Ты что, с ума сошел?!» А потом смотрю – настолько он грамотно ведет, настолько учитывает все моменты движения, настолько владеет рулем, что я успокоился совсем.
«Как это – случайно?!»
– Первая составляющая движения – скорость. Вторая – травмобезопасность. И она должна быть абсолютной, – заявляет Корниенко.
– Это как? – меня немного удивляет такая постановка вопроса, ведь никто не застрахован от неожиданностей, тем более на российских дорогах…
– В вождении обычных автомобилистов присутствует доля риска и неопределенности. Они не контролируют все. Но низкие скорости это позволяют. Когда ты едешь на высокой скорости, аварии быть не может – потому что ты ее просто не переживешь. И в связи с этим нужно полностью исключать ее вероятность. Хотя осторожность, когда ты водишь машину, должна быть абсолютной, на какой бы скорости ты ни ехал!
– Но как проконтролировать всё?
– Необходимо знать, как устроена машина и что происходит во время движения, понимать, как может развиваться ситуация и как управлять ею, тренироваться, учиться предсказывать и реагировать.
– Всё получается предсказать?
– Иногда – в последние годы это случается очень редко – я попадаю в ситуации, которые не предсказал. Но каждую из них я помню и в дальнейшем свою манеру езды выстраиваю так, чтобы подобное исключить. Вот пару недель назад, например, я ехал на ралли-спринте по закрытой специальной трассе, а у машины, которая шла до меня, в сугробе оторвало колесо, пилот и штурман выбрались из машины и стояли прямо передо мной за поворотом. Такого не должно происходить, и то, что ребята оказались прямо на проезжей части, я могу объяснить только состоянием шока. Тем не менее даже там я ехал так, чтобы от столкновения уклониться. Готовность к неожиданности нужна, но вот вопрос – а есть ли в происходящем что-то неожиданное? Надо планировать свои действия исходя из того, что может быть и вот так.
Вождение – это мера всего. Все, что человек умеет, ему понадобится на дороге. Если у него есть какой-то недостаток, то он вылезет. Если человек невнимательный, агрессивный, конфликтный, то все это проявится на трассе. Поэтому надо собственные недостатки отслеживать, контролировать и в идеале изживать.
– Навыки, приобретаемые и совершенствуемые за рулем, отражаются в обычной жизни, в быту?
– Эффективнее делаешь все, планируешь, – рассуждает Дмитрий. – Если можешь предсказать, что происходит на дороге, все остальное предсказать достаточно легко. Когда людей обучают контраварийной езде, то, бывает, говорят: «Вас случайно занесло, что делать?» От многих спортсменов слышал вопрос: «Как это – случайно?!» Ты же ведешь машину, и это ты ее отправляешь в занос. На хорошем уровне спортивного вождения случайного заноса быть не может. В жизни, конечно, могут произойти случайности. Но человек должен стремиться контролировать их все.
– Ну, это вопрос спорный, хорошо ли, когда человек все пытается контролировать…
– Надо уметь делать так, чтобы было хорошо, – улыбается Дмитрий. – Все непросто. Контроль тоже штука такая – слишком в рамки зажимает, не надо на нем помешанным быть. Надо еще и на самотек уметь ситуацию пускать.
Но в целом законы природы везде одинаковые. Как только ты выходишь за границы некоего своего представления, что, раз соблюдаешь определенные правила, ты в безопасности, начинаешь развивать навыки, чтобы несмотря ни на что себе эту безопасность обеспечивать. То есть на дороге ты следишь, чтобы тебя не занесло и чтобы, когда «случайно» занесло кого-то рядом, он не приехал прямо в тебя, наблюдаешь за собой и за поведением людей вокруг. В жизни ты делаешь все то же самое.
– А с детьми это работает?
– Дети очень предсказуемые существа. С ними надо играть, их надо кормить и им надо потакать. Они при этом предугадываемы совершенно.
«Сын ралли»
Останавливаемся у магазина, Катя выскакивает из машины купить воды, но задерживается. Дмитрий начинает волноваться.
– А позвонить? – не понимаю я его беспокойства.
– Дело в том, что у нас один телефон, и он сейчас у нее… – И тут же продолжает, видя мое недоумение: – Есть второй, но я почти не пользуюсь. Мы практически всегда вместе.
– Вообще всегда?
– Ну, когда в роддоме Катя находилась, были отдельно, но что так будет лучше, решали вместе. – Дмитрий уже не может ждать: – Схожу за ней, а ты за малышом последи.
Саша, родившийся три года назад через день после ралли «Батя», едет на машине с дедушкой и бабушкой (без их помощи судьям-супругам было бы сегодня сложнее погрузиться в свои обязанности). А на заднем сиденье Митиного «болида» в своем автокресле мирно посапывает младший Женя. Он имеет полное право зваться сыном ралли «Батя», так как родился на следующий день после соревнования в 2018 году. Пока папа с мамой высчитывали баллы, он терпеливо ждал, но, как только все закончилось, решил, что пора, и мама теперь с улыбкой вспоминает, как после тяжелого дня судейства во время родов хотелось спать…
Баланс порядка и беспорядка
Дмитрий и Екатерина возвращаются. Едем дальше.
– Как ваш день обычно проходит?
– Хаос, в котором мы наводим порядок. И как только некий порядок оказывается наведенным, мы придумываем, за что новое взяться, – смеется Дмитрий. – Ну, как правило, мы просыпаемся, и я начинаю играть с детьми и параллельно работать.
– Получается?
– Я уже программировал с детьми на голове, перебирал двигатель машины, когда дети растаскивают детали…
Дети, конечно, мешают, но не настолько, чтобы отказывать им, когда они хотят влезть под руку и посмотреть, что ты там делаешь. Им же интересно! И можно научиться в этот момент не напрягаться. Тогда ребенок свой интерес удовлетворит и пойдет заниматься чем-то дальше. И речь не о выдержке – за счет выдержки от раздражения не избавишься, – а о желании. Ты должен хотеть общаться с детьми.
– В детский сад скоро?
– Мы не планируем. Мне нравится самому с ними возиться. Что же касается школы, я пока не знаю, но в целом я считаю, что обучение должно идти через интерес, увлеченность. Если есть возможность и время этот интерес в детях раскрывать, то надо это делать самому. А в школе человек должен прийти вовремя, что-то там поделать – и это из урока в урок. Он учится дисциплине. А чему еще?..
– У вас дома порядок?
– Ну, чтобы ответить на этот вопрос, достаточно посмотреть на нашу машину, – смеются Дима и Катя, напоминая про содержимое багажника. – У нас баланс порядка и беспорядка.
– Мне кажется, у вас такая не совсем стандартная семья…
– Наверное, – Дима пожимает плечами. – Но я не вижу в нашей жизни чего-то такого особенного, я просто не ограничиваю себя в том, что делать и как жить.
– Не каждая супруга станет терпеть такой подход к жизни…
– Не каждую супругу саму будут терпеть с таким подходом, – парирует Катя.
– У вас изначально был схожий взгляд на жизнь?
– Изначально – нет, – возражает Дима. – Катя – корректор! Ее подход – все исправить.
Кто в доме штурман, а кто – пилот?
– У меня самая статичная профессия из всех профессий. Я филолог по образованию и была тупо корректором, – рассказывает Екатерина. – А познакомившись с Димой, я увидела: вот как, оказывается, еще люди-то живут… Прикольно…
– Ну и каково это – из корректоров к жизни не по правилам?
– Мы живем по своим правилам. И, надо сказать, не каждому корректору так везет – многих ждет окончательная и бесповоротная профдеформация. Я успела ее избежать.
– Как вы познакомились?
– Знакомились дважды. Оба раза примерно одинаково. Мы с друзьями загулялись допоздна, я хотела такси вызывать, а они мне говорят: какое такси, у нас есть один прекрасный человек!..
– А я сидел дома, – подхватывает Дима, – и друзья попросили ночью развезти их по домам. В то время они звонили мне в любое время суток с такими просьбами. Мне было интересно покататься, и я приезжал. Я тогда катался на «девятке» – старой, прогнившей, со сквозными дырами, но зато подготовленной к тому, чтобы выигрывать ралли-спринты. И вот на ней мы и поехали.
– В процессе выяснилось, что мы еще и живем недалеко друг от друга. Мы всех друзей развезли по домам и поехали уже вдвоем. Тогда я уже начала задумываться о своей судьбе… – улыбается Катя. – А через год ситуация повторилась.
– Слушай, Кот, а мы не проехали? – вдруг спрашивает Дима. Пока Катя рассказывала, она отвлеклась от навигатора, хотя до этого всю дорогу звучало ее «через двести метров направо», «через триста метров разворот»…
– Так тут же будет перед поворотом торговый центр большой, – влезаю я. – Сложно мимо проехать.
– Особенность пилота-раллиста в том, что он ничего не видит и ничего не знает, – терпеливо объясняет Дмитрий. – Пилот, который сам что-то замечает, мешает штурману управлять экипажем. Должно быть распределение ролей: один думает, как ехать, другой думает – куда. Тогда получается слаженная работа. А сложности возникают тогда, когда два человека в машине думают на одну тему, да еще и по-разному.
– Но вы же сейчас не на ралли, вы просто едете. Вы всегда так делаете?
– Как правило, да.
– Не каждый мужчина согласится, чтобы жена командовала, куда ему ехать…
– Сложный вопрос… Зависит от того, как сказать и что сказать, – рассуждает Дмитрий. ¬– Вообще штурман в профессиональном экипаже – всегда сильный психолог. Он знает, как сделать так, чтобы пилот ехал хорошо и правильно, находился в тонусе. Навык такой вырабатывается с опытом.
– А в семье у вас так же роли распределены? Кто пилот, кто штурман?
Оба задумываются.
– Если мы затрудняемся с ответом, – наконец говорит Катя, – значит, ролями мы меняемся.
Конструктив
И вот мы на финише. До того как прибудут первые участники, надо оборудовать судейский штаб – подключить ноутбуки, принтер, начать принимать данные с судейских постов, вносить их в таблицы, считать. Впереди несколько часов напряженной работы. Бок о бок. Время ограниченно. Цифры не всегда сходятся. Как сохранять спокойствие и избегать конфликтов?
– Когда мы считаем результаты ралли, то какие могут быть споры? Они неконструктивны. Если возник вопрос, не сходятся значения, надо сесть и перепроверить, – говорит Дмитрий. – Из автоспорта я вынес для себя несколько принципов, которые стал использовать в жизни. В том числе специфическое отношение к информации. Когда надо, чтобы пилот на большой скорости ехал хорошо, штурман должен давать ему только важную и нужную информацию. Говорить только о том, в чем он уверен. И по жизни я стараюсь не говорить лишнего.
Не рассуждать, а делать – правило Корниенко.
– А главный лайфхак, – говорит он, – нужно понять, что на деле часто все оказывается не так сложно, как предполагалось и планировалось.
Когда подсчеты наконец завершены, он признается:
– Несколько часов находишься в состоянии паранойи: считаешь – перепроверяешь, считаешь – перепроверяешь. И все эти значения, сложные места, цифры – у тебя в голове. Только вот сейчас, когда уже награждение, голова трещать перестает, отпускает… Сейчас домой приедем, обсудим с Катей это все, поболтаем, отдохнем…
– И все же, – удивляюсь я, – вы все время вдвоем: и дома, и везде. Можно ж достать друг друга…
– И такое бывало.
– И что делать?
– Да подождать просто надо, пройдет. Заняться какими-то другими делами, которые в одиночку не сделаешь, где нужна взаимопомощь, и раздражение станет второстепенным. Вот, – улыбается, – хотя бы поехать на ралли.
Добавить комментарий!