Анализируем детский рисунок семьи - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
8 июля в нашей стране отмечается замечательный праздник – День семьи,
Сейчас родители получили в руки универсальный и эффективный
      

Анализируем детский рисунок семьи - « Как воспитывать ребенка»

22-06-2024, 11:56


Изучение рисунка семьи является одним из самых известных и глубоких методов диагностики семейных отношений. Выбор цвета, расположение фигур, сюжет — каждый штрих может иметь смысл. Конечно, точный анализ может выполнить только психолог, но основные моменты анализа рисунка семьи полезно знать родителям, чтобы своевременно обнаружить тревожные нотки.



Что нужно знать о тестировании рисунка. Рисуночный тест основан на восприятии ребенком собственной семьи. Одни и те же события и действия дети и взрослые оценивают неодинаково, поэтому результаты нередко удивляют.



Тест проводится с детьми старше 5 лет. Понадобится лист бумаги и цветные карандаши. Ребенка просят нарисовать свою семью.
На все уточняющие вопросы — кого рисовать, с кем, где, а можно ли — нужно отвечать односложно: «Рисуй свою семью». Ребенок сам должен определить составляющие своего рисунка. Если он отказывается от задания, то тестирование лучше перенести.



При проведении тестирования учитывайте следующие моменты:




  1. Состояние ребенка. Он должен быть спокоен, никаких позитивных или негативных моментов перед тестированием быть не должно, иначе рисунок будет иметь ситуативный характер, и не будет отражать объективную картину.


  2. Лучше, если тестирование проведёт кто-то из знакомых. Если же тест проводите вы, то не стойте над ребенком, не давайте советов, не задавайте вопросов. Работа должна быть полностью самостоятельная.


  3. Не обсуждайте рисунок при ребенке — эта информация только для вас, а не для него.


  4. Не используйте для анализа случайно найденный рисунок семьи, так как неизвестно, с какой установкой он выполнялся.


  5. Проследите, в какой последовательности нарисованы члены семьи: кого ребенок начал рисовать первым, как перескакивает рука на ту или иную фигуру.



Шестилетнего Ваню попросили нарисовать семью, но вместо этого он нарисовал черно-белого щенка. Тест не удался, и я спросила, почему именно щенок. Мальчик рассказал, что ночью, когда он спал, папа привез щенка хаски ему в подарок, а утром пришлось идти в детский сад. При слове «семья» мысли ребенка переключились на щенка. Эмоции дня взяли вверх.



Этот же мальчик принес из дома рисунок семьи, где на переднем плане была нарисована кровать с лежачим человеком, а много мелких людей нарисовано по бокам. На уточняющий вопрос последовал ответ, что этот рисунок семьи для больного дедушки в больницу. Мама сказала: «Нарисуй всех, чтобы дедушка понял, что мы волнуемся и любим его. Так сработала установка».



На примерах видно, что важно соблюдать организационные особенности рисуночного теста.



Анализируем процесс и расположение фигур. Как правило, первым ребенок нарисует самого значимого для себя члена семьи. Затем менее значимого и так далее. Ближе к себе он расположит людей, с которыми имеет налаженный контакт. Иногда члены семьи могут на рисунке отсутствовать, и ребенок всегда находит этому объяснение: «Забыл», «Он уехал», «Просто здесь его нет», «Он в доме» и другие. Это говорит о негативном отношении к родственнику, и ребенок пытается от этих чувств избавиться, например: «Я ненавижу младшего брата, лучше б его не было». Или у ребенка нет с этим человеком контакта — он не присутствует в его жизни.



Если чадо не нарисовал себя, то это очень тревожный знак. Либо в своей семье его не замечают, он одинок, либо семья тестируемому не интересна.



Вымышленные персонажи на рисунке семьи говорят о неудовлетворенности. Если такие фигуры найдутся, то нужно расспросить, кто они и почему здесь. Это поможет понять и удовлетворить потребности ребенка.



Размер изображенного персонажа говорит о месте этого человека в жизни ребенка. Именно поэтому изображения бывают непропорциональными: бабушка больше папы, а кошка больше брата.



Если родственники расположены не по линейке, а на разной высоте, значит, ребенок выстраивает свою иерархию власти. Независимо от размера изображения, главнее тот, кто нарисован выше всех, а в самом низу — член семьи с минимальной властью.



Результаты могут удивлять: выше всех — маленькая новорожденная сестра, значит, именно она по мнению ребенка управляет всеми домочадцами. Это место может занимать мама, папа, дедушка или телевизор, а иногда Иван Иванович — папин начальник, из-за которого отец всегда злится на всех.



Имеет значение и расстояние между фигурками. С теми, с кем у ребенка есть контакт, ребенок обычно держится за руки.



Если же ребенок рисует себя очень маленьким или «загоняет» в угол листа, то у него проблемы с самооценкой (очень низкая). Тоже можно сказать и об очень большом центральном изображении себя — здесь явный эгоцентризм и завышенная самооценка.



Смотрим на части тела. Если они на своих местах и гармоничных размеров, то особых проблем не выявляется, но если одна часть значительно больше других или отсутствует совсем, то стоит задуматься:




  • рот — символ общения; огромный прорисованный рот говорит о вербальной агрессии, а отсутствие рта – о безмолвности;


  • глаза – зеркало души; огромные расширенные глаза — символ тревожности, глаза-щелочки означают непонимание ребенком души другого;


  • нос — символ честности; отсутствие носа или огромный нос говорят о каком-то семейном секрете или нечестности;


  • уши — орган восприятия; персонажи без ушей никого не слышат, а с большими ушами вынуждены постоянно всех выслушивать.


  • шея ассоциируется с самоконтролем, именно поэтому дети часто рисуют шеи у взрослых и забывают рисовать у детей;


  • руки — это способность что-то делать и менять, гармоничные руки с пятью пальцами — благоприятный знак, а если руки маленькие и пальцы отсутствуют — это говорит о беспомощности. Очень большие непропорциональные руки с прорисованными пальцами отдельного члена семьи могут свидетельствовать о физической агрессии или, напротив, о постоянной работе руками («рукастый», «золотые руки»);


  • ноги – символ твердости и опоры. Если ноги висят в воздухе или слабые, тонкие или без обуви, то есть проблемы с ощущением опоры и прочности в жизни.



Как только ребенок закончит рисовать, предложите ему рассказать о том, что он нарисовал и почему именно так. Заберите этот рисунок.



Если малыш не устал, то попросите его нарисовать семью, о которой он мечтает, в которой хотел бы жить. Разницу заметите сами. Сделайте выводы.



Светлана Садовникова



Фото с сайта koroleva-marina.ru


Изучение рисунка семьи является одним из самых известных и глубоких методов диагностики семейных отношений. Выбор цвета, расположение фигур, сюжет — каждый штрих может иметь смысл. Конечно, точный анализ может выполнить только психолог, но основные моменты анализа рисунка семьи полезно знать родителям, чтобы своевременно обнаружить тревожные нотки. Что нужно знать о тестировании рисунка. Рисуночный тест основан на восприятии ребенком собственной семьи. Одни и те же события и действия дети и взрослые оценивают неодинаково, поэтому результаты нередко удивляют. Тест проводится с детьми старше 5 лет. Понадобится лист бумаги и цветные карандаши. Ребенка просят нарисовать свою семью. На все уточняющие вопросы — кого рисовать, с кем, где, а можно ли — нужно отвечать односложно: «Рисуй свою семью». Ребенок сам должен определить составляющие своего рисунка. Если он отказывается от задания, то тестирование лучше перенести. При проведении тестирования учитывайте следующие моменты: Состояние ребенка. Он должен быть спокоен, никаких позитивных или негативных моментов перед тестированием быть не должно, иначе рисунок будет иметь ситуативный характер, и не будет отражать объективную картину. Лучше, если тестирование проведёт кто-то из знакомых. Если же тест проводите вы, то не стойте над ребенком, не давайте советов, не задавайте вопросов. Работа должна быть полностью самостоятельная. Не обсуждайте рисунок при ребенке — эта информация только для вас, а не для него. Не используйте для анализа случайно найденный рисунок семьи, так как неизвестно, с какой установкой он выполнялся. Проследите, в какой последовательности нарисованы члены семьи: кого ребенок начал рисовать первым, как перескакивает рука на ту или иную фигуру. Шестилетнего Ваню попросили нарисовать семью, но вместо этого он нарисовал черно-белого щенка. Тест не удался, и я спросила, почему именно щенок. Мальчик рассказал, что ночью, когда он спал, папа привез щенка хаски ему в подарок, а утром пришлось идти в детский сад. При слове «семья» мысли ребенка переключились на щенка. Эмоции дня взяли вверх. Этот же мальчик принес из дома рисунок семьи, где на переднем плане была нарисована кровать с лежачим человеком, а много мелких людей нарисовано по бокам. На уточняющий вопрос последовал ответ, что этот рисунок семьи для больного дедушки в больницу. Мама сказала: «Нарисуй всех, чтобы дедушка понял, что мы волнуемся и любим его. Так сработала установка». На примерах видно, что важно соблюдать организационные особенности рисуночного теста. Анализируем процесс и расположение фигур. Как правило, первым ребенок нарисует самого значимого для себя члена семьи. Затем менее значимого и так далее. Ближе к себе он расположит людей, с которыми имеет налаженный контакт. Иногда члены семьи могут на рисунке отсутствовать, и ребенок всегда находит этому объяснение: «Забыл», «Он уехал», «Просто здесь его нет», «Он в доме» и другие. Это говорит о негативном отношении к родственнику, и ребенок пытается от этих чувств избавиться, например: «Я ненавижу младшего брата, лучше б его не было». Или у ребенка нет с этим человеком контакта — он не присутствует в его жизни. Если чадо не нарисовал себя, то это очень тревожный знак. Либо в своей семье его не замечают, он одинок, либо семья тестируемому не интересна. Вымышленные персонажи на рисунке семьи говорят о неудовлетворенности. Если такие фигуры найдутся, то нужно расспросить, кто они и почему здесь. Это поможет понять и удовлетворить потребности ребенка. Размер изображенного персонажа говорит о месте этого человека в жизни ребенка. Именно поэтому изображения бывают непропорциональными: бабушка больше папы, а кошка больше брата. Если родственники расположены не по линейке, а на разной высоте, значит, ребенок выстраивает свою иерархию власти. Независимо от размера изображения, главнее тот, кто нарисован выше всех, а в самом низу — член семьи с минимальной властью. Результаты могут удивлять: выше всех — маленькая новорожденная сестра, значит, именно она по мнению ребенка управляет всеми домочадцами. Это место может занимать мама, папа, дедушка или телевизор, а иногда Иван Иванович — папин начальник, из-за которого отец всегда злится на всех. Имеет значение и расстояние между фигурками. С теми, с кем у ребенка есть контакт, ребенок обычно держится за руки. Если же ребенок рисует себя очень маленьким или «загоняет» в угол листа, то у него проблемы с самооценкой (очень низкая). Тоже можно сказать и об очень большом центральном изображении себя — здесь явный эгоцентризм и завышенная самооценка. Смотрим на части тела. Если они на своих местах и гармоничных размеров, то особых проблем не выявляется, но если одна часть значительно больше других или отсутствует совсем, то стоит задуматься: рот — символ общения; огромный прорисованный рот говорит о вербальной агрессии, а отсутствие рта – о безмолвности; глаза – зеркало души; огромные расширенные глаза — символ тревожности, глаза-щелочки означают непонимание ребенком души другого; нос — символ честности; отсутствие носа или огромный нос говорят о каком-то семейном секрете или нечестности; уши — орган восприятия; персонажи без ушей никого не слышат, а с большими ушами вынуждены постоянно всех выслушивать. шея ассоциируется с самоконтролем, именно поэтому дети часто рисуют шеи у взрослых и забывают рисовать у детей; руки — это способность что-то делать и менять, гармоничные руки с пятью пальцами — благоприятный знак, а если руки маленькие и пальцы отсутствуют — это говорит о беспомощности. Очень большие непропорциональные руки с прорисованными пальцами отдельного члена семьи могут свидетельствовать о физической агрессии или, напротив, о постоянной работе руками («рукастый», «золотые руки»); ноги – символ твердости и опоры. Если ноги висят в воздухе или слабые, тонкие или без обуви, то есть проблемы с ощущением опоры и прочности в жизни. Как только ребенок закончит рисовать, предложите ему рассказать о том, что он нарисовал и почему именно так. Заберите этот рисунок. Если малыш не устал, то попросите его нарисовать семью, о которой он мечтает, в которой хотел бы жить. Разницу заметите сами. Сделайте выводы. Светлана Садовникова Фото с сайта koroleva-marina.ru
22-06-2024, 11:56
Автор - Лавр
Просмотров - 198
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»
О конфликтах родителей и детей сказано и написано много. Но проблема не исчезает и не решается. Что-то не срабатывает, где-то сбоит… «У психологии нет волшебной палочки и ключей от прекрасной жизни, — говорит психолог c

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Новый год: как подарить детям сказку - « Как воспитывать ребенка»

Новый год: как подарить детям сказку - « Как воспитывать ребенка»
Новый год по традиции принято встречать в кругу семьи. С малышами обычно все просто: вечером поздравили, поиграли, уложили спать, а утром счастливый ребенок радостно достает из-под ёлки долгожданный подарок от Деда

Алименты на ребенка: правила расчета и взыскания в 2024 году - «Семья»

Алименты на ребенка: правила расчета и взыскания в 2024 году - «Семья»
Платить алименты на ребенка - обязанность родителей (чаще всего - отцов), которую они могут исполнять как добровольно, так и по решению суда. Каков размер этих... МОСКВА, 30 янв — . Платить алименты на ребенка -

Алименты на ребенка: правила расчета и взыскания в 2023 году - «Семья»

Алименты на ребенка: правила расчета и взыскания в 2023 году - «Семья»
Платить алименты на ребенка - обязанность родителей (чаще всего - отцов), которую они могут исполнять как добровольно, так и по решению суда. Каков размер этих... МОСКВА, 30 янв — . Платить алименты на ребенка -
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика