| Томская область Особое внимание – родным участников и ветеранов
Дерево с золотыми яблоками - «Отцы и дети»
2-06-2022, 11:56
Фрагмент из книги «Человек умер. Что делать?» (издательство «Никея»). Автор-составитель — психолог Михаил Хасьминский.
Если взрослые избегают говорить об умершем, детское горе может остаться не до конца прожитым. Покойный должен занять определенное место в душе ребенка. Желательно время от времени вслух вспоминать об ушедшем, об интересных моментах его жизни, особенно из детства. Отправляясь на кладбище, пригласите ребенка с собой, но не настаивайте, если он отказывается. Можно привлечь его оформлению памятного фотоальбома, а в годовщину смерти в той или иной форме нужно почтить память умершего.
Родителям и другим родственникам важно позволять детям видеть свою печаль, важно делиться своими чувствами. Если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо. В то же время надо учитывать, что дети не в состоянии вынести весь груз боли, испытываемый взрослыми, поэтому нужно стараться сбалансировать, насколько возможно, разделение печальных чувств и совместные более приятные дела.
С форума сайта memoriam.ru:
Наш папуля просто ушел на работу и не вернулся – остановилось сердце. Когда мне сказали, я вообще не могла думать про детей, хотя находилась с ними дома. Настолько была поглощена случившимся.
…
Я даже не сомневалась в том, что должна сказать старшей дочери (ей семь лет), что папа умер. Мы сели с ней рядом после похорон, и я нашла именно те нужные слова, которые не сломали психику ребенка, а дали ей возможность понять, что произошло. Она думала, что умирают только старые люди, но когда на кладбище дочь увидела могилы детей, то поняла, что уйти может каждый, когда придет его срок. Удивительно, но она все приняла. Мы часто вспоминаем папу, какой он был.
А малышка Сонечка, которой всего еще три годика, не верит, что папа не придет. Часто смотрит его фотографии, иногда просыпается по ночам и плачет. Я, конечно, ее утешаю, хотя самой очень больно. Но главный, кто помогает ей пройти этот путь, — ее сестренка. Она говорит с ней, рассказывает сказки, вспоминает с ней папу и всегда произносит: «Сонюшка, мы выживем, потому что у нас есть мама. А папа всегда будет рядом, просто мы его не видим. Ведь он нас очень любит». И знаете, когда я это слышу, то утираю слезы, наступаю на свою боль и просто занимаюсь детьми.
Старшую дочку я водила на занятия с психологом, сейчас хожу к нему сама. И мне сказали, что я все сделала правильно. Когда дочку попросили нарисовать дерево, она разделила его на три части: что было, что есть и что будет. И вы знаете, какое самое главное мое достижение? У дерева на рисунке очень красивая светлая корона – будущее с золотыми яблоками. Она знает, что у нее есть будущее, что рядом мама, и, значит, мы, все три папины девочки, будем счастливы!!! И я очень стараюсь сделать так, чтобы мои самые любимые дочки и папу не забыли, и безболезненно шли вперед. М.
Фрагмент из книги «Человек умер. Что делать?» (издательство «Никея»). Автор-составитель — психолог Михаил Хасьминский. Если взрослые избегают говорить об умершем, детское горе может остаться не до конца прожитым. Покойный должен занять определенное место в душе ребенка. Желательно время от времени вслух вспоминать об ушедшем, об интересных моментах его жизни, особенно из детства. Отправляясь на кладбище, пригласите ребенка с собой, но не настаивайте, если он отказывается. Можно привлечь его оформлению памятного фотоальбома, а в годовщину смерти в той или иной форме нужно почтить память умершего. Родителям и другим родственникам важно позволять детям видеть свою печаль, важно делиться своими чувствами. Если они скрывают свои переживания, ребенок может подумать, что горе неприемлемо. В то же время надо учитывать, что дети не в состоянии вынести весь груз боли, испытываемый взрослыми, поэтому нужно стараться сбалансировать, насколько возможно, разделение печальных чувств и совместные более приятные дела. С форума сайта memoriam. ru: Наш папуля просто ушел на работу и не вернулся – остановилось сердце. Когда мне сказали, я вообще не могла думать про детей, хотя находилась с ними дома. Настолько была поглощена случившимся. … Я даже не сомневалась в том, что должна сказать старшей дочери (ей семь лет), что папа умер. Мы сели с ней рядом после похорон, и я нашла именно те нужные слова, которые не сломали психику ребенка, а дали ей возможность понять, что произошло. Она думала, что умирают только старые люди, но когда на кладбище дочь увидела могилы детей, то поняла, что уйти может каждый, когда придет его срок. Удивительно, но она все приняла. Мы часто вспоминаем папу, какой он был. А малышка Сонечка, которой всего еще три годика, не верит, что папа не придет. Часто смотрит его фотографии, иногда просыпается по ночам и плачет. Я, конечно, ее утешаю, хотя самой очень больно. Но главный, кто помогает ей пройти этот путь, — ее сестренка. Она говорит с ней, рассказывает сказки, вспоминает с ней папу и всегда произносит: «Сонюшка, мы выживем, потому что у нас есть мама. А папа всегда будет рядом, просто мы его не видим. Ведь он нас очень любит». И знаете, когда я это слышу, то утираю слезы, наступаю на свою боль и просто занимаюсь детьми. Старшую дочку я водила на занятия с психологом, сейчас хожу к нему сама. И мне сказали, что я все сделала правильно. Когда дочку попросили нарисовать дерево, она разделила его на три части: что было, что есть и что будет. И вы знаете, какое самое главное мое достижение? У дерева на рисунке очень красивая светлая корона – будущее с золотыми яблоками. Она знает, что у нее есть будущее, что рядом мама, и, значит, мы, все три папины девочки, будем счастливы!!! И я очень стараюсь сделать так, чтобы мои самые любимые дочки и папу не забыли, и безболезненно шли вперед. М. Читайте также: Не так страшна травма, как ее тень Три истории про смерть, детские переживания и свободу. Подробнее
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]
В начале встречи он предупреждает: говорить о том, как воспитывать деток в 5-7 лет, не будет. Делиться собственным отцовским опытом как отец единственного сына – тоже. Говорить нужно о том, в чем разбираешься...
Когда папе Елены Поповой было три года, у него на глазах покончил с собой его отец. Теперь она, психолог, говорит: «если бы с папой тогда поработал психолог, возможно, он, мудрый и бесконечно добрый человек, не ушел...
Он сразу говорит, что не любит вести серьезные разговоры, боится слова «лекторий» и пришел «поделиться шишками». «Я тот самый отец, – признается, – который, утром отвозя детей в школу, не скрывая, радуется,...
У них странные интересы. Они все время спорят. Они ничего не хотят. Они – подростки. Что мы, родители, знаем о них? И что нам с ними делать? Об этом на встрече в рамках Клуба отцов Московского семейного...
Добавить комментарий!