Как развивать критическое мышление у ребенка - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Если в семье двое или более детей, то ссоры и конфликты между ними
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
      

Как развивать критическое мышление у ребенка - « Как воспитывать ребенка»

23-03-2024, 11:56


К современному человеку предъявляется много требований, среди которых — умение критически мыслить. Вот только в школе этому не учат. Школьная программа подразумевает выполнение домашних заданий из разряда «выучил – рассказал» и «понял – применил». В школе не учат сомневаться, доказывать, анализировать, оценивать риски, а для успешной карьеры эти качества являются приоритетными. Следовательно, задача развития критического мышления у детей полностью ложится на плечи родителей. И чем раньше мы начнем развивать его, тем лучше будут результаты.


Что такое критическое мышление. Мы привыкли требовать от детей послушания и веры. Конечно, взрослые лучше знают, поэтому дети должны верить всему, что они им говорят. С маленькими детьми этот подход понятен, но дети становятся старше, а мир вокруг них все интереснее и сложнее. Возникают ситуации, когда рядом нет мамы и папы, а решение принять необходимо. Вот здесь и проявляется потребность в критическом мышлении — умении анализировать и оценивать мир вокруг.



Мыслить критически – значит:



  • объективно оценивать любую ситуацию;

  • оценивать риск и выгоду;

  • искать и анализировать информацию;

  • оценивать последствия своих действий;

  • иметь свое аргументированное мнение.



Критически мыслящий человек всегда сомневается и ищет доказательства правильности своих выводов. Он не верит сомнительным людям, отделяет достоверную информацию от слухов, не принимает необдуманных решений.



Дети, способные критически мыслить, глубже познают мир и старательнее изучают школьные предметы, они не попадаются на удочки безнравственных сверстников, способны сказать «нет», не боятся выглядеть неприглядно в глазах других, если действуют в своих интересах.



Здоровое сомнение и неуверенность — не одно и то же. Сомнения приводят к необходимости поиска аргументов, которые придадут уверенности в себе.



Важность развития критического мышления трудно переоценить, но нужно помнить, что это длительная планомерная работа, которую начать нужно прямо сейчас.


Начнем с себя: полезные привычки родителей. Родителям стоит сформировать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям учиться объективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения.



1. Не спешите отвечать на все вопросы. Ответ не останется в памяти и не разовьет детское мышление, а вот если вы выдвинете несколько гипотез, а потом начнете их опровергать или доказывать, то эта информация запомнится надолго.



2. Учите детей не бояться ошибок. Человеку свойственно ошибаться. В игре с ребенком можно специально что-то сделать не так, как нужно, чтобы он увидел несоответствие. Хвалите, если он заметил ошибку, и возвращайтесь к ней, если пропустил. Так ребенок будет более внимательным в игре. При этом факт того, что ошибку можно исправить, снижает боязнь ее совершить. И, кстати, ошибки могут поднять настроение, разрядить обстановку и снять напряжение.



3. Поддерживайте разговор вопросами и применяйте технику активного слушания. Другими словами, повторяйте последнюю фразу ребенка, переспрашивайте об отдельных деталях. Общение – это диалог, а не монолог. Монотонный рассказ о чем-то быстро надоедает, а вот увлеченная беседа или даже спор намного полезнее и интереснее. Диалог – это активная форма усвоения информации, а если в ходе него еще и были устранены нотки сомнения, то информация освоится качественнее.



4. Играйте с детьми в игры. Их множество — словесных, настольных, интерактивных, направленных на развитие критического мышления — позволяющих взрослому быть смешным и активным, а ребенку — равным, поэтому дети всегда серьезно относятся к игре.


Способы развития критического мышления у детей. О критическом мышлении нужно помнить всегда, даже в повседневной деятельности. Предлагаем несколько простых способов, не требующих специальной подготовки и большого количества времени.




  • Выделять главное. После любой новой информации — чтения книги, познавательного рассказа, важной инструкции, просмотра фильма — попросите ребенка выделить главное. Задавайте наводящие вопросы, затем — уточняющие. Так ребенок будет учиться отделять главную информацию от второстепенной.


  • Отделять факт от мнения.
    Информация основывается на фактах, а не на мнениях. Дождь на улице – это факт, а суждение бабушки о том, что гулять нельзя – это мнение. Гулять под дождем можно, и многие это любят делать. Стоит обуть сапоги, надеть куртку и взять зонтик – появится собственное мнение. Но факт — идет дождь — неоспорим.


  • Искать причину и следствие.
    У любого действия и поступка есть причина, найти которую можно, ответив на вопрос: «Почему?». Следствие – то, что произошло после действия. Между следствием и причиной есть связь. Необходимо учить детей отслеживать её. Ребенок опоздал в школу, потому что проспал, а причина в том, что он поздно лег спать. Опоздание – следствие, к которому можно добавить несобранность на уроке и плохую оценку за контрольную. Задавайте детям вопросы: «Почему?» и «К чему это привело?». Учите понимать причины и предвидеть последствия поступков.


  • Рассматривать все варианты.
    Объясняйте ребенку, что у одной задачи может быть несколько решений. У человека всегда есть выбор. Рассматривайте простые бытовые ситуации: поехать на автобусе или пойти пешком, поужинать дома или в кафе, поиграть в игру или почитать книгу. Можно предлагать разные решения на примере литературных героев или вымышленных ситуаций. Ребенок должен понимать, что каждый вариант имеет свои последствия, и учиться выбирать лучший.



Умение критически мыслить может войти в привычку, если проводить эту работу постоянно. Одноразовые акции полезны, но не эффективны, поэтому обсуждайте с ребенком причины и следствия, ищите самые выгодные варианты выхода из ситуаций, признавайте ошибки и учитесь их исправлять, поощряйте детскую любознательность.



Светлана Садовникова



Фото с сайта kartinkof.club


К современному человеку предъявляется много требований, среди которых — умение критически мыслить. Вот только в школе этому не учат. Школьная программа подразумевает выполнение домашних заданий из разряда «выучил – рассказал» и «понял – применил». В школе не учат сомневаться, доказывать, анализировать, оценивать риски, а для успешной карьеры эти качества являются приоритетными. Следовательно, задача развития критического мышления у детей полностью ложится на плечи родителей. И чем раньше мы начнем развивать его, тем лучше будут результаты. Что такое критическое мышление. Мы привыкли требовать от детей послушания и веры. Конечно, взрослые лучше знают, поэтому дети должны верить всему, что они им говорят. С маленькими детьми этот подход понятен, но дети становятся старше, а мир вокруг них все интереснее и сложнее. Возникают ситуации, когда рядом нет мамы и папы, а решение принять необходимо. Вот здесь и проявляется потребность в критическом мышлении — умении анализировать и оценивать мир вокруг. Мыслить критически – значит: объективно оценивать любую ситуацию; оценивать риск и выгоду; искать и анализировать информацию; оценивать последствия своих действий; иметь свое аргументированное мнение. Критически мыслящий человек всегда сомневается и ищет доказательства правильности своих выводов. Он не верит сомнительным людям, отделяет достоверную информацию от слухов, не принимает необдуманных решений. Дети, способные критически мыслить, глубже познают мир и старательнее изучают школьные предметы, они не попадаются на удочки безнравственных сверстников, способны сказать «нет», не боятся выглядеть неприглядно в глазах других, если действуют в своих интересах. Здоровое сомнение и неуверенность — не одно и то же. Сомнения приводят к необходимости поиска аргументов, которые придадут уверенности в себе. Важность развития критического мышления трудно переоценить, но нужно помнить, что это длительная планомерная работа, которую начать нужно прямо сейчас. Начнем с себя: полезные привычки родителей. Родителям стоит сформировать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям учиться объективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения. 1. Не спешите отвечать на все вопросы. Ответ не останется в памяти и не разовьет детское мышление, а вот если вы выдвинете несколько гипотез, а потом начнете их опровергать или доказывать, то эта информация запомнится надолго. 2. Учите детей не бояться ошибок. Человеку свойственно ошибаться. В игре с ребенком можно специально что-то сделать не так, как нужно, чтобы он увидел несоответствие. Хвалите, если он заметил ошибку, и возвращайтесь к ней, если пропустил. Так ребенок будет более внимательным в игре. При этом факт того, что ошибку можно исправить, снижает боязнь ее совершить. И, кстати, ошибки могут поднять настроение, разрядить обстановку и снять напряжение. 3. Поддерживайте разговор вопросами и применяйте технику активного слушания. Другими словами, повторяйте последнюю фразу ребенка, переспрашивайте об отдельных деталях. Общение – это диалог, а не монолог. Монотонный рассказ о чем-то быстро надоедает, а вот увлеченная беседа или даже спор намного полезнее и интереснее. Диалог – это активная форма усвоения информации, а если в ходе него еще и были устранены нотки сомнения, то информация освоится качественнее. 4. Играйте с детьми в игры. Их множество — словесных, настольных, интерактивных, направленных на развитие критического мышления — позволяющих взрослому быть смешным и активным, а ребенку — равным, поэтому дети всегда серьезно относятся к игре. Способы развития критического мышления у детей. О критическом мышлении нужно помнить всегда, даже в повседневной деятельности. Предлагаем несколько простых способов, не требующих специальной подготовки и большого количества времени. Выделять главное. После любой новой информации — чтения книги, познавательного рассказа, важной инструкции, просмотра фильма — попросите ребенка выделить главное. Задавайте наводящие вопросы, затем — уточняющие. Так ребенок будет учиться отделять главную информацию от второстепенной. Отделять факт от мнения. Информация основывается на фактах, а не на мнениях. Дождь на улице – это факт, а суждение бабушки о том, что гулять нельзя – это мнение. Гулять под дождем можно, и многие это любят делать. Стоит обуть сапоги, надеть куртку и взять зонтик – появится собственное мнение. Но факт — идет дождь — неоспорим. Искать причину и следствие. У любого действия и поступка есть причина, найти которую можно, ответив на вопрос: «Почему?». Следствие – то, что произошло после действия. Между следствием и причиной есть связь. Необходимо учить детей отслеживать её. Ребенок опоздал в школу, потому что проспал, а причина в том, что он поздно лег спать. Опоздание – следствие, к которому можно добавить несобранность на уроке и плохую оценку за контрольную. Задавайте детям вопросы: «Почему?» и «К чему это привело?». Учите понимать причины и предвидеть последствия поступков. Рассматривать все варианты. Объясняйте ребенку, что у одной задачи может быть несколько решений. У человека всегда есть выбор. Рассматривайте простые бытовые ситуации: поехать на автобусе или пойти пешком, поужинать дома или в кафе, поиграть в игру или почитать книгу. Можно предлагать разные решения на примере литературных героев или вымышленных ситуаций. Ребенок должен понимать, что каждый вариант имеет свои последствия, и учиться выбирать лучший. Умение критически мыслить может войти в привычку, если проводить эту работу постоянно. Одноразовые акции полезны, но не эффективны, поэтому обсуждайте с ребенком причины и следствия, ищите самые выгодные варианты выхода из ситуаций, признавайте ошибки и учитесь их исправлять, поощряйте детскую любознательность. Светлана Садовникова Фото с сайта kartinkof.club
23-03-2024, 11:56
Автор - Любовь
Просмотров - 334
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»
О конфликтах родителей и детей сказано и написано много. Но проблема не исчезает и не решается. Что-то не срабатывает, где-то сбоит… «У психологии нет волшебной палочки и ключей от прекрасной жизни, — говорит психолог c

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка»

Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка»
К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его...

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»
Он сразу говорит, что не любит вести серьезные разговоры, боится слова «лекторий» и пришел «поделиться шишками». «Я тот самый отец, – признается, – который, утром отвозя детей в школу, не скрывая, радуется,...

Если с ребёнком трудно… - « Как воспитывать ребенка»

Если с ребёнком трудно… - « Как воспитывать ребенка»
Екатерина Мурашова — практикующий детский и семейный психолог, автор популярных книг по детской психологии — в ходе прямого эфира 15 ноября рассказала о сложностях, которые встречаются в отношениях с ребёнком, и...
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика