Как развивать критическое мышление у ребенка - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Как развивать критическое мышление у ребенка - « Как воспитывать ребенка»

23-03-2024, 11:56


К современному человеку предъявляется много требований, среди которых — умение критически мыслить. Вот только в школе этому не учат. Школьная программа подразумевает выполнение домашних заданий из разряда «выучил – рассказал» и «понял – применил». В школе не учат сомневаться, доказывать, анализировать, оценивать риски, а для успешной карьеры эти качества являются приоритетными. Следовательно, задача развития критического мышления у детей полностью ложится на плечи родителей. И чем раньше мы начнем развивать его, тем лучше будут результаты.


Что такое критическое мышление. Мы привыкли требовать от детей послушания и веры. Конечно, взрослые лучше знают, поэтому дети должны верить всему, что они им говорят. С маленькими детьми этот подход понятен, но дети становятся старше, а мир вокруг них все интереснее и сложнее. Возникают ситуации, когда рядом нет мамы и папы, а решение принять необходимо. Вот здесь и проявляется потребность в критическом мышлении — умении анализировать и оценивать мир вокруг.



Мыслить критически – значит:



  • объективно оценивать любую ситуацию;

  • оценивать риск и выгоду;

  • искать и анализировать информацию;

  • оценивать последствия своих действий;

  • иметь свое аргументированное мнение.



Критически мыслящий человек всегда сомневается и ищет доказательства правильности своих выводов. Он не верит сомнительным людям, отделяет достоверную информацию от слухов, не принимает необдуманных решений.



Дети, способные критически мыслить, глубже познают мир и старательнее изучают школьные предметы, они не попадаются на удочки безнравственных сверстников, способны сказать «нет», не боятся выглядеть неприглядно в глазах других, если действуют в своих интересах.



Здоровое сомнение и неуверенность — не одно и то же. Сомнения приводят к необходимости поиска аргументов, которые придадут уверенности в себе.



Важность развития критического мышления трудно переоценить, но нужно помнить, что это длительная планомерная работа, которую начать нужно прямо сейчас.


Начнем с себя: полезные привычки родителей. Родителям стоит сформировать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям учиться объективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения.



1. Не спешите отвечать на все вопросы. Ответ не останется в памяти и не разовьет детское мышление, а вот если вы выдвинете несколько гипотез, а потом начнете их опровергать или доказывать, то эта информация запомнится надолго.



2. Учите детей не бояться ошибок. Человеку свойственно ошибаться. В игре с ребенком можно специально что-то сделать не так, как нужно, чтобы он увидел несоответствие. Хвалите, если он заметил ошибку, и возвращайтесь к ней, если пропустил. Так ребенок будет более внимательным в игре. При этом факт того, что ошибку можно исправить, снижает боязнь ее совершить. И, кстати, ошибки могут поднять настроение, разрядить обстановку и снять напряжение.



3. Поддерживайте разговор вопросами и применяйте технику активного слушания. Другими словами, повторяйте последнюю фразу ребенка, переспрашивайте об отдельных деталях. Общение – это диалог, а не монолог. Монотонный рассказ о чем-то быстро надоедает, а вот увлеченная беседа или даже спор намного полезнее и интереснее. Диалог – это активная форма усвоения информации, а если в ходе него еще и были устранены нотки сомнения, то информация освоится качественнее.



4. Играйте с детьми в игры. Их множество — словесных, настольных, интерактивных, направленных на развитие критического мышления — позволяющих взрослому быть смешным и активным, а ребенку — равным, поэтому дети всегда серьезно относятся к игре.


Способы развития критического мышления у детей. О критическом мышлении нужно помнить всегда, даже в повседневной деятельности. Предлагаем несколько простых способов, не требующих специальной подготовки и большого количества времени.




  • Выделять главное. После любой новой информации — чтения книги, познавательного рассказа, важной инструкции, просмотра фильма — попросите ребенка выделить главное. Задавайте наводящие вопросы, затем — уточняющие. Так ребенок будет учиться отделять главную информацию от второстепенной.


  • Отделять факт от мнения.
    Информация основывается на фактах, а не на мнениях. Дождь на улице – это факт, а суждение бабушки о том, что гулять нельзя – это мнение. Гулять под дождем можно, и многие это любят делать. Стоит обуть сапоги, надеть куртку и взять зонтик – появится собственное мнение. Но факт — идет дождь — неоспорим.


  • Искать причину и следствие.
    У любого действия и поступка есть причина, найти которую можно, ответив на вопрос: «Почему?». Следствие – то, что произошло после действия. Между следствием и причиной есть связь. Необходимо учить детей отслеживать её. Ребенок опоздал в школу, потому что проспал, а причина в том, что он поздно лег спать. Опоздание – следствие, к которому можно добавить несобранность на уроке и плохую оценку за контрольную. Задавайте детям вопросы: «Почему?» и «К чему это привело?». Учите понимать причины и предвидеть последствия поступков.


  • Рассматривать все варианты.
    Объясняйте ребенку, что у одной задачи может быть несколько решений. У человека всегда есть выбор. Рассматривайте простые бытовые ситуации: поехать на автобусе или пойти пешком, поужинать дома или в кафе, поиграть в игру или почитать книгу. Можно предлагать разные решения на примере литературных героев или вымышленных ситуаций. Ребенок должен понимать, что каждый вариант имеет свои последствия, и учиться выбирать лучший.



Умение критически мыслить может войти в привычку, если проводить эту работу постоянно. Одноразовые акции полезны, но не эффективны, поэтому обсуждайте с ребенком причины и следствия, ищите самые выгодные варианты выхода из ситуаций, признавайте ошибки и учитесь их исправлять, поощряйте детскую любознательность.



Светлана Садовникова



Фото с сайта kartinkof.club


К современному человеку предъявляется много требований, среди которых — умение критически мыслить. Вот только в школе этому не учат. Школьная программа подразумевает выполнение домашних заданий из разряда «выучил – рассказал» и «понял – применил». В школе не учат сомневаться, доказывать, анализировать, оценивать риски, а для успешной карьеры эти качества являются приоритетными. Следовательно, задача развития критического мышления у детей полностью ложится на плечи родителей. И чем раньше мы начнем развивать его, тем лучше будут результаты. Что такое критическое мышление. Мы привыкли требовать от детей послушания и веры. Конечно, взрослые лучше знают, поэтому дети должны верить всему, что они им говорят. С маленькими детьми этот подход понятен, но дети становятся старше, а мир вокруг них все интереснее и сложнее. Возникают ситуации, когда рядом нет мамы и папы, а решение принять необходимо. Вот здесь и проявляется потребность в критическом мышлении — умении анализировать и оценивать мир вокруг. Мыслить критически – значит: объективно оценивать любую ситуацию; оценивать риск и выгоду; искать и анализировать информацию; оценивать последствия своих действий; иметь свое аргументированное мнение. Критически мыслящий человек всегда сомневается и ищет доказательства правильности своих выводов. Он не верит сомнительным людям, отделяет достоверную информацию от слухов, не принимает необдуманных решений. Дети, способные критически мыслить, глубже познают мир и старательнее изучают школьные предметы, они не попадаются на удочки безнравственных сверстников, способны сказать «нет», не боятся выглядеть неприглядно в глазах других, если действуют в своих интересах. Здоровое сомнение и неуверенность — не одно и то же. Сомнения приводят к необходимости поиска аргументов, которые придадут уверенности в себе. Важность развития критического мышления трудно переоценить, но нужно помнить, что это длительная планомерная работа, которую начать нужно прямо сейчас. Начнем с себя: полезные привычки родителей. Родителям стоит сформировать у себя несколько простых привычек, которые помогут детям учиться объективно оценивать информацию и принимать взвешенные решения. 1. Не спешите отвечать на все вопросы. Ответ не останется в памяти и не разовьет детское мышление, а вот если вы выдвинете несколько гипотез, а потом начнете их опровергать или доказывать, то эта информация запомнится надолго. 2. Учите детей не бояться ошибок. Человеку свойственно ошибаться. В игре с ребенком можно специально что-то сделать не так, как нужно, чтобы он увидел несоответствие. Хвалите, если он заметил ошибку, и возвращайтесь к ней, если пропустил. Так ребенок будет более внимательным в игре. При этом факт того, что ошибку можно исправить, снижает боязнь ее совершить. И, кстати, ошибки могут поднять настроение, разрядить обстановку и снять напряжение. 3. Поддерживайте разговор вопросами и применяйте технику активного слушания. Другими словами, повторяйте последнюю фразу ребенка, переспрашивайте об отдельных деталях. Общение – это диалог, а не монолог. Монотонный рассказ о чем-то быстро надоедает, а вот увлеченная беседа или даже спор намного полезнее и интереснее. Диалог – это активная форма усвоения информации, а если в ходе него еще и были устранены нотки сомнения, то информация освоится качественнее. 4. Играйте с детьми в игры. Их множество — словесных, настольных, интерактивных, направленных на развитие критического мышления — позволяющих взрослому быть смешным и активным, а ребенку — равным, поэтому дети всегда серьезно относятся к игре. Способы развития критического мышления у детей. О критическом мышлении нужно помнить всегда, даже в повседневной деятельности. Предлагаем несколько простых способов, не требующих специальной подготовки и большого количества времени. Выделять главное. После любой новой информации — чтения книги, познавательного рассказа, важной инструкции, просмотра фильма — попросите ребенка выделить главное. Задавайте наводящие вопросы, затем — уточняющие. Так ребенок будет учиться отделять главную информацию от второстепенной. Отделять факт от мнения. Информация основывается на фактах, а не на мнениях. Дождь на улице – это факт, а суждение бабушки о том, что гулять нельзя – это мнение. Гулять под дождем можно, и многие это любят делать. Стоит обуть сапоги, надеть куртку и взять зонтик – появится собственное мнение. Но факт — идет дождь — неоспорим. Искать причину и следствие. У любого действия и поступка есть причина, найти которую можно, ответив на вопрос: «Почему?». Следствие – то, что произошло после действия. Между следствием и причиной есть связь. Необходимо учить детей отслеживать её. Ребенок опоздал в школу, потому что проспал, а причина в том, что он поздно лег спать. Опоздание – следствие, к которому можно добавить несобранность на уроке и плохую оценку за контрольную. Задавайте детям вопросы: «Почему?» и «К чему это привело?». Учите понимать причины и предвидеть последствия поступков. Рассматривать все варианты. Объясняйте ребенку, что у одной задачи может быть несколько решений. У человека всегда есть выбор. Рассматривайте простые бытовые ситуации: поехать на автобусе или пойти пешком, поужинать дома или в кафе, поиграть в игру или почитать книгу. Можно предлагать разные решения на примере литературных героев или вымышленных ситуаций. Ребенок должен понимать, что каждый вариант имеет свои последствия, и учиться выбирать лучший. Умение критически мыслить может войти в привычку, если проводить эту работу постоянно. Одноразовые акции полезны, но не эффективны, поэтому обсуждайте с ребенком причины и следствия, ищите самые выгодные варианты выхода из ситуаций, признавайте ошибки и учитесь их исправлять, поощряйте детскую любознательность. Светлана Садовникова Фото с сайта kartinkof.club
23-03-2024, 11:56
Автор - Любовь
Просмотров - 489
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»
О конфликтах родителей и детей сказано и написано много. Но проблема не исчезает и не решается. Что-то не срабатывает, где-то сбоит… «У психологии нет волшебной палочки и ключей от прекрасной жизни, — говорит психолог c

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка»

Развитие критического мышления у дошкольников - « Как воспитывать ребенка»
К вопросу развития критического мышления все чаще обращаются психологи и педагоги. Взрослые вписывают эту способность в свои резюме как особые положительные качества. Что же такое критическое мышление и почему его...

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»
Он сразу говорит, что не любит вести серьезные разговоры, боится слова «лекторий» и пришел «поделиться шишками». «Я тот самый отец, – признается, – который, утром отвозя детей в школу, не скрывая, радуется,...

Если с ребёнком трудно… - « Как воспитывать ребенка»

Если с ребёнком трудно… - « Как воспитывать ребенка»
Екатерина Мурашова — практикующий детский и семейный психолог, автор популярных книг по детской психологии — в ходе прямого эфира 15 ноября рассказала о сложностях, которые встречаются в отношениях с ребёнком, и...
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте