Как научить ребенка читать - «Ребенок» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Как научить ребенка читать - «Ребенок»


28-08-2021, 19:39

В современной школе подразумевается, что к первому классу ребенок уже знает буквы, слоги и читает их. Детям, которые к этому не готовы, очень сложно осваивать программу начальной школы, они могут утратить интерес к учебе или сильно переживать. Поэтому начать с 5-6 лет подготовку к школьным занятиям – это не только требование школы, но и возможность в ненапряженном режиме включить ребенка в процесс освоения новых навыков – чтения и письма.



Готов ли ребенок к обучению


Нет какого-то четкого возрастного рубежа, когда малыш должен быть готов к восприятию текста. Однако есть признаки, по которым вы можете понять, что можно начать обучение и оно будет продуктивным:


1. Ребенок связно и понятно строит свою речь.


2. Различает верх-низ и право-лево.


3. Правильно выговаривает буквы, не путает их в речи. Не у всех детей этот пункт соблюдается, поэтому может потребоваться помощь логопеда.


4. Составляет сложные предложения.


5. Интересуется чтением, рассматривает и пытается понять вывески магазинов или буквы на одежде.


6. Понимает смысл слов, когда вы читаете сказку вслух.


7. Различает созвучные слоги (вроде го-ко или жи-ши) и слова с ними.


8. Понимает, в каком направлении следует читать текст.


9. Может около 10-15 минут сосредотачиваться на занятии чем-либо.


Ребенок проявляет интерес к чтению и просит вас что-то ему почитать, любит рассматривать книги? Это определенно говорит о том, что он готов учиться.


Методики обучения чтению


Существует несколько популярных методик, каждая – со своими преимуществами и недостатками. Расскажем о них подробнее.


Карточки Домана


Эта методика основана на зрительной памяти. Рассчитана она на возраст от 3 месяцев до 3 лет, то есть ее можно отнести к методу раннего развития. Заключается этот способ в запоминании образа и сопровождающего его слова. Ребенок учится воспринимать слово целиком, а не по слогам. Для занятий необходимы карточки, упражнения должны быть регулярными и выполняться по 2-4 раза в день. Каждую карточку следует показывать пару секунд, называя изображенное на ней, а затем быстро убирать. На картинке может быть животное, предмет мебели, человек. Начинайте с 2-3 карточек в день, добавляйте по 3 карточки из комплекта каждый день. Доведите до максимального количества карточек в наборе. Как только один набор будет полностью показан, приступайте к новому комплекту. Причем менять комплект следует постепенно – убирать по 1 карточке из старого и вводить в занятие 1 карточку из нового.


Методика Монтессори


Система Монтессори начинается с освоения навыка письма, письменного воспроизведения букв вслед за родителем. Для тренировки свободного движения руки дети заштриховывают контуры букв и изображений, рисуют буквы на песке или в тарелке с манкой, соединяют точки на бумаге. Для занятий используется специальный набор из разлинованной доски и прописных букв двух цветов – красного и синего. Переход к чтению происходит в игровой форме, в этой методике очень важно использовать не только зрительную память, но и трогать буквы, переставлять их, обводить. Занятия чтением по методике Монтессори помогают развить логику и мелкую моторику, научиться читать не только вслух, но и про себя. Обычно эти занятия позволяют освоить навык чтения достаточно быстро. Однако в домашних условиях они могут показаться не слишком простыми для исполнения. Также необходимо подготовить для упражнений предметы и пособия: карточки, рамки для штриховки и другие материалы.



Кубики Зайцева


Чтобы начать обучение по этой методике, требуется набор из разноцветных кубиков с различным наполнением. Кубики со звонкими и глухими согласными буквами наполнены соответственно железными элементами, деревянными. Большие кубики означают самые распространенные и простые склады (СА, БО, ВУ). Маленькие – более сложные склады из двух букв и трех звуков (ТЮ, МЯ и так далее). Склад (а не слог) в подходе Зайцева – это минимально-произносимая единица речи. Гласные буквы располагаются на большом и маленьком кубиках по тому же принципу. А, О, У, Ы, Э на большом; Я, Ё, Ю, И, Е – на маленьком. Методика заключается в пропевании складов в различных комбинациях и вариантах слогов. Малыш повторяет за родителем.


Кубики Чаплыгина


Эта методика называется также «Читаю легко». Для нее также нужны материалы: кубики, попарно соединенные блоками со специальными значками, и кубики с буквами. Ребенок может знать буквы до начала занятий, но это необязательно. В этой методике буквы учат, как звуки (не «ЭЛЬ», «ПЭ», а «Л», «П»). Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять задания из прилагающегося пособия, нужно помочь ему разобраться, что такое «слог». Один из вариантов – показать это в игре. Попробуйте поиграть вместе в слова, хлопая в ладоши на каждом слоге.


Фонетический метод


При использовании фонетического метода текст читается по слогам. Сначала учим буквы, произносим их, а затем учим сочетания букв в слогах. Для того, чтобы слоги соединить в слова, используются карточки или примеры из букваря. Этот метод не подходит детям до 4 лет, когда усидчивости еще не хватает. Для младшей группы детского сада больше подойдет игровой вариант или видеоряд, где показаны слоги и состоящие из них слова.



Правила, которые помогут научить детей читать


• Обучение строится по принципу увеличения сложности. Ребенок должен для начала ознакомиться с буквами, письменно или устно.


• Процесс должен включать в себя элементы игры.


• Обустройте удобное место для занятий, ребенку и вам должно быть комфортно. Приучайте кроху убирать за собой учебные материалы на специально отведенное для них место, чтобы все, что вам нужно для занятий, было легко найти. Кроме того, этот навык пригодится ребенку в учебе.


• Следите за правильным произношением букв и слогов, произносимых вами и сыном или дочерью.


• Регулярно повторяйте изученные буквы, слоги и слова. Не старайтесь быстро изучить алфавит, малыш научится всему постепенно.


• Хвалите ребенка, когда у него получается запомнить новую букву или слог.


• Продолжительность занятий должна составлять не больше 10 минут в начале обучения и увеличиваться постепенно. Взрослым кажется, что это время пролетит быстро, но для малыша 3-5 лет это может быть максимальным временем, когда он способен концентрироваться. Если ребенку удается удерживать внимание на протяжении 15 минут – это хороший результат.


• Не ограничивайтесь исключительно занятиями. Внедряйте навык в жизнь. Продолжайте изучать буквы и слова на улице, читайте вместе вывески по слогам, рисуйте алфавит или лепите буквы. Пишите ребенку послания на песке или на бумаге.


• Не стоит начинать занятие, если кто-то из вас расстроен, болен или переутомлен. Малыш скучает, зевает или трет глаза? Скорее всего, он в данный момент не способен усвоить нужную информацию. Попробуйте сделать паузу и переключить внимание малыша.


• Выбирайте книги или учебные пособия, которые вам нравятся, и с которыми вам самим удобно заниматься. То же касается методики. Пусть никто из участников не испытывает неприязни к занятиям. В Mothercare вы найдете литературу, которую интересно изучать вместе с малышом.


• Начните собирать библиотеку для ребенка. Знакомьте его с новыми персонажами, обсуждайте уже прочитанное.


• Родители — пример для ребенка. Если вы сами читаете книги, велика вероятность того, что ваши дети тоже увлекутся чтением. Также важно читать вслух. Даже если вам кажется, что ребенок слишком мал и еще не очень хорошо понимает речь, он будет потихоньку учиться различать интонации, распознавать устойчивые выражения, говорить о своих эмоциях в отношении прочитанного вами. Так рождается культура чтения в семье.


• Книги нужно выбирать соответственно возрасту или интересам. Кроме того, что это упрощает процесс обучения, у детей также появляются общие интересы со сверстниками и поводы для игры.



Ошибки родителей в обучении ребенка чтению


Мы собрали наиболее распространенные ошибки, которые усложняют процесс обучения. Однако их можно избежать.


1. Не «сюсюкайте» с малышом, особенно когда он уже научился разговаривать. Он может копировать слова вслед за вами и воспринимать их как норму. Ближайшие взрослые обладают большим авторитетом для ребенка, поэтому очень важно следить за чистотой собственной речи.


2. Обучая сына или дочь согласным буквам, произносите их без дополнительных гласных звуков. Не «БЭ», а «Б». Не «ЭЛ», а «Л». Это упростит переход от букв к слогам. Иначе ребенок будет путаться и читать: «ЭЛ-А-ЭМ-ПЭ-А» вместо «Л-А-М-П-А».


3. Иногда родители уделяют недостаточно времени развитию мелкой моторики. А ведь она отвечает за быстрое овладевание навыком чтения и письма. Что приоритетнее для чтения: научиться писать буквы или научиться обращаться с мелкими предметами? Возможно, вы удивитесь, но второе. Пусть ребенок лепит из пластилина, собирает мозаику, строит из конструктора, раскрашивает и рисует.


4. Если нет постоянного и удобного места для занятий, регулярности – это украдет у вас время. Малышу придется потратить несколько минут на то, чтобы просто сесть поудобнее, адаптироваться под ваше настроение и окружающую среду, вспомнить то, что вы уже учили.


5. В процессе обучения вы – помощник. Не ставьте оценки. Постарайтесь не предъявлять жестких условий и излишней требовательности. Чтение должно быть в удовольствие, поскольку в будущем детям пригодится проверенный способ получить новые знания, развивать фантазию, отдыхать. Им придется часто обращаться к навыку чтения, чтобы научиться чему-то еще.


6. Если вы требуете усидчивости и любви к чтению книг, а сами в это же время серфите в интернете или читаете соцсети, у ребенка будет внутренний конфликт. Ведь такие поступки родителей транслируют, что на самом деле читать – скучно. Ведь чаще всего смартфон у детей ассоциируется с развлечениями, играми и смешными видео, они еще не осознают, что ваша профессия может требовать постоянного общения с людьми в интернете. Даже если вы работаете и вынуждены регулярно проверять сообщения, полезно делать паузы и уделять время общению и совместному чтению с малышом.


7. Когда малыша сравнивают с другими детьми или с собой – это плохо влияет на самооценку. Кому-то легче научиться новым звукам, а кому-то приходится продолжительно заниматься и еще посещать логопеда. Чтобы мотивировать сына или дочь – попробуйте показать им, какие они молодцы, что еще вчера они не знали букву, а сегодня уже читают с ней слоги. Ощущение «Я могу» позволит ребенку не уходить в тревожность, а расслабленно и планомерно учиться дальше.


8. Дети часто делают ошибки в ударениях, могут путать слова или буквы, несколько раз читать слово или предложение заново. Если заострять внимание на этом, то малыш будет волноваться и расстраиваться, что огорчает вас. Можно мягко помогать, переключать внимание, пережидать. Это пройдет, со временем мозг приспособится, и ребенок научится читать быстро.


В современной школе подразумевается, что к первому классу ребенок уже знает буквы, слоги и читает их. Детям, которые к этому не готовы, очень сложно осваивать программу начальной школы, они могут утратить интерес к учебе или сильно переживать. Поэтому начать с 5-6 лет подготовку к школьным занятиям – это не только требование школы, но и возможность в ненапряженном режиме включить ребенка в процесс освоения новых навыков – чтения и письма. Готов ли ребенок к обучению Нет какого-то четкого возрастного рубежа, когда малыш должен быть готов к восприятию текста. Однако есть признаки, по которым вы можете понять, что можно начать обучение и оно будет продуктивным: 1. Ребенок связно и понятно строит свою речь. 2. Различает верх-низ и право-лево. 3. Правильно выговаривает буквы, не путает их в речи. Не у всех детей этот пункт соблюдается, поэтому может потребоваться помощь логопеда. 4. Составляет сложные предложения. 5. Интересуется чтением, рассматривает и пытается понять вывески магазинов или буквы на одежде. 6. Понимает смысл слов, когда вы читаете сказку вслух. 7. Различает созвучные слоги (вроде го-ко или жи-ши) и слова с ними. 8. Понимает, в каком направлении следует читать текст. 9. Может около 10-15 минут сосредотачиваться на занятии чем-либо. Ребенок проявляет интерес к чтению и просит вас что-то ему почитать, любит рассматривать книги? Это определенно говорит о том, что он готов учиться. Методики обучения чтению Существует несколько популярных методик, каждая – со своими преимуществами и недостатками. Расскажем о них подробнее. Карточки Домана Эта методика основана на зрительной памяти. Рассчитана она на возраст от 3 месяцев до 3 лет, то есть ее можно отнести к методу раннего развития. Заключается этот способ в запоминании образа и сопровождающего его слова. Ребенок учится воспринимать слово целиком, а не по слогам. Для занятий необходимы карточки, упражнения должны быть регулярными и выполняться по 2-4 раза в день. Каждую карточку следует показывать пару секунд, называя изображенное на ней, а затем быстро убирать. На картинке может быть животное, предмет мебели, человек. Начинайте с 2-3 карточек в день, добавляйте по 3 карточки из комплекта каждый день. Доведите до максимального количества карточек в наборе. Как только один набор будет полностью показан, приступайте к новому комплекту. Причем менять комплект следует постепенно – убирать по 1 карточке из старого и вводить в занятие 1 карточку из нового. Методика Монтессори Система Монтессори начинается с освоения навыка письма, письменного воспроизведения букв вслед за родителем. Для тренировки свободного движения руки дети заштриховывают контуры букв и изображений, рисуют буквы на песке или в тарелке с манкой, соединяют точки на бумаге. Для занятий используется специальный набор из разлинованной доски и прописных букв двух цветов – красного и синего. Переход к чтению происходит в игровой форме, в этой методике очень важно использовать не только зрительную память, но и трогать буквы, переставлять их, обводить. Занятия чтением по методике Монтессори помогают развить логику и мелкую моторику, научиться читать не только вслух, но и про себя. Обычно эти занятия позволяют освоить навык чтения достаточно быстро. Однако в домашних условиях они могут показаться не слишком простыми для исполнения. Также необходимо подготовить для упражнений предметы и пособия: карточки, рамки для штриховки и другие материалы. Кубики Зайцева Чтобы начать обучение по этой методике, требуется набор из разноцветных кубиков с различным наполнением. Кубики со звонкими и глухими согласными буквами наполнены соответственно железными элементами, деревянными. Большие кубики означают самые распространенные и простые склады (СА, БО, ВУ). Маленькие – более сложные склады из двух букв и трех звуков (ТЮ, МЯ и так далее). Склад (а не слог) в подходе Зайцева – это минимально-произносимая единица речи. Гласные буквы располагаются на большом и маленьком кубиках по тому же принципу. А, О, У, Ы, Э на большом; Я, Ё, Ю, И, Е – на маленьком. Методика заключается в пропевании складов в различных комбинациях и вариантах слогов. Малыш повторяет за родителем. Кубики Чаплыгина Эта методика называется также «Читаю легко». Для нее также нужны материалы: кубики, попарно соединенные блоками со специальными значками, и кубики с буквами. Ребенок может знать буквы до начала занятий, но это необязательно. В этой методике буквы учат, как звуки (не «ЭЛЬ», «ПЭ», а «Л», «П»). Для того, чтобы ребенок мог правильно выполнять задания из прилагающегося пособия, нужно помочь ему разобраться, что такое «слог». Один из вариантов – показать это в игре. Попробуйте поиграть вместе в слова, хлопая в ладоши на каждом слоге. Фонетический метод При использовании фонетического метода текст читается по слогам. Сначала учим буквы, произносим их, а затем учим сочетания букв в слогах. Для того, чтобы слоги соединить в слова, используются карточки или примеры из букваря. Этот метод не подходит детям до 4 лет, когда усидчивости еще не хватает. Для младшей группы детского сада больше подойдет игровой вариант или видеоряд, где показаны слоги и состоящие из них слова. Правила, которые помогут научить детей читать • Обучение строится по принципу увеличения сложности. Ребенок должен для начала ознакомиться с буквами, письменно или устно. • Процесс должен включать в себя элементы игры. • Обустройте удобное место для занятий, ребенку и вам должно быть комфортно. Приучайте кроху убирать за собой учебные материалы на специально отведенное для них место, чтобы все, что вам нужно для занятий, было легко найти. Кроме того, этот навык пригодится ребенку в учебе. • Следите за правильным произношением букв и слогов, произносимых вами и сыном или дочерью. • Регулярно повторяйте изученные буквы, слоги и слова. Не старайтесь быстро изучить алфавит, малыш научится всему постепенно. • Хвалите ребенка, когда у него получается запомнить новую букву или слог. • Продолжительность занятий должна составлять не больше 10 минут в начале обучения и увеличиваться постепенно. Взрослым кажется, что это время пролетит быстро, но для малыша 3-5 лет это может быть максимальным временем, когда он способен концентрироваться. Если ребенку удается удерживать внимание на протяжении 15 минут – это хороший результат. • Не ограничивайтесь исключительно занятиями. Внедряйте навык в жизнь. Продолжайте изучать буквы и слова на улице, читайте вместе вывески по слогам, рисуйте алфавит или лепите буквы. Пишите ребенку послания на песке или на бумаге. • Не стоит начинать занятие, если кто-то из вас расстроен, болен или переутомлен. Малыш скучает, зевает или трет глаза? Скорее всего, он в данный момент не способен усвоить нужную информацию. Попробуйте сделать паузу и переключить внимание малыша. • Выбирайте книги или учебные пособия, которые вам нравятся, и с которыми вам самим удобно заниматься. То же касается методики. Пусть никто из участников не испытывает неприязни к занятиям. В Mothercare вы найдете литературу, которую интересно изучать вместе с малышом. • Начните собирать библиотеку для ребенка. Знакомьте его с новыми персонажами, обсуждайте уже прочитанное. • Родители — пример для ребенка. Если вы сами читаете книги, велика вероятность того, что ваши дети тоже увлекутся чтением. Также важно читать вслух. Даже если вам кажется, что ребенок слишком мал и еще не очень хорошо понимает речь, он будет потихоньку учиться различать интонации, распознавать устойчивые выражения, говорить о своих эмоциях в отношении прочитанного вами. Так рождается культура чтения в семье. • Книги нужно выбирать соответственно возрасту или интересам. Кроме того, что это упрощает процесс обучения, у детей также появляются общие интересы со сверстниками и поводы для игры. Ошибки родителей в обучении ребенка чтению Мы собрали наиболее распространенные ошибки, которые усложняют процесс обучения. Однако их можно избежать. 1. Не «сюсюкайте» с малышом, особенно когда он уже научился разговаривать. Он может копировать слова вслед за вами и воспринимать их как норму. Ближайшие взрослые обладают большим авторитетом для ребенка, поэтому очень важно следить за чистотой собственной речи. 2. Обучая сына или дочь согласным буквам, произносите их без дополнительных гласных звуков. Не «БЭ», а «Б». Не «ЭЛ», а «Л». Это упростит переход от букв к слогам. Иначе ребенок будет путаться и читать: «ЭЛ-А-ЭМ-ПЭ-А» вместо «Л-А-М-П-А». 3. Иногда родители уделяют недостаточно времени развитию мелкой моторики. А ведь она отвечает за быстрое овладевание навыком чтения и письма. Что приоритетнее для чтения: научиться писать буквы или научиться обращаться с мелкими предметами? Возможно, вы удивитесь, но второе. Пусть ребенок лепит из пластилина, собирает мозаику, строит из конструктора, раскрашивает и рисует. 4. Если нет постоянного и удобного места для занятий, регулярности – это украдет у вас время. Малышу придется потратить несколько минут на то, чтобы просто сесть поудобнее, адаптироваться под ваше настроение и окружающую среду, вспомнить то, что вы уже учили. 5. В процессе обучения вы – помощник. Не ставьте оценки. Постарайтесь не предъявлять жестких условий и излишней требовательности. Чтение должно быть в удовольствие, поскольку в будущем детям пригодится проверенный способ получить новые знания, развивать фантазию, отдыхать. Им придется часто обращаться к навыку чтения, чтобы научиться чему-то еще. 6. Если вы требуете усидчивости и любви к чтению книг, а сами в это же время серфите в интернете или читаете соцсети, у ребенка будет внутренний конфликт. Ведь такие поступки родителей транслируют, что на самом деле читать – скучно. Ведь чаще всего смартфон у детей ассоциируется с развлечениями, играми и смешными видео, они еще не осознают, что ваша профессия может требовать постоянного общения с людьми в интернете. Даже если вы работаете и вынуждены регулярно проверять сообщения, полезно делать паузы и уделять время общению и совместному чтению с малышом. 7. Когда малыша сравнивают с другими детьми или с собой – это плохо влияет на
28-08-2021, 19:39
Автор - Longman
Просмотров - 755
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Нормы развития ребенка по месяцам - «Ребенок»

Нормы развития ребенка по месяцам - «Ребенок»
С рождения и до года малыш быстро меняется, познает себя и окружающий мир, приобретает важные навыки. Наша статья поможет оценить темпы его развития и вовремя обратиться ко врачу, если что-то не так. Новорожденный

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность? - « Как воспитывать ребенка»

Семейные чтения: уходящая традиция или вечная ценность? - « Как воспитывать ребенка»
На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. С появлением кино и телевидения развивающая роль

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте