Почему важно давать детям выбор - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Если в семье двое или более детей, то ссоры и конфликты между ними
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
      

Почему важно давать детям выбор - « Как воспитывать ребенка»

30-01-2024, 11:56


Родители, конечно, лучше знают, что хорошо или плохо для их ребенка, и до определенного возраста решают, что ему носить, что есть, с кем дружить. Опасаясь манипуляций, многие взрослые пресекают попытки чада что-либо сделать по-своему, твердо отстаивая позиции даже в незначительных вопросах. Эта стратегия не верна: детям в любом возрасте необходимы самостоятельные решения.Не забывая о родительской ответственности, надо искать способы удовлетворять потребность ребенка в выборе.



Давая ребенку выбор, стоит предупредить о последствиях, а потом прокомментировать результат — так он будет учиться предвидеть исход своих намерений. Суть не в том, чтобы сказать: «Я предупреждала, а ты не слушался», а в том, что «мы предвидели это, но ты не подумал, как избежать неприятностей».



Принятие решения важно для детской самооценки и осознания собственной значимости. Ребенок должен понимать, что его уважают в семье, если дают возможность поступать по своему усмотрению.



Сделав правильный выбор, ребенок станет увереннее в себе, а по позитивным последствиям поймет, что тщательно продуманное решение ведет к нужным результатам.



Не давая выбора, родители ограничивают творческие способности чада, тормозят его личностное развитие, лишают возможности сформировать самостоятельность и ответственность. Конечно, у родителей больше опыта и практичности, но дети способны к оригинальным нестандартным решениям, которые легко задавить авторитетом.



Маленький ребенок, безусловно, будет ошибаться, но негативный опыт научит его тщательно продумывать свои решения.



Какой выбор нужно давать ребенку. Детям можно и нужно доверять выбор одежды, друзей, развлечений, книг, игрушек. Однако в некоторых случаях выбор должен быть иллюзорным, то есть ограниченным:





  • «Какую кашу ты будешь на завтрак: гречневую или овсяную?» — есть небольшая альтернатива, но нет выбора между здоровой и нездоровой пищей.





  • «Где ты будешь сидеть за столом, когда придет бабушка?» — есть выбор места, но нет возможности заменить семейный ужин другим видом деятельности.





  • «Какую книгу будем читать вечером?» — мы не рассматриваем ситуацию телевизора или игр, но есть выбор книги.





  • «Какую шапку ты наденешь на прогулку? Эта теплее и удобнее, а та больше подходит к твоей куртке» — пойти без шапки нельзя, но выбор у ребенка есть.





Вариантов иллюзорного выбора много. Ребенок может выбрать фрукты после ужина, мультфильм, развивающую игру, куклу или машинку. Нужно так же давать возможность выбирать, когда и какими переживаниями он будет делиться, что будет рассказывать. Не стоит давить, это решение он должен принять сам.



Но есть ситуации, где у ребенка нет выбора. Не обсуждаются правила безопасного поведения, выбор маршрута, необходимость сообщения о передвижении, выполнение домашних обязанностей, школьных домашних заданий и многое другое.



Как помочь ребенку сделать выбор. Родители объясняют ребенку, что некоторые решения он будет принимать сам, потому что лучше знает себя. Он выбирает, во что хочет играть, и лично отвечает за свои игрушки. Он сам расставляет их для игры, и в его обязанности входит поддержание порядка в игровом уголке. «Взял — положи на место, принес — убери» — это правило родители вводят в раннем возрасте.



Со временем зона ответственности будет расширяться: в нее войдет одежда, книги, школьные принадлежности, личные вещи, комната ребенка. Все это также является предметом выбора.



Здесь тоже полезна иллюзорность выбора:





  • ты решаешь сам, во что играть, но все игрушки в конце дня должны быть на своих местах;





  • ты решаешь сам, когда делать уроки (сразу после школы или после небольшого отдыха), но они должны быть выполнены в полном объеме.





Иногда детям стоит давать полную свободу. Некоторые психологи рекомендуют устраивать «День вседозволенности»: в день рождения или какой-то другой праздник. Речь идет не столько о покупках, сколько о разнообразной деятельности. И здесь заранее нужно определить границы этой вседозволенности: то, что безопасно и в рамках возможностей родителей. Приготовить любимую еду, сходить в кино, зоопарк или на аттракционы, посетить суши бар, купить игрушку — этот перечень может быть очень большим. Но купить собаку — невозможно, так как это решение требует обсуждения, оно касается всех членов семьи. Поехать в этот день на море просто не «по карману», а разрешить прыжок с тарзанки вы не можете в силу опасности этой затеи.



Дети точно знают, чего хотят, и смогут осуществить свои желания в соответствии с требованиями родителей.



Могут быть ситуации, когда мнения родителей и ребенка не совпадают. В этом случае нужно общими усилиями найти компромисс: «Ты хочешь сделать сейчас это, а я это. Что можно сделать, чтобы все были довольны?».



Ситуации поиска компромисса:





  • ты хочешь поиграть с друзьями у нас дома, а я устала и хочу отдохнуть;





  • ты хочешь посмотреть мультфильм, а я фильм;





  • ты хочешь сейчас пойти гулять, но я начала готовить ужин, так как скоро придет папа.





Ребенок должен научиться принимать решения с учетом пожеланий других членов семьи. Чтобы ребенку не было обидно, рассматривайте разные варианты.



Если выбор ребенка неудачный. Не стоит критиковать его решение. Предложите ребенку проанализировать свой выбор — разобрать на плюсы и минусы. Если ребенок настаивает на своем решении, даже при выявлении ряда минусов, предложите ему продумать запасной план.



В случае явной неудачи избегайте фраз типа «А мы предупреждали». Вместо упреков попробуйте определить способы выхода из негативных ситуаций.



Жизнь всегда предоставляет человеку массу возможностей. Очень важно вовремя их заметить и сделать правильный выбор.



Светлана Садовникова



Фото с сайта dzen.ru


Родители, конечно, лучше знают, что хорошо или плохо для их ребенка, и до определенного возраста решают, что ему носить, что есть, с кем дружить. Опасаясь манипуляций, многие взрослые пресекают попытки чада что-либо сделать по-своему, твердо отстаивая позиции даже в незначительных вопросах. Эта стратегия не верна: детям в любом возрасте необходимы самостоятельные решения.Не забывая о родительской ответственности, надо искать способы удовлетворять потребность ребенка в выборе. Давая ребенку выбор, стоит предупредить о последствиях, а потом прокомментировать результат — так он будет учиться предвидеть исход своих намерений. Суть не в том, чтобы сказать: «Я предупреждала, а ты не слушался», а в том, что «мы предвидели это, но ты не подумал, как избежать неприятностей». Принятие решения важно для детской самооценки и осознания собственной значимости. Ребенок должен понимать, что его уважают в семье, если дают возможность поступать по своему усмотрению. Сделав правильный выбор, ребенок станет увереннее в себе, а по позитивным последствиям поймет, что тщательно продуманное решение ведет к нужным результатам. Не давая выбора, родители ограничивают творческие способности чада, тормозят его личностное развитие, лишают возможности сформировать самостоятельность и ответственность. Конечно, у родителей больше опыта и практичности, но дети способны к оригинальным нестандартным решениям, которые легко задавить авторитетом. Маленький ребенок, безусловно, будет ошибаться, но негативный опыт научит его тщательно продумывать свои решения. Какой выбор нужно давать ребенку. Детям можно и нужно доверять выбор одежды, друзей, развлечений, книг, игрушек. Однако в некоторых случаях выбор должен быть иллюзорным, то есть ограниченным: «Какую кашу ты будешь на завтрак: гречневую или овсяную?» — есть небольшая альтернатива, но нет выбора между здоровой и нездоровой пищей. «Где ты будешь сидеть за столом, когда придет бабушка?» — есть выбор места, но нет возможности заменить семейный ужин другим видом деятельности. «Какую книгу будем читать вечером?» — мы не рассматриваем ситуацию телевизора или игр, но есть выбор книги. «Какую шапку ты наденешь на прогулку? Эта теплее и удобнее, а та больше подходит к твоей куртке» — пойти без шапки нельзя, но выбор у ребенка есть. Вариантов иллюзорного выбора много. Ребенок может выбрать фрукты после ужина, мультфильм, развивающую игру, куклу или машинку. Нужно так же давать возможность выбирать, когда и какими переживаниями он будет делиться, что будет рассказывать. Не стоит давить, это решение он должен принять сам. Но есть ситуации, где у ребенка нет выбора. Не обсуждаются правила безопасного поведения, выбор маршрута, необходимость сообщения о передвижении, выполнение домашних обязанностей, школьных домашних заданий и многое другое. Как помочь ребенку сделать выбор. Родители объясняют ребенку, что некоторые решения он будет принимать сам, потому что лучше знает себя. Он выбирает, во что хочет играть, и лично отвечает за свои игрушки. Он сам расставляет их для игры, и в его обязанности входит поддержание порядка в игровом уголке. «Взял — положи на место, принес — убери» — это правило родители вводят в раннем возрасте. Со временем зона ответственности будет расширяться: в нее войдет одежда, книги, школьные принадлежности, личные вещи, комната ребенка. Все это также является предметом выбора. Здесь тоже полезна иллюзорность выбора: ты решаешь сам, во что играть, но все игрушки в конце дня должны быть на своих местах; ты решаешь сам, когда делать уроки (сразу после школы или после небольшого отдыха), но они должны быть выполнены в полном объеме. Иногда детям стоит давать полную свободу. Некоторые психологи рекомендуют устраивать «День вседозволенности»: в день рождения или какой-то другой праздник. Речь идет не столько о покупках, сколько о разнообразной деятельности. И здесь заранее нужно определить границы этой вседозволенности: то, что безопасно и в рамках возможностей родителей. Приготовить любимую еду, сходить в кино, зоопарк или на аттракционы, посетить суши бар, купить игрушку — этот перечень может быть очень большим. Но купить собаку — невозможно, так как это решение требует обсуждения, оно касается всех членов семьи. Поехать в этот день на море просто не «по карману», а разрешить прыжок с тарзанки вы не можете в силу опасности этой затеи. Дети точно знают, чего хотят, и смогут осуществить свои желания в соответствии с требованиями родителей. Могут быть ситуации, когда мнения родителей и ребенка не совпадают. В этом случае нужно общими усилиями найти компромисс: «Ты хочешь сделать сейчас это, а я это. Что можно сделать, чтобы все были довольны?». Ситуации поиска компромисса: ты хочешь поиграть с друзьями у нас дома, а я устала и хочу отдохнуть; ты хочешь посмотреть мультфильм, а я фильм; ты хочешь сейчас пойти гулять, но я начала готовить ужин, так как скоро придет папа. Ребенок должен научиться принимать решения с учетом пожеланий других членов семьи. Чтобы ребенку не было обидно, рассматривайте разные варианты. Если выбор ребенка неудачный . Не стоит критиковать его решение. Предложите ребенку проанализировать свой выбор — разобрать на плюсы и минусы. Если ребенок настаивает на своем решении, даже при выявлении ряда минусов, предложите ему продумать запасной план. В случае явной неудачи избегайте фраз типа «А мы предупреждали». Вместо упреков попробуйте определить способы выхода из негативных ситуаций. Жизнь всегда предоставляет человеку массу возможностей. Очень важно вовремя их заметить и сделать правильный выбор. Светлана Садовникова Фото с сайта dzen.ru
30-01-2024, 11:56
Автор - Gate
Просмотров - 45
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»
О конфликтах родителей и детей сказано и написано много. Но проблема не исчезает и не решается. Что-то не срабатывает, где-то сбоит… «У психологии нет волшебной палочки и ключей от прекрасной жизни, — говорит психолог c

Если с ребёнком трудно… - « Как воспитывать ребенка»

Если с ребёнком трудно… - « Как воспитывать ребенка»
Екатерина Мурашова — практикующий детский и семейный психолог, автор популярных книг по детской психологии — в ходе прямого эфира 15 ноября рассказала о сложностях, которые встречаются в отношениях с ребёнком, и...

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Неглянцевая история знаменитой многодетной семьи - «Отцы и дети»

Неглянцевая история знаменитой многодетной семьи - «Отцы и дети»
«Лайфхаков у нас для вас нет», — начинает свой рассказ отец Павел Когельман. У них с Марией Львовой-Беловой пятеро кровных детей, четверо приемных, а еще тринадцать находятся под опекой, но живут в доме...

Супружеский конфликт: механизм и пути преодоления - «Отцы и дети»

Супружеский конфликт: механизм и пути преодоления - «Отцы и дети»
Рассказ о том, как устроен семейный конфликт, психотерапевт Петр Дмитриевский начинает с того, что делает оговорку: «Человеческая психика так сложна, что никакой науки и никого времени ни хватит, чтобы...
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика