Небо. Самолет. Дети - «Отцы и дети»
Проснуться под будильник, выпить приводящий в чувства кофе и обреченно побрести на работу с единственной пульсирующей в голове мыслью: «Скорей бы пятница». Рутина, однообразие, предсказуемость – всё это не про его жизнь, даже будничную. Василий Дьяченко однажды раз и навсегда свернул с пути, гарантированно предначерченного каждому. А точнее, взлетел.
Грациозная «проблема»
Он увидел это теперь уже в далеком 1996-м, во время командировки в Испанию. Красное крыло на фоне синего неба. Оно неспешно и грациозно парило в воздухе, — чего было достаточно, чтобы и покорить, и впечатлить, и вознести жизненные приоритеты к новым горизонтам.
«Я увидела твои глаза, и поняла, что это – наша новая проблема, — улыбнётся, вспоминая тот судьбоносный момент, жена Татьяна. – Возражать или отговаривать было совершенно бесполезно».
К решительным действиям Василий приступил, не откладывая: записав номер телефона с баннера, который недосягаемый летательный аппарат распластал по небу. Был уверен, что в этих цифрах – залог обладания диковинкой, и, соответственно, ключ к таким же завораживающим собственным полётам. «Ничего не понимаю, — возразит озадаченная переводчица, — звоню — и попадаю в зоопарк». А, разобравшись, в чем дело, пояснит: парамотор выполнял рекламную миссию, приглашая отдыхающих познакомиться со зверушками.
Ну что ж, зоопарк так зоопарк. В тот же день Василий был в дирекции, и переводчица выясняла у руководства контакты владельца лётной машины. Дальнейшие события развивались не менее стремительно: встреча – разговор о цене – сбор наличных по друзьям (о лихие девяностые!) – и непосредственно сделка. А когда уже мечта была в буквальном смысле слова в руках, испанец невозмутимо попросил показать лицензию пилота… «Какую ещё лицензию?»… — в ответ инструктор захлопнул багажник машины да уехал прочь, жутко ругаясь по-испански. Безупречная репутация дороже верной сделки.
Однако Дьяченко не остался ни с чем: чувства обиды и досады отступили быстро, но желание не просто ограничиться получением необходимой для полётов документации, а стать в лётном деле одним из лучших – завладело сердцем навсегда.
Безопасный из экстремальных
Испанская встреча состоялась осенью, а уже весной следующего года, окончив курсы в Москве, Василий впервые самостоятельно укротил ветер и покроил небо на параплане.
Параплан, если объяснять по-обывательски, – это летательный аппарат без мотора, по типу парашюта. Чтобы привести его в действие, пилот либо стартует с возвышения – хорошей горки, либо прибегает к помощи лебедки, которая обеспечивает буксир. И с тем и с другим в Подмосковье, где живёт Василий, проблемы. К тому же не давала покоя страсть к мопедам-мотоциклам, способности бывалого «технаря» – в итоге, овладев тонкостями полетов на парапланах, Дьяченко озадачился поисками парамотора – летательного аппарата, об основных составляющих которого говорит само его название. Сплав невесомой романтики («para» — воздух) и бескомпромиссной техники – силовой установки, собственно мотора, позволяющего взлетать с ровной поверхности.
Оправданы ли были все усилия? Что принесли первые полёты – под крыльями парапланов, парамоторов?
— Новую степень свободы, — заключает Василий. – Невероятный, ни с чем несравнимый восторг, радость, удовольствие.
Поначалу было страшно, конечно же. Сегодня наш герой относится к парамоторному спорту с уважением, нежели с опаской. Всегда помнит о том, что «небо ошибок не прощает» и «правила техники безопасности написаны кровью» — помнит сам и заставляет чтить эти истины других.
— Парамоторный спорт можно назвать одним из самых безопасных, — поясняет пилот. — Штатная посадка выполняются с выключенным двигателем – значит, даже «самая страшная ситуация» — отказ мотора в небе — не является экстремальной. Обрывы, разрушения, прочие проблемы, связанные с жесткими погодными условиями, также не опасны, поскольку всегда есть возможность воспользоваться запасным парашютом… В общем, назовём этот вид спорта безопасным среди экстремальных.
Лёгок на подъём
Ясно, что на освоении парамотора неугомонный Василий Дьяченко не остановился. Даже не смотря на то, что достиг в этом деле совершенства: за плечами – участие в чемпионатах России и Чемпионате мира в рамках Всемирных Воздушных Игр. В 2003 и 2005 годах сборная России, в состав которой вошёл Дьяченко, дважды становится победителем в командном зачете на Чемпионатах Мира, а Василий занимает второе место на Чемпионате мира — 2003, проходившем в Великобритании.
К тому времени без парамоторного спорта, без ежедневных встреч с единомышленниками, машинами, и, конечно, небом и ветром, он уже не мыслит своей жизни – в 2001 году создаёт клуб «Парамотор». Поначалу костяк клуба составили пилоты сборной России – группа профессионалов, вдохновленных своим делом, которая постепенно сплотила всё новых почитателей высоты и техники. «Летайте с нами!» — взяли за девиз. «Любой человек, который хочет летать – полетит, — знает Дьяченко. – От этого его отделяет буквально пять занятий».
За время, прошедшее с первого полета, Василий Дьяченко закончил несколько специализированных курсов, авиационный учебный центр, стал квалифицированным пилотом-инструктором сверхлёгкой авиации. «Сверхлёгкая авиация – это летательные аппараты весом до 495 кг, — поясняет он. – Вот на фото я управляю самолётом, его вес всего 295 кг, он легче некоторых мотоциклов «Харлей-Дэвидсон». А размах крыльев – 8 метров. Какая машина!» В общем, на сегодняшний день Василий Дьяченко является пилотом-инструктором не только в парамоторном спорте, – на самолетах также летает и других обучить может. Вертолёт освоил – но эта «игрушка» подчас неподъемна. В финансовом плане.
— Мне есть с чем сравнивать, и именно поэтому я всё больше и больше нахожу отдушину именно в парамоторном спорте.
Во-первых, полёт на небольшой высоте наиболее эффектен в плане ощущений. Что рекордные высоты?! Летишь, видишь по прибору свою скорость и высоту, по навигатору – своё перемещение, а картинка-то за ветровым стеклом не меняется. Другое дело — параплан и парамотор! И если Подмосковье с высоты – это один сплошной разномастный бурьян, то уже за Окой – красота, от которой захватывает дух. Ровные квадраты пахотных земель, подсолнечник, рапс; леса, реки и озера; жёлтое, голубое, зелёное… Игра красок, полёт облаков.
С высоты видел Дьяченко и мощь Китайской стены, и причудливость венесуэльских фавел, и красоту гор Кавказа, и изящные аристократические горизонты Старого Света. Испытал нервы на прочность в ЮАР, во время полёта над саванной с дикими животными: «Летишь и понимаешь: остановиться мотор – шансов выбраться оттуда у тебя, мягко говоря, мало».
— Но ничего нет лучше полётов над Россией. Самая невероятная экзотика никогда не заменит привычных родных пейзажей – ради которых, наверное, и поднимаешься в небо снова и снова.
Небо Победы
Помимо лирической составляющей, парамотор обладает вполне конкретными практическими преимуществами, за которые его и ценят истинные знатоки: компактность, быстрота приведения в лётное состояние – парамотор можно доставить на парадром в багажнике легкового автомобиля, собрать, и уже через 10 минут парить в небе. Он прост в обслуживании и лёгок для освоения. Стоимость его, по правде говоря, серьёзная, от 300 тысяч до миллиона – однако это на сегодняшний день самая доступная цена для летательного аппарата.
Именно практическими функциями парамоторов заинтересовались Министерство обороны и МВД нашей страны: сегодня Дьяченко совмещает подготовку пилотов-любителей с тренировками курсантов спецподразделений, которым предстоит стать «десантниками с билетом в обратную сторону» — спектр возможностей для решения военных задач у пилотов парамоторов огромен, что открывает этой лётной машине широкие перспективы на ниве российской обороны.
Неограниченны задачи и у «мирных» парамотористов: участие в спасательных операциях, поиск и обнаружение пропавших людей, мониторинг популяции диких животных, нефтепроводов, границ.
Василию Дьяченко выпала честь 9 мая 2014 г. первым пронести в небе над российским Севастополем копию Знамени Победы. Масштаб и значение этой акции решил привнести и на родную землю (вернее, небо, конечно же). Во время празднования Дня Победы земляки стали свидетелями впечатляющего зрелища – Знамени Победы над Подмосковьем – его пронёс парамотор Василия Дьяченко.
— Я делаю, надеюсь, продолжу это, в первую очередь, для подрастающего поколения. Мы должны использовать все возможности, которыми располагаем, чтобы 9 Мая никогда не утратило для наших детей своего грандиозного смысла, не превратилось в рядовой выходной.
Папа лётчик – что ж такого?
Как при такой занятости и увлеченности остается время на семью? В семье Дьяченко трое детей: старшая 24-летняя Дарья, 10-летняя Софья и Тимофей, которому скоро шесть.
— Вопрос надо бы задать по-другому, — поправляет Василий. – «Как при такой загруженности в семье ещё и остаётся время на работу?» Все, что я делаю, к чему стремлюсь – это ради моих родных.
Между детским садом, школой, кружками, занятиями музыкой, танцами и гимнастикой, всегда стараются найти «окошко» чтобы приехать на лётное поле вместе.
Дочки и сын впервые оказались на головокружительной высоте в возрасте 3-4 лет – рядом с папой, разумеется, и под его чутким контролем. Соратники по клубу «катают» своих ребят так же, лет с трёх. Самостоятельные полёты законодательно разрешены лишь с 18 лет.
— У малышей нет осознания того, что это опасно, что они в воздухе, на высоте. У них простые эмоции и переживания. Детям нравится процесс, небольшие виражи приводят их просто в неописуемый восторг. Девчонки визжат, мальчишки ведут себя «по-деловому». В самолёте говорю дочери Софье, когда ей было 6 лет: возьмись за штурвал. Под ней – несколько подушек, пред глазами – большая приборная панель и немножко неба, горизонта – задирает нос, чтобы рассмотреть… Это тебе не компьютерная игра!
Дочки — матери, сыновья — отцы
К слову, на компьютерные игры в семье Дьяченко жёсткие ограничения – не больше получаса в день. Мама и папа едины во мнении, что вся это планшето- и телефономания к добру не приводят.
Знакомые вообще шутят, что в этой семье «армейские порядки». Действует четкая система поощрений и порицаний. Хочешь поехать вечером в кино или с папой на велопрогулку в парк? Пожалуйста, добросовестно выполняй свои обязанности. А их в большом доме, где есть куры, собаки, птички-рыбки, хватит на всех. Капризничаешь или отлыниваешь? Будь любезен – в угол на пять минут. Не пойдешь? Тогда на шесть. Всё еще нет? Значит, на семь… Оспаривать решения отца бесполезно, а выполнять установленные в семье правила следует беспрекословно.
Блестящий результат такой системы – старшая Дарья, ответственная и самостоятельная, которая без родительской помощи с красным дипломом закончила МГУ, на отлично продолжила своё образование в аспирантуре, и теперь строит свою карьеру и взрослую жизнь. Правда, ей как старшей в семье, досталось сполна: и бытовые тяготы молодой семьи, и отсутствие общения с ровесниками (семья жила в дачном поселке вдали от города), и заботы с подрастающими сестрой и братом. Но это, надеются родители, лишь укрепило ее характер!
Однако главным отцовским опытом наш герой считает воспитание сына. Отец, убежден он, просто обязан научить сына всему, что умеет сам. У будущего мужчины не должно быть никаких вопросов с тем, чтобы гвоздь забить, шуруп закрутить, элементарный сантехнический и слесарный ремонт провести.
А для дочек – шитье, вязание, вышивание, пироги да порядок в доме – это уже епархия мамы.
— Девочку не заинтересуешь и не заставишь, например, собирать металлический конструктор на винтах и гайках. А Тимофею это в удовольствие! Вот мы пошли в гараж – соорудили скворечник. Он помогал, пилил, отрезал. Затеял я небольшую пристройку к дому, веранду. Сейчас просматриваю фото, которые делал на всех этапах строительства, начиная с фундамента, и на каждом кадре – Тима: то подметает мусор, то лопатой работает, то что-то носит…
В сыне, признается Василий, сегодня он узнает себя в детстве, когда отец занимался хозяйством в большом доме, а сам он «балбесничал» рядом. Отец учил исключительно личным примером. Но знания, полученные таким образом, не стерлись из памяти и десятилетия спустя. «Он не объяснял конкретно, как и что, просто не запрещал мне участвовать в процессе. Зато сегодня возникла, например, необходимость в кладке кирпичей, нанесении штукатурки – я же никогда этим не занимался! Однако беру и делаю».
Дать ребёнку возможность копировать родителей, подражать им – это и есть, по мнению Дьяченко, верное и здоровое воспитание.
Тяга к технике у сегодняшнего пилота экстра-класса – тоже родом из его детства. Машины, мотоциклы, всегда присутствовали в жизни отца, соответственно, и сыну не составило особого труда научиться обращению с авто- и мототехникой.
— В наше время всё стало сложнее – юноши живут в городах, квартирах, — констатирует Василий. – Перед глазами нет живых примеров, лишь планшеты и мониторы. Где им научиться настоящей мужской работе, освоить мужские профессии, как? Для этого и существуют технические кружки и клубы, подобные нашему.
Дарье, Софии и Тимофею повезло вдвойне: им всегда открыты и двери невероятного авиационного клуба, а дома перед глазами — примеры трудолюбивого отца и заботливой мамы (к слову, эта пара отметила в прошлом году серебряную свадьбу!).
Каких бы жизненных высот не достигли в будущем дети, дело родителей, считают в этой семье, – не просто подготовить для них взлётную полосу, но главное — в совершенстве преподать технику безопасности. А с этим у Дьяченко-отца всегда было строго.
Фотографии из семейного архива семьи Дьяченко
Добавить комментарий!