Проблема отсутствия желания детей учиться, получать знания, актуальна во многих семьях. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем.
Как мудрый родитель может помочь ребенку сформировать мотивацию к обучению? Давайте разберемся вместе.
Совет первый. Контролируйте процесс и учитывайте индивидуальные способности
Обычно родителям первоклассников советуют полностью контролировать учебный процесс во время адаптации ребенка в школе. Малыш еще не освоился, ему тяжело самостоятельно устанавливать режим дня, вовремя приступать к домашнему заданию, именно поэтому на помощь приходят взрослые. Но что если и у ученика среднего звена нет навыков организации учебной деятельности? Тогда нужно забыть о возрасте ученика, и снова помочь ему, как в начальной школе.
Родителям стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кому-то проще сесть за уроки сразу после школы, а кому-то обязательно нужен «тихий час», или смена учебной деятельности на какую-либо другую.
По сути, формирование учебных навыков должно начаться снова. Ребенок плохо пишет? Пусть делает упражнения для отработки письма. Не может пересказать текст? Терпеливо объясните, что для начала нужно составить план этого текста, выделить главную мысль и лишь затем приступить к пересказу.
Совет второй. Обозначьте краткосрочные перспективы, но не делайте ничего за ребенка
Не стоит ставить перед ребенком слишком отдаленные перспективы: «Будешь плохо учиться – никогда не найдешь нормальную работу». Дети не могут смотреть настолько далеко. Обозначьте ближайшую зону развития. Если у ребенка есть проблемы с математикой – нужно научиться решать типовые задачи, и уже это будет успехом. Ни в коем случае нельзя делать работу за ребенка. Можно проверить выполненное домашнее задание и обозначить, сколько в нем ошибок. А искать и исправлять их – дело школьника.
Совет третий. Формируйте адекватную самооценку
Психологами доказано, что у детей с низкой самооценкой снижается мотивация к обучению. Дети с завышенной самооценкой не признают своих ошибок, что тоже негативно сказывается на процессе обучения. Поэтому самооценка должна соответствовать способностям ребенка. Если она занижена – не забывайте подбадривать ребенка за другие успехи, не касающиеся академических знаний. Если завышена – указывайте на ошибки. И не забывайте, что при любых требованиях к учебному процессу, ребенок должен получать от семьи любовь, заботу и тепло.
Слово «самооценка» и школьная «оценка» перекликаются, но это не одно и то же. Возможно, в школе успехи ребенка будут оценены, как неудовлетворительные. Но есть еще и личные успехи – больше или меньше сделано ошибок в задании, уверенно или неуверенно чувствовал себя при ответе ребенок. Поэтому не всегда стоит обращать внимание на цифры. Сосредоточьтесь на прогрессе. Это также поспособствует развитию у ребенка адекватной самооценки. Поддерживайте своё чадо, верьте в его успех. Без этого невозможно формирование мотивации.
Совет четвертый. Поощряйте за успехи в учебе
Многие родители поощряют детей за хорошие оценки материально. Но это не всегда вариант, ведущий к успеху. А вдруг ребенок будет брать учебники в руки только за деньги? Поэтому оптимальное поощрение – это интересный совместный досуг, которому ребенок будет рад. Театр, кино, картинг или что-то еще – исходите из желаний вашего ребенка.
Совет пятый. Не ждите немедленных успехов
Формирование мотивации к учебе – дело не одного дня. Будут промахи, будут провалы. Но систематическая совместная работа родителя и ребенка над повышением мотивации к обучению – рано или поздно принесет свои плоды.
Совет шестой. Развивайте навык самоконтроля
Родители не всегда смогут контролировать учебный процесс. А если речь идет о подростке, то контроль и вовсе должен был сведен на нет. Ребенок должен уметь проверять себя сам. Для того, чтобы развить внимательность, можно поиграть в игры, где ребенок является педагогом и сам проверяет домашнее задание. При этом, важно не превращать игру в упражнение. Не стоит раздражаться, даже если у ребенка что-то не получается.
В целом, мотивация ребенка на начальном этапе полностью зависит от родителей. Важно прислушаться друг к другу и объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться длительный, но необходимый. Не надоедайте малышу нотациями, а сделайте ставку на его любознательность. Тогда учеба станет для ребенка радостным открытием, а круг интересов постепенно расширится.
Владлена Ворона
Проблема отсутствия желания детей учиться, получать знания, актуальна во многих семьях. У одних детей мотивация к учебному процессу исчезает, не успев появиться, у других – по разным причинам утрачивается со временем. Как мудрый родитель может помочь ребенку сформировать мотивацию к обучению? Давайте разберемся вместе. Совет первый. Контролируйте процесс и учитывайте индивидуальные способности Обычно родителям первоклассников советуют полностью контролировать учебный процесс во время адаптации ребенка в школе. Малыш еще не освоился, ему тяжело самостоятельно устанавливать режим дня, вовремя приступать к домашнему заданию, именно поэтому на помощь приходят взрослые. Но что если и у ученика среднего звена нет навыков организации учебной деятельности? Тогда нужно забыть о возрасте ученика, и снова помочь ему, как в начальной школе. Родителям стоит учитывать индивидуальные особенности ребенка. Кому-то проще сесть за уроки сразу после школы, а кому-то обязательно нужен «тихий час», или смена учебной деятельности на какую-либо другую. По сути, формирование учебных навыков должно начаться снова. Ребенок плохо пишет? Пусть делает упражнения для отработки письма. Не может пересказать текст? Терпеливо объясните, что для начала нужно составить план этого текста, выделить главную мысль и лишь затем приступить к пересказу. Совет второй. Обозначьте краткосрочные перспективы, но не делайте ничего за ребенка Не стоит ставить перед ребенком слишком отдаленные перспективы: «Будешь плохо учиться – никогда не найдешь нормальную работу». Дети не могут смотреть настолько далеко. Обозначьте ближайшую зону развития. Если у ребенка есть проблемы с математикой – нужно научиться решать типовые задачи, и уже это будет успехом. Ни в коем случае нельзя делать работу за ребенка. Можно проверить выполненное домашнее задание и обозначить, сколько в нем ошибок. А искать и исправлять их – дело школьника. Совет третий. Формируйте адекватную самооценку Психологами доказано, что у детей с низкой самооценкой снижается мотивация к обучению. Дети с завышенной самооценкой не признают своих ошибок, что тоже негативно сказывается на процессе обучения. Поэтому самооценка должна соответствовать способностям ребенка. Если она занижена – не забывайте подбадривать ребенка за другие успехи, не касающиеся академических знаний. Если завышена – указывайте на ошибки. И не забывайте, что при любых требованиях к учебному процессу, ребенок должен получать от семьи любовь, заботу и тепло. Слово «самооценка» и школьная «оценка» перекликаются, но это не одно и то же. Возможно, в школе успехи ребенка будут оценены, как неудовлетворительные. Но есть еще и личные успехи – больше или меньше сделано ошибок в задании, уверенно или неуверенно чувствовал себя при ответе ребенок. Поэтому не всегда стоит обращать внимание на цифры. Сосредоточьтесь на прогрессе. Это также поспособствует развитию у ребенка адекватной самооценки. Поддерживайте своё чадо, верьте в его успех. Без этого невозможно формирование мотивации. Совет четвертый. Поощряйте за успехи в учебе Многие родители поощряют детей за хорошие оценки материально. Но это не всегда вариант, ведущий к успеху. А вдруг ребенок будет брать учебники в руки только за деньги? Поэтому оптимальное поощрение – это интересный совместный досуг, которому ребенок будет рад. Театр, кино, картинг или что-то еще – исходите из желаний вашего ребенка. Совет пятый. Не ждите немедленных успехов Формирование мотивации к учебе – дело не одного дня. Будут промахи, будут провалы. Но систематическая совместная работа родителя и ребенка над повышением мотивации к обучению – рано или поздно принесет свои плоды. Совет шестой. Развивайте навык самоконтроля Родители не всегда смогут контролировать учебный процесс. А если речь идет о подростке, то контроль и вовсе должен был сведен на нет. Ребенок должен уметь проверять себя сам. Для того, чтобы развить внимательность, можно поиграть в игры, где ребенок является педагогом и сам проверяет домашнее задание. При этом, важно не превращать игру в упражнение. Не стоит раздражаться, даже если у ребенка что-то не получается. В целом, мотивация ребенка на начальном этапе полностью зависит от родителей. Важно прислушаться друг к другу и объяснить ребенку, что процесс формирования умения учиться длительный, но необходимый. Не надоедайте малышу нотациями, а сделайте ставку на его любознательность. Тогда учеба станет для ребенка радостным открытием, а круг интересов постепенно расширится. Владлена Ворона
Добавить комментарий!