Семейные системы и кризис подросткового периода - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Если в семье двое или более детей, то ссоры и конфликты между ними
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
      

Семейные системы и кризис подросткового периода - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 17:02


Почему в одних семьях подростковый период сопровождается скандалами, уходам из дома и корвалолом, а в других проходит благополучно, без особого стресса для ребёнка и родителей?


То, как семья встретит и проживет кризис подростка, во многом зависит от системы коммуникации в ней. Я описала три самые распространенные модели коммуникации между родителями и ребенком. Посмотрим, как устроена каждая из них, и как они трансформируются в кризисный период.


Родительские стратегии


Авторитарная модель предполагает большую эмоциональную и статусную дистанцию между родителями и ребенком. Родитель строит коммуникацию “сверху”, из позиции авторитета.


Эмоциональная дистанция увеличивается, если родители высказываются с критикой по поводу “новомодных” увлечений ребенка (искреннее стремление родителей поинтересоваться, разобраться, в чем “фишка” тренда сократило бы дистанцию), осуждают друзей, обесценивают чувства ребенка (“тебе 10 лет, у тебя вообще нет поводов, чтобы грустить”, “это несерьезно, влюбишься ещё сто раз”).


Коммуникационную дистанцию увеличивают жесткие ограничения и рамки (“без вариантов, чтобы был дома к восьми”), наказания (“будешь все выходные сидеть дома”), игнорирование интересов ребенка (“какая тебе гитара, иди лучше к репетитору физику подтяни”).


Как трансформируется в подростковый период


Такая модель, может казаться, успешно работает, когда ребенок маленький. Но именно против нее вчерашние послушные детки, вступив в подростковый возраст, бунтуют сильнее всего. Когда подростки убеждаются, что их не слышат, а их интересы — игнорируют, они отвечают тем же и полностью закрываются от родителей. Те, в свою очередь, начинают жаловаться, что “до ребенка не достучаться”: он стал скрытный и ничего не рассказывает,- и, чтобы получить доступ хоть к какой-то информации, усиливают давление.


Подросток закрывается ещё больше и рассказывает о себе все меньше, начинает игнорировать даже то, что раньше делал без проблем. От потери контроля над ситуацией и чувства беспомощности родители не находят ничего лучше, как “закрутить гайки”. Но все это только усугубляет ситуацию и отдаляет ребенка.


Пожалуй, это самая бесперспективная коммуникационная стратегия.


Формальная модель


“Средние”, “обычные” отношения “как у всех”. Родители заняты в основном работой и решением повседневных проблем. Заботу проявляют по-преимуществу, через обеспечение бытовых потребностей (следят, чтобы ребенок был накормлен, одет, покупают гаджеты). Детей особо не контролируют, но и делами не интересуются, следят за тем, чтобы соблюдались формальные договоренности. Общение сводится к вопросам поел- не поел, что задали, какие оценки.


Нет эмоциональной близости, ребенок варится в своем мире, фигуры родителей в жизни присутствуют номинально. В ежедневной жизни, в решении повседневных эмоциональных трудностей ребенка родители не участвуют.


Как трансформируется в подростковый период


Если в детстве ребенку сильно не хватало эмоционального тепла от родителей, в подростковом возрасте он, возможно, начнет привлекать к себе внимание экспрессивными выходками, как бы призывая взрослых обратить на него внимание, включиться эмоционально. Но чаще всего в такой модели подросток продолжает поддерживать обособленность, становится скрытным. У родителей растет тревога, так как они не располагают информацией об эмоциональной стороне жизни ребенка, но обычно с расспросами не пристают. Сделав несколько попыток — натыкаются на закрытые границы. Открытых конфликтов избегают, пытаются не испортить отношения с ребенком, но как установить близость — не знают.


Подросток, с одной стороны, рассуждает, что родители особо не лезут,- и хорошо. С другой — чувствует тоску, что нет возможности поговорить с ними о важном. Со временем привыкает обходиться без этого. Родители как бы рядом, но за советом к ним не обратишься. ”Да и заняты они, своих хлопот хватает, на работе устают”.


Контакта нет, ребенок чувствует себя одиноко, несмотря на формально бесконфликтные отношения в семье.


Партнерская модель


Партнерские отношения подразумевают дистанцию, обусловленную ролями (родитель-ребенок), но коммуникация строится на обсуждении, диалоге. Значимость родителей очень высока, но мнение и желания ребенка с раннего детства учитываются. Родители прислушиваются к нему, стараются договориться и соблюсти так или иначе интересы ребенка.


Семья поддерживает неформальное общение, родители организуют совместные активности вместе с детьми: выезды на природу, занятия спортом, прогулки, театры, кино. Интересуются увлечениями ребенка, стараются разобраться в “модных веяниях” без их критики. Есть семейные ритуалы. Ребенок знает, что кроме своих личных дел у него есть обязанности и сферы ответственности в делах семьи. Родители охотно разрешают принимать гостей и сами предлагают пригласить друзей на активности.


Как трансформируется в подростковый период


В этой модели родители встречают подростковые кризисы своего ребенка “подготовленными”: они имеют достаточный уровень близости, знакомы с его друзьями, твердо знают, что если у ребенка будут трудности — он расскажет о них. Это дает им чувство уверенности и позволяет соблюдать границы ребенка. Родители не вмешиваются в его повседневные дела, объясняют последствия тех или иных выборов, поддерживают ребёнка в том, чтобы он сделал его самостоятельно.


Правила и родительские ожидания проговариваются вслух, обсуждаются с учетом интересов ребенка, и принимаются обеими сторонами. Наличие правил позволяет избегать непонимания и в случае проблемных ситуаций апеллировать к ним, без конфликтов.


Подросток в первую очередь чувствует, что дома его понимают. Это помогает ему легче переносить эмоциональный шторм или трудности в коммуникации во внешнем мире. Родителей воспринимает как поддержку. Сам решает, когда хочет поговорить, когда не хочет, но знает, что в любой момент может обратиться за помощью. Учится делать выбор и нести за него ответственность. Направляет свои силы на социализацию, интересы и достижения, а не на борьбу с родителями.


В чистом виде эти модели редко представлены, чаще всего семейные отношения строятся на стыке двух систем. Родители детей любого возраста могут выбрать, что им подходит, зная, как устроена система и какой у неё прогноз.


Ирина Винник


Почему в одних семьях подростковый период сопровождается скандалами, уходам из дома и корвалолом, а в других проходит благополучно, без особого стресса для ребёнка и родителей? То, как семья встретит и проживет кризис подростка, во многом зависит от системы коммуникации в ней. Я описала три самые распространенные модели коммуникации между родителями и ребенком. Посмотрим, как устроена каждая из них, и как они трансформируются в кризисный период. Родительские стратегии Авторитарная модель предполагает большую эмоциональную и статусную дистанцию между родителями и ребенком. Родитель строит коммуникацию “сверху”, из позиции авторитета. Эмоциональная дистанция увеличивается, если родители высказываются с критикой по поводу “новомодных” увлечений ребенка (искреннее стремление родителей поинтересоваться, разобраться, в чем “фишка” тренда сократило бы дистанцию), осуждают друзей, обесценивают чувства ребенка (“тебе 10 лет, у тебя вообще нет поводов, чтобы грустить”, “это несерьезно, влюбишься ещё сто раз”). Коммуникационную дистанцию увеличивают жесткие ограничения и рамки (“без вариантов, чтобы был дома к восьми”), наказания (“будешь все выходные сидеть дома”), игнорирование интересов ребенка (“какая тебе гитара, иди лучше к репетитору физику подтяни”). Как трансформируется в подростковый период Такая модель, может казаться, успешно работает, когда ребенок маленький. Но именно против нее вчерашние послушные детки, вступив в подростковый возраст, бунтуют сильнее всего. Когда подростки убеждаются, что их не слышат, а их интересы — игнорируют, они отвечают тем же и полностью закрываются от родителей. Те, в свою очередь, начинают жаловаться, что “до ребенка не достучаться”: он стал скрытный и ничего не рассказывает,- и, чтобы получить доступ хоть к какой-то информации, усиливают давление. Подросток закрывается ещё больше и рассказывает о себе все меньше, начинает игнорировать даже то, что раньше делал без проблем. От потери контроля над ситуацией и чувства беспомощности родители не находят ничего лучше, как “закрутить гайки”. Но все это только усугубляет ситуацию и отдаляет ребенка. Пожалуй, это самая бесперспективная коммуникационная стратегия. Формальная модель “Средние”, “обычные” отношения “как у всех”. Родители заняты в основном работой и решением повседневных проблем. Заботу проявляют по-преимуществу, через обеспечение бытовых потребностей (следят, чтобы ребенок был накормлен, одет, покупают гаджеты). Детей особо не контролируют, но и делами не интересуются, следят за тем, чтобы соблюдались формальные договоренности. Общение сводится к вопросам поел- не поел, что задали, какие оценки. Нет эмоциональной близости, ребенок варится в своем мире, фигуры родителей в жизни присутствуют номинально. В ежедневной жизни, в решении повседневных эмоциональных трудностей ребенка родители не участвуют. Как трансформируется в подростковый период Если в детстве ребенку сильно не хватало эмоционального тепла от родителей, в подростковом возрасте он, возможно, начнет привлекать к себе внимание экспрессивными выходками, как бы призывая взрослых обратить на него внимание, включиться эмоционально. Но чаще всего в такой модели подросток продолжает поддерживать обособленность, становится скрытным. У родителей растет тревога, так как они не располагают информацией об эмоциональной стороне жизни ребенка, но обычно с расспросами не пристают. Сделав несколько попыток — натыкаются на закрытые границы. Открытых конфликтов избегают, пытаются не испортить отношения с ребенком, но как установить близость — не знают. Подросток, с одной стороны, рассуждает, что родители особо не лезут,- и хорошо. С другой — чувствует тоску, что нет возможности поговорить с ними о важном. Со временем привыкает обходиться без этого. Родители как бы рядом, но за советом к ним не обратишься. ”Да и заняты они, своих хлопот хватает, на работе устают”. Контакта нет, ребенок чувствует себя одиноко, несмотря на формально бесконфликтные отношения в семье. Партнерская модель Партнерские отношения подразумевают дистанцию, обусловленную ролями (родитель-ребенок), но коммуникация строится на обсуждении, диалоге. Значимость родителей очень высока, но мнение и желания ребенка с раннего детства учитываются. Родители прислушиваются к нему, стараются договориться и соблюсти так или иначе интересы ребенка. Семья поддерживает неформальное общение, родители организуют совместные активности вместе с детьми: выезды на природу, занятия спортом, прогулки, театры, кино. Интересуются увлечениями ребенка, стараются разобраться в “модных веяниях” без их критики. Есть семейные ритуалы. Ребенок знает, что кроме своих личных дел у него есть обязанности и сферы ответственности в делах семьи. Родители охотно разрешают принимать гостей и сами предлагают пригласить друзей на активности. Как трансформируется в подростковый период В этой модели родители встречают подростковые кризисы своего ребенка “подготовленными”: они имеют достаточный уровень близости, знакомы с его друзьями, твердо знают, что если у ребенка будут трудности — он расскажет о них. Это дает им чувство уверенности и позволяет соблюдать границы ребенка. Родители не вмешиваются в его повседневные дела, объясняют последствия тех или иных выборов, поддерживают ребёнка в том, чтобы он сделал его самостоятельно. Правила и родительские ожидания проговариваются вслух, обсуждаются с учетом интересов ребенка, и принимаются обеими сторонами. Наличие правил позволяет избегать непонимания и в случае проблемных ситуаций апеллировать к ним, без конфликтов. Подросток в первую очередь чувствует, что дома его понимают. Это помогает ему легче переносить эмоциональный шторм или трудности в коммуникации во внешнем мире. Родителей воспринимает как поддержку. Сам решает, когда хочет поговорить, когда не хочет, но знает, что в любой момент может обратиться за помощью. Учится делать выбор и нести за него ответственность. Направляет свои силы на социализацию, интересы и достижения, а не на борьбу с родителями. В чистом виде эти модели редко представлены, чаще всего семейные отношения строятся на стыке двух систем. Родители детей любого возраста могут выбрать, что им подходит, зная, как устроена система и какой у неё прогноз. Ирина Винник
28-08-2021, 17:02
Автор - Лукерья
Просмотров - 576
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом - « Как воспитывать ребенка»

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом - « Как воспитывать ребенка»
Согласно данным ВОЗ, ежегодно в нашей стране заканчивают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков, причем, эти цифры растут год от года. Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 в 2015 году

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»
Первые обиды настигают нас в детстве, и мы сталкиваемся с тем, что не в силах управлять нахлынувшим на нас чувством горечи и отчаяния. Эмоции настолько сильны, что переживание их остается в памяти на всю жизнь, и
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика