Семейные системы и кризис подросткового периода - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Семейные системы и кризис подросткового периода - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 17:02


Почему в одних семьях подростковый период сопровождается скандалами, уходам из дома и корвалолом, а в других проходит благополучно, без особого стресса для ребёнка и родителей?


То, как семья встретит и проживет кризис подростка, во многом зависит от системы коммуникации в ней. Я описала три самые распространенные модели коммуникации между родителями и ребенком. Посмотрим, как устроена каждая из них, и как они трансформируются в кризисный период.


Родительские стратегии


Авторитарная модель предполагает большую эмоциональную и статусную дистанцию между родителями и ребенком. Родитель строит коммуникацию “сверху”, из позиции авторитета.


Эмоциональная дистанция увеличивается, если родители высказываются с критикой по поводу “новомодных” увлечений ребенка (искреннее стремление родителей поинтересоваться, разобраться, в чем “фишка” тренда сократило бы дистанцию), осуждают друзей, обесценивают чувства ребенка (“тебе 10 лет, у тебя вообще нет поводов, чтобы грустить”, “это несерьезно, влюбишься ещё сто раз”).


Коммуникационную дистанцию увеличивают жесткие ограничения и рамки (“без вариантов, чтобы был дома к восьми”), наказания (“будешь все выходные сидеть дома”), игнорирование интересов ребенка (“какая тебе гитара, иди лучше к репетитору физику подтяни”).


Как трансформируется в подростковый период


Такая модель, может казаться, успешно работает, когда ребенок маленький. Но именно против нее вчерашние послушные детки, вступив в подростковый возраст, бунтуют сильнее всего. Когда подростки убеждаются, что их не слышат, а их интересы — игнорируют, они отвечают тем же и полностью закрываются от родителей. Те, в свою очередь, начинают жаловаться, что “до ребенка не достучаться”: он стал скрытный и ничего не рассказывает,- и, чтобы получить доступ хоть к какой-то информации, усиливают давление.


Подросток закрывается ещё больше и рассказывает о себе все меньше, начинает игнорировать даже то, что раньше делал без проблем. От потери контроля над ситуацией и чувства беспомощности родители не находят ничего лучше, как “закрутить гайки”. Но все это только усугубляет ситуацию и отдаляет ребенка.


Пожалуй, это самая бесперспективная коммуникационная стратегия.


Формальная модель


“Средние”, “обычные” отношения “как у всех”. Родители заняты в основном работой и решением повседневных проблем. Заботу проявляют по-преимуществу, через обеспечение бытовых потребностей (следят, чтобы ребенок был накормлен, одет, покупают гаджеты). Детей особо не контролируют, но и делами не интересуются, следят за тем, чтобы соблюдались формальные договоренности. Общение сводится к вопросам поел- не поел, что задали, какие оценки.


Нет эмоциональной близости, ребенок варится в своем мире, фигуры родителей в жизни присутствуют номинально. В ежедневной жизни, в решении повседневных эмоциональных трудностей ребенка родители не участвуют.


Как трансформируется в подростковый период


Если в детстве ребенку сильно не хватало эмоционального тепла от родителей, в подростковом возрасте он, возможно, начнет привлекать к себе внимание экспрессивными выходками, как бы призывая взрослых обратить на него внимание, включиться эмоционально. Но чаще всего в такой модели подросток продолжает поддерживать обособленность, становится скрытным. У родителей растет тревога, так как они не располагают информацией об эмоциональной стороне жизни ребенка, но обычно с расспросами не пристают. Сделав несколько попыток — натыкаются на закрытые границы. Открытых конфликтов избегают, пытаются не испортить отношения с ребенком, но как установить близость — не знают.


Подросток, с одной стороны, рассуждает, что родители особо не лезут,- и хорошо. С другой — чувствует тоску, что нет возможности поговорить с ними о важном. Со временем привыкает обходиться без этого. Родители как бы рядом, но за советом к ним не обратишься. ”Да и заняты они, своих хлопот хватает, на работе устают”.


Контакта нет, ребенок чувствует себя одиноко, несмотря на формально бесконфликтные отношения в семье.


Партнерская модель


Партнерские отношения подразумевают дистанцию, обусловленную ролями (родитель-ребенок), но коммуникация строится на обсуждении, диалоге. Значимость родителей очень высока, но мнение и желания ребенка с раннего детства учитываются. Родители прислушиваются к нему, стараются договориться и соблюсти так или иначе интересы ребенка.


Семья поддерживает неформальное общение, родители организуют совместные активности вместе с детьми: выезды на природу, занятия спортом, прогулки, театры, кино. Интересуются увлечениями ребенка, стараются разобраться в “модных веяниях” без их критики. Есть семейные ритуалы. Ребенок знает, что кроме своих личных дел у него есть обязанности и сферы ответственности в делах семьи. Родители охотно разрешают принимать гостей и сами предлагают пригласить друзей на активности.


Как трансформируется в подростковый период


В этой модели родители встречают подростковые кризисы своего ребенка “подготовленными”: они имеют достаточный уровень близости, знакомы с его друзьями, твердо знают, что если у ребенка будут трудности — он расскажет о них. Это дает им чувство уверенности и позволяет соблюдать границы ребенка. Родители не вмешиваются в его повседневные дела, объясняют последствия тех или иных выборов, поддерживают ребёнка в том, чтобы он сделал его самостоятельно.


Правила и родительские ожидания проговариваются вслух, обсуждаются с учетом интересов ребенка, и принимаются обеими сторонами. Наличие правил позволяет избегать непонимания и в случае проблемных ситуаций апеллировать к ним, без конфликтов.


Подросток в первую очередь чувствует, что дома его понимают. Это помогает ему легче переносить эмоциональный шторм или трудности в коммуникации во внешнем мире. Родителей воспринимает как поддержку. Сам решает, когда хочет поговорить, когда не хочет, но знает, что в любой момент может обратиться за помощью. Учится делать выбор и нести за него ответственность. Направляет свои силы на социализацию, интересы и достижения, а не на борьбу с родителями.


В чистом виде эти модели редко представлены, чаще всего семейные отношения строятся на стыке двух систем. Родители детей любого возраста могут выбрать, что им подходит, зная, как устроена система и какой у неё прогноз.


Ирина Винник


Почему в одних семьях подростковый период сопровождается скандалами, уходам из дома и корвалолом, а в других проходит благополучно, без особого стресса для ребёнка и родителей? То, как семья встретит и проживет кризис подростка, во многом зависит от системы коммуникации в ней. Я описала три самые распространенные модели коммуникации между родителями и ребенком. Посмотрим, как устроена каждая из них, и как они трансформируются в кризисный период. Родительские стратегии Авторитарная модель предполагает большую эмоциональную и статусную дистанцию между родителями и ребенком. Родитель строит коммуникацию “сверху”, из позиции авторитета. Эмоциональная дистанция увеличивается, если родители высказываются с критикой по поводу “новомодных” увлечений ребенка (искреннее стремление родителей поинтересоваться, разобраться, в чем “фишка” тренда сократило бы дистанцию), осуждают друзей, обесценивают чувства ребенка (“тебе 10 лет, у тебя вообще нет поводов, чтобы грустить”, “это несерьезно, влюбишься ещё сто раз”). Коммуникационную дистанцию увеличивают жесткие ограничения и рамки (“без вариантов, чтобы был дома к восьми”), наказания (“будешь все выходные сидеть дома”), игнорирование интересов ребенка (“какая тебе гитара, иди лучше к репетитору физику подтяни”). Как трансформируется в подростковый период Такая модель, может казаться, успешно работает, когда ребенок маленький. Но именно против нее вчерашние послушные детки, вступив в подростковый возраст, бунтуют сильнее всего. Когда подростки убеждаются, что их не слышат, а их интересы — игнорируют, они отвечают тем же и полностью закрываются от родителей. Те, в свою очередь, начинают жаловаться, что “до ребенка не достучаться”: он стал скрытный и ничего не рассказывает,- и, чтобы получить доступ хоть к какой-то информации, усиливают давление. Подросток закрывается ещё больше и рассказывает о себе все меньше, начинает игнорировать даже то, что раньше делал без проблем. От потери контроля над ситуацией и чувства беспомощности родители не находят ничего лучше, как “закрутить гайки”. Но все это только усугубляет ситуацию и отдаляет ребенка. Пожалуй, это самая бесперспективная коммуникационная стратегия. Формальная модель “Средние”, “обычные” отношения “как у всех”. Родители заняты в основном работой и решением повседневных проблем. Заботу проявляют по-преимуществу, через обеспечение бытовых потребностей (следят, чтобы ребенок был накормлен, одет, покупают гаджеты). Детей особо не контролируют, но и делами не интересуются, следят за тем, чтобы соблюдались формальные договоренности. Общение сводится к вопросам поел- не поел, что задали, какие оценки. Нет эмоциональной близости, ребенок варится в своем мире, фигуры родителей в жизни присутствуют номинально. В ежедневной жизни, в решении повседневных эмоциональных трудностей ребенка родители не участвуют. Как трансформируется в подростковый период Если в детстве ребенку сильно не хватало эмоционального тепла от родителей, в подростковом возрасте он, возможно, начнет привлекать к себе внимание экспрессивными выходками, как бы призывая взрослых обратить на него внимание, включиться эмоционально. Но чаще всего в такой модели подросток продолжает поддерживать обособленность, становится скрытным. У родителей растет тревога, так как они не располагают информацией об эмоциональной стороне жизни ребенка, но обычно с расспросами не пристают. Сделав несколько попыток — натыкаются на закрытые границы. Открытых конфликтов избегают, пытаются не испортить отношения с ребенком, но как установить близость — не знают. Подросток, с одной стороны, рассуждает, что родители особо не лезут,- и хорошо. С другой — чувствует тоску, что нет возможности поговорить с ними о важном. Со временем привыкает обходиться без этого. Родители как бы рядом, но за советом к ним не обратишься. ”Да и заняты они, своих хлопот хватает, на работе устают”. Контакта нет, ребенок чувствует себя одиноко, несмотря на формально бесконфликтные отношения в семье. Партнерская модель Партнерские отношения подразумевают дистанцию, обусловленную ролями (родитель-ребенок), но коммуникация строится на обсуждении, диалоге. Значимость родителей очень высока, но мнение и желания ребенка с раннего детства учитываются. Родители прислушиваются к нему, стараются договориться и соблюсти так или иначе интересы ребенка. Семья поддерживает неформальное общение, родители организуют совместные активности вместе с детьми: выезды на природу, занятия спортом, прогулки, театры, кино. Интересуются увлечениями ребенка, стараются разобраться в “модных веяниях” без их критики. Есть семейные ритуалы. Ребенок знает, что кроме своих личных дел у него есть обязанности и сферы ответственности в делах семьи. Родители охотно разрешают принимать гостей и сами предлагают пригласить друзей на активности. Как трансформируется в подростковый период В этой модели родители встречают подростковые кризисы своего ребенка “подготовленными”: они имеют достаточный уровень близости, знакомы с его друзьями, твердо знают, что если у ребенка будут трудности — он расскажет о них. Это дает им чувство уверенности и позволяет соблюдать границы ребенка. Родители не вмешиваются в его повседневные дела, объясняют последствия тех или иных выборов, поддерживают ребёнка в том, чтобы он сделал его самостоятельно. Правила и родительские ожидания проговариваются вслух, обсуждаются с учетом интересов ребенка, и принимаются обеими сторонами. Наличие правил позволяет избегать непонимания и в случае проблемных ситуаций апеллировать к ним, без конфликтов. Подросток в первую очередь чувствует, что дома его понимают. Это помогает ему легче переносить эмоциональный шторм или трудности в коммуникации во внешнем мире. Родителей воспринимает как поддержку. Сам решает, когда хочет поговорить, когда не хочет, но знает, что в любой момент может обратиться за помощью. Учится делать выбор и нести за него ответственность. Направляет свои силы на социализацию, интересы и достижения, а не на борьбу с родителями. В чистом виде эти модели редко представлены, чаще всего семейные отношения строятся на стыке двух систем. Родители детей любого возраста могут выбрать, что им подходит, зная, как устроена система и какой у неё прогноз. Ирина Винник
28-08-2021, 17:02
Автор - Лукерья
Просмотров - 748
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом - « Как воспитывать ребенка»

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом - « Как воспитывать ребенка»
Согласно данным ВОЗ, ежегодно в нашей стране заканчивают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков, причем, эти цифры растут год от года. Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 в 2015 году

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»
Первые обиды настигают нас в детстве, и мы сталкиваемся с тем, что не в силах управлять нахлынувшим на нас чувством горечи и отчаяния. Эмоции настолько сильны, что переживание их остается в памяти на всю жизнь, и
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте