Про стыд, вину и ответственность - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Дети растут быстро. Еще вчера они не отходили от родителей ни на шаг,
Совсем немного времени осталось до старта ЕГЭ в нашей стране, и это
      

Про стыд, вину и ответственность - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 16:41


Стыд и вина – важные социальные эмоции, регулирующие отношения между людьми. Они делают человека отзывчивым к чувствам и мнениям других людей. С одной стороны, эти эмоции помогают наладить контакт, а с другой - могут выступать и барьерами в общении из-за их болезненности, а нередко стыд и вина перед другим человеком приводят к прерыванию отношений. Стыд и вина – близкие, но не одинаковые понятия. Переживание стыда связано с тем, что человек осознает нарушение им общих норм, принятых в обществе. Переживая вину, человек нарушает свои личные нормы и законы.


Вина (неприятие своего поступка) и стыд (непринятие себя) сопровождают человека с самого раннего детства, и формируются под влиянием близкого окружения ребенка. Считается, что чувство вины начинает формироваться, начиная с 3-летнего возраста, а стыд возникает гораздо раньше. Вина является более зрелой и выраженной эмоцией по сравнению со стыдом. Вину иногда можно рассматривать как проявление совести. Но нездоровая (невротическая) вина возникает тогда, когда родители постоянно одергивают ребенка: критикуют, поучают или наказывают. Ребенок начинает чувствовать вину не только за свои поступки, но и за желания, отвергая ту часть себя, которая не находит одобрения или поддержки извне. Закрепляясь, как реакция на искаженное восприятие себя, невротическая вина начинает формировать в ребенке позицию жертвы, всегда и во всем виноватого. Это чревато развитием у ребенка множества комплексов. Пребывая постоянно в состоянии невротической вины, человек постоянно обесценивает свои проявления.


Вина и стыд тесно связаны с уровнем ответственности. Ответственность – это важное личностное качество, присущее зрелой личности. Но формируется оно постепенно, начиная с самого раннего возраста. Часто путают понятия ответственный и послушный. Ответственность – это способность отвечать за последствия своих решений и поступков, а это предполагает способность ребенка принимать решения. Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, но как сформировать в ребенке здоровое чувство ответственности?


Возраст 3,5-5 лет – прекрасный период для того, чтоб приучать ребенка к ответственности. Самая большая ошибка родителей в том, что они считают чадо слишком маленьким и пытаются контролировать его во всем. В этом возрасте дети вполне готовы выполнять несложные домашние обязанности: сложить игрушки, убрать в комнате. Если упустить начало воспитания ответственности в этом возрасте – дальше это будет делать все сложнее. Главное что надо помнить – что это непрерывный и ежедневный процесс. Надо уделять внимание разным сферам ответственности.



  1. Ответственность за собственную жизнь, безопасность и здоровье.


  2. Ответственность за свои действия, связанные с благополучием других людей. «Мама спит, она устала, ну и я шуметь не стала…». Надо объяснять ребенку, что надо уважать и понимать потребности других, их права. Это очень важно, это основа строительства здоровых отношений с людьми.


  3. Ответственность за свои вещи.


  4. Ответственность за живых существ. Необходимо поручать ребенку обязанность по уходу за животными или растениями.


  5. Ответственность за свое слово и принятое решение. Это самый сложный и длительный процесс. Необходимо акцентировать внимание не тех обещаниях, которые дает ребенок, и следить за их исполнением.



Процесс воспитания ответственности облегчает наличие ясных и неизменных правил, которые позволяют ребенку чувствовать границы, свои и чужие, родительскую надежность и понятия опасности и безопасности. Обязательно нужно давать возможность прочувствовать последствия своих действий или бездействия. Это формирует осознанность, понимание правил «изнутри».


Ответственность невозможно воспитать, не давая ребенку самостоятельности. Как известно, существуют различные типы родительского воспитания: авторитарный, попустительский и авторитетный. При авторитарном стиле присутствует жесткий контроль над поведением, что лишает ребенка какой-либо инициативы и возможности принимать решения, ребенок просто подчиняется, привыкая к тому, что за него решают. При попустительском воспитании поведение ребенка ничем не ограничивается и в результате он не способен слушать ни других, ни себя, ни отвечать за что-то. Самые ответственные дети вырастают у авторитетных родителей, которые сочетают необходимую степень контроля и поддержку самостоятельных решений, четкие правила, которые обсуждают с ребенком.


Необходимо помнить об уровне ответственности, который соответствует возрасту ребенка. Нагружая ребенка непосильной ответственностью и неадекватными ожиданиями, мы способствуем появлению у него нездоровых чувств вины и стыда. Иногда родители сознательно используют стыд для наказаний. Надо помнить об очень важном моменте: не дать перейти чувствам стыда и вины в нездоровую стадию. Использовать эти эмоции можно, только оценивая конкретные поступки ребенка, а не его личность. Нельзя позволять задерживаться долго в этих чувствах, потому что они очень разрушительны. Даже взрослый не может комфортно пребывать долгое время в чувстве стыда или вины, а для ребенка эта ситуация просто невыносима. Ведь он не умеет правильно справляться с этим, и его способы избавления от тягостных чувств иногда приводят к еще большим проблемам. Ребенок может устраивать истерики, плакать навзрыд, перекладывать вину на другого человека, может стремиться к самонаказанию или провоцировать на наказание взрослого. Чтобы избежать закрепления этих негативных стереотипов необходимо соблюдать некоторые правила.



  1. Не стыдить, вызывая чувство вины.


  2. Четко объяснить, что сделал не так.


  3. Подсказать, что можно сделать в данной ситуации.


  4. Дать возможность исправить ошибку.


  5. Помнить о возрастных особенностях и возможностях ребенка (например, не оставлять пятилетнего ребенка с ватагу пятилетних мальчишек одних в комнате с дорогой мебелью и посудой)



Научить ребенка здоровому чувству вины – значить сформировать у него адекватную самооценку, научить думать о своих интересах, принимать себя таким, какой есть, правильно выражать чувства (в том числе и негативные) и отвечать за себя и свои поступки.


Главное в воспитании - не злоупотреблять своей властью и контролем, развивая ответственность в ребенке. А вина и стыд вообще довольно опасные эмоции, требующие осторожного обращения.


Ирина Иванникова


Стыд и вина – важные социальные эмоции, регулирующие отношения между людьми. Они делают человека отзывчивым к чувствам и мнениям других людей. С одной стороны, эти эмоции помогают наладить контакт, а с другой - могут выступать и барьерами в общении из-за их болезненности, а нередко стыд и вина перед другим человеком приводят к прерыванию отношений. Стыд и вина – близкие, но не одинаковые понятия. Переживание стыда связано с тем, что человек осознает нарушение им общих норм, принятых в обществе. Переживая вину, человек нарушает свои личные нормы и законы. Вина (неприятие своего поступка) и стыд (непринятие себя) сопровождают человека с самого раннего детства, и формируются под влиянием близкого окружения ребенка. Считается, что чувство вины начинает формироваться, начиная с 3-летнего возраста, а стыд возникает гораздо раньше. Вина является более зрелой и выраженной эмоцией по сравнению со стыдом. Вину иногда можно рассматривать как проявление совести. Но нездоровая (невротическая) вина возникает тогда, когда родители постоянно одергивают ребенка: критикуют, поучают или наказывают. Ребенок начинает чувствовать вину не только за свои поступки, но и за желания, отвергая ту часть себя, которая не находит одобрения или поддержки извне. Закрепляясь, как реакция на искаженное восприятие себя, невротическая вина начинает формировать в ребенке позицию жертвы, всегда и во всем виноватого. Это чревато развитием у ребенка множества комплексов. Пребывая постоянно в состоянии невротической вины, человек постоянно обесценивает свои проявления. Вина и стыд тесно связаны с уровнем ответственности. Ответственность – это важное личностное качество, присущее зрелой личности. Но формируется оно постепенно, начиная с самого раннего возраста. Часто путают понятия ответственный и послушный. Ответственность – это способность отвечать за последствия своих решений и поступков, а это предполагает способность ребенка принимать решения. Все родители хотят, чтобы их ребенок вырос ответственным человеком, но как сформировать в ребенке здоровое чувство ответственности? Возраст 3,5-5 лет – прекрасный период для того, чтоб приучать ребенка к ответственности. Самая большая ошибка родителей в том, что они считают чадо слишком маленьким и пытаются контролировать его во всем. В этом возрасте дети вполне готовы выполнять несложные домашние обязанности: сложить игрушки, убрать в комнате. Если упустить начало воспитания ответственности в этом возрасте – дальше это будет делать все сложнее. Главное что надо помнить – что это непрерывный и ежедневный процесс. Надо уделять внимание разным сферам ответственности. Ответственность за собственную жизнь, безопасность и здоровье. Ответственность за свои действия, связанные с благополучием других людей. «Мама спит, она устала, ну и я шуметь не стала…». Надо объяснять ребенку, что надо уважать и понимать потребности других, их права. Это очень важно, это основа строительства здоровых отношений с людьми. Ответственность за свои вещи. Ответственность за живых существ. Необходимо поручать ребенку обязанность по уходу за животными или растениями. Ответственность за свое слово и принятое решение. Это самый сложный и длительный процесс. Необходимо акцентировать внимание не тех обещаниях, которые дает ребенок, и следить за их исполнением. Процесс воспитания ответственности облегчает наличие ясных и неизменных правил, которые позволяют ребенку чувствовать границы, свои и чужие, родительскую надежность и понятия опасности и безопасности. Обязательно нужно давать возможность прочувствовать последствия своих действий или бездействия. Это формирует осознанность, понимание правил «изнутри». Ответственность невозможно воспитать, не давая ребенку самостоятельности. Как известно, существуют различные типы родительского воспитания: авторитарный, попустительский и авторитетный. При авторитарном стиле присутствует жесткий контроль над поведением, что лишает ребенка какой-либо инициативы и возможности принимать решения, ребенок просто подчиняется, привыкая к тому, что за него решают. При попустительском воспитании поведение ребенка ничем не ограничивается и в результате он не способен слушать ни других, ни себя, ни отвечать за что-то. Самые ответственные дети вырастают у авторитетных родителей, которые сочетают необходимую степень контроля и поддержку самостоятельных решений, четкие правила, которые обсуждают с ребенком. Необходимо помнить об уровне ответственности, который соответствует возрасту ребенка. Нагружая ребенка непосильной ответственностью и неадекватными ожиданиями, мы способствуем появлению у него нездоровых чувств вины и стыда. Иногда родители сознательно используют стыд для наказаний. Надо помнить об очень важном моменте: не дать перейти чувствам стыда и вины в нездоровую стадию. Использовать эти эмоции можно, только оценивая конкретные поступки ребенка, а не его личность. Нельзя позволять задерживаться долго в этих чувствах, потому что они очень разрушительны. Даже взрослый не может комфортно пребывать долгое время в чувстве стыда или вины, а для ребенка эта ситуация просто невыносима. Ведь он не умеет правильно справляться с этим, и его способы избавления от тягостных чувств иногда приводят к еще большим проблемам. Ребенок может устраивать истерики, плакать навзрыд, перекладывать вину на другого человека, может стремиться к самонаказанию или провоцировать на наказание взрослого. Чтобы избежать закрепления этих негативных стереотипов необходимо соблюдать некоторые правила. Не стыдить, вызывая чувство вины. Четко объяснить, что сделал не так. Подсказать, что можно сделать в данной ситуации. Дать возможность исправить ошибку. Помнить о возрастных особенностях и возможностях ребенка (например, не оставлять пятилетнего ребенка с ватагу пятилетних мальчишек одних в комнате с дорогой мебелью и посудой) Научить ребенка здоровому чувству вины – значить сформировать у него адекватную самооценку, научить думать о своих интересах, принимать себя таким, какой есть, правильно выражать чувства (в том числе и негативные) и отвечать за себя и свои поступки. Главное в воспитании - не злоупотреблять своей властью и контролем, развивая ответственность в ребенке. А вина и стыд вообще довольно опасные эмоции, требующие осторожного обращения. Ирина Иванникова
28-08-2021, 16:41
Просмотров - 464
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Неприятие ребенка в семье как психологический феномен - « Как воспитывать ребенка»

Неприятие ребенка в семье как психологический феномен - « Как воспитывать ребенка»
Понять и принять — это два правила счастливой семьи: насколько люди способны принимать друг друга, настолько глубоким будет их взаимопонимание. Вот только в жизни все бывает не так просто, и порой даже дети бывают...

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»
Первые обиды настигают нас в детстве, и мы сталкиваемся с тем, что не в силах управлять нахлынувшим на нас чувством горечи и отчаяния. Эмоции настолько сильны, что переживание их остается в памяти на всю жизнь, и

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...

Раскованность или распущенность? Нормы поведения подростков - « Как воспитывать ребенка»

Раскованность или распущенность? Нормы поведения подростков - « Как воспитывать ребенка»
Раскованность – способность легко и непринужденно чувствовать себя в межличностном общении; это- уверенность в себе и отсутствие комплексов. Раскованность позитивна и притягательна. Распущенность – это стремление
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика