Если ребенку ничего не запрещать… - « Как воспитывать ребенка»
Родителям не всегда просто что-то запрещать ребенку: не хочется огорчать, да и крик поднимет, истерику устроит. Мама и папа готовы на все, лишь бы чадо не плакало. Вот только отсутствие запретов не способствует развитию гармоничной личности.
Запрещать или не запрещать
На детских площадках часто можно увидеть мамочек, которые с абсолютно серьезным видом рассказывают о том, что ребенку нужно разрешать все. При этом они ссылаются на японскую систему воспитания и теорию свободного воспитания Ж. Ж. Руссо. Сюда же приписывают Марию Монтессори и имена некоторых современных психологов.
На просторах Интернета можно найти много информации о вреде запретов, вот только все методики гораздо сложнее простых слов «можно все».
Согласно японской системе воспитания, малышу до пяти лет действительно разрешается жить по-царски, потому что с 5 до 16 лет у него начинается жизнь «слуги» в условиях жесткой дисциплины и запретов. После 16 он начинает самостоятельно трудиться на благо своей семьи.
Российский менталитет поддерживает в детях ребенка вплоть до окончания студенческой жизни, не переводя его в статус «слуги» или «добытчика». Значит, и воспитание должно быть последовательным и системным.
Что касается систем воспитания Руссо и Монтессори, то здесь тоже всё непросто. Речь идет о создании условий для развития и помощи ребенку в выборе деятельности.
Полную вседозволенность не допускает ни одна теория.
Что будет, если ребенку разрешать все
Вседозволенность не делает жизнь ребенка интересной и насыщенной, а наоборот, приводит к ряду проблем:
ребенок не учится понимать последствия своих поступков;
не понимает границ дозволенности, а, значит, не будет видеть границ других людей;
считает свои желания первоочередными и требует ото всех их выполнения;
ребенок не способен мечтать и ждать, не осознает, какие желания важны, а какие являются сиюминутными и второстепенными;
не учится ставить цели и двигаться к их реализации;
мир, в котором все можно, кажется опасным, и он не чувствует себя защищенным;
сталкиваясь с трудностями, дети пасуют, потому что привыкли получать все сразу и без проблем;
Полное отсутствие запретов может восприниматься как безразличное отношение к судьбе ребенка. Запреты учат анализировать мир. Ребенок начинает понимать, что хорошо, а что плохо, и что нельзя делать то, что плохо.
Еще одним приемом воспитания является предупреждение о последствиях при полном разрешении. Сторонники этой системы считают, что дают ребенку выбор. Однако и эта теория имеет изъяны, так как дети не способны в полной мере осознать последствия своих действий. Кроме того, некоторые последствия весьма отдаленные.
Последствием долгих компьютерных игр может стать игровая зависимость, испорченное зрение и многое другое, вот только понять этого ребенок не может.
Последствием постоянного употребления пирожных вместо здоровой пищи часто становятся проблемы со здоровьем, но и этого малыш не поймет.
Другими словами, не всегда надо ждать, когда ребенок набьет свои шишки. Некоторые последствия могут быть очень серьезными, и лучше их предотвратить.
Предлагая ребенку выбор, мы возлагаем на него ответственность за собственную жизнь и здоровье, а такая ноша малышу не под силу.
Запреты просто необходимы. Они приучают к дисциплине, учат ставить цели, понимать правила жизни. Запреты дают ребенку ощущения безопасности и защищенности, но только в том случае, если запрещать правильно.
Как запрещать правильно
Чтобы запреты были действенными и не навредили становлению личности ребенка, запрещать нужно правильно.
1. Запрещайте то, что действительно важно. Запреты касаются детской безопасности и должны соблюдаться всегда. Нельзя: переходить дорогу на красный свет светофора; не пристегиваться в машине; уходить с площадки без взрослых, брать и открывать пузырьки в ванной и т. д.
2. Запреты должны быть понятны ребенку, их всегда нужно аргументировать. Не должно быть просто «нельзя», должно быть «нельзя, потому что…». Нельзя: трогать утюг, потому что можно обжечься; лезть в розетку, потому что внутри опасный ток; есть немытые фрукты, потому что на них живут микробы.
3. Запретов не должно быть слишком много. Каждый запрет должен иметь альтернативное разрешение. Если нельзя есть грязные яблоки, то всегда можно их помыть и есть чистые.
4. Запреты иногда можно снимать, если на это есть веские причины. Нельзя пропускать школу, но можно не пойти сегодня, потому что приехала бабушка.
5. Пересматривайте правила: замените те, которые уже утратили актуальность. Например, временные границы прогулки периодически стоит расширять.
Золотое правило запретов гласит: не говори, что нельзя, скажи, что можно!
Вместо «нельзя ходить по газонам»: «гуляй только по дорожкам — так мы сохраним растения».
Вместо «нельзя есть в постели»: «есть надо на кухне».
Вместо «нельзя пропускать школу»: «пропускать занятия можно только по уважительным причинам».
В мире столько всего можно, что то, что нельзя, кажется незначительным.
Запреты не превращают ребенка в раба и не приучают к полному подчинению. Они систематизируют и структурируют его жизнь, помогая понять правила нашего мира.
Главное — помогать ребенку осознавать свои желания, мотивировать и объяснять свои требования. Только в этом случае вы воспитаете сильную гармоничную личность, способную к дисциплине и движению вперед.
Светлана Садовникова
Фото с сайта foto-ram.ru
Добавить комментарий!