«Папа – космос». Модельер Татьяна Парфенова о своем отце - «Отцы и дети» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Если в семье двое или более детей, то ссоры и конфликты между ними
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
      

«Папа – космос». Модельер Татьяна Парфенова о своем отце - «Отцы и дети»

25-05-2023, 11:56


Отец российского модельера и дизайнера одежды Татьяны Парфеновой работал в космической отрасли. А она с раннего детства обожала рисование и цвет. Родители и дети, братья и сестры могут быть совершенно не похожи, но есть незримая связь, которая делает их родными людьми. Об этой удивительной преемственности и о своем отце художница рассказала «Бате».


«Папа – космос». Модельер Татьяна Парфенова о своем отце - «Отцы и дети»

Татьяна Парфенова


Папа сказал: «Девочкам нужен Эрмитаж»


Мой папа был для меня и недосягаемой высотой, и одновременно очень близким человеком, каким остается по сей день. А самым большим наследством я считаю его кровь во мне.


Вообще его звали Воля, потому что мой дедушка по отцовской линии был революционно настроен и одну из дочерей назвал Октябрина. После войны папа поменял имя на Валентин, но дедушка всегда называл его Волька.


Папа был космосом – в прямом и в переносном смысле. По профессии он был военным инженером и разрабатывал ракетный двигатель, на котором до сих пор летают в космос. С красным дипломом окончил Харьковскую академию ракетных двигателей. Его оставляли преподавать на кафедре, но он выбрал авиационный завод в Куйбышеве (ныне г. Самара). Там давали жилье, а для семейного человека с двумя детьми это было важно.


Какое-то время мы жили в Куйбышеве, а потом туда приехал знаменитый конструктор Сергей Королев. Среди молодых инженеров он выделил моего папу, который мог ответить на любой вопрос. Сергей Павлович предложил ему на выбор работу в подмосковном Жуковском или в Ленинграде. Отец выбрал второй вариант, потому что «девочкам там будет замечательно, потому что там Эрмитаж, а это важно».


С того момента я ждала встречи с Эрмитажем.


Татьяна Парфенова в детстве


Юмор и «детские коляски в космосе»


Папа часто бывал в командировках на Байконуре, присутствовал при запуске космонавтов, начиная с Германа Титова. Дома было много литературы о космосе, что вызывало мое любопытство.


На мои вопросы папа отвечал с юмором. Однажды, будучи маленькой, я спросила, что они делают на работе? «Детские коляски!» – с улыбкой ответил папа.


Только с возрастом я поняла, что в папиной шутке есть точность, потому что космическая индустрия только развивалась. Попытки человека попасть в еще более дальний космос – это очень здорово, но это начало, и в каком-то смысле «детские коляски».


Еще был забавный момент с папиным авиационным значком – этот кружок с крылышками тоже очень меня интересовал. На мой вопрос, что на нем нарисовано, папа говорил: «Это крышка кастрюли, из-под которой торчат куриные крылышки!» (смеется)


Меня в нем удивляли многие вещи. Он мог ответить на любой вопрос по любому предмету, будь то английский или математика. Папа много читал, хорошо знал литературу, замечательно разбирался в живописи и музыке, и уже поэтому казался мне совершенно необыкновенным человеком.


Стойкость и кровь на снегу


А еще в нем была невероятная жизненная стойкость. Он был очень мужественным человеком.


Я знаю, что во время Великой Отечественной войны папа в 17 лет ушел на фронт, а война закончилась для него в 1946 году в Польше.


С отцом всегда было интересно, и мне даже хотелось быть мальчиком, чтобы соответствовать мужскому, мальчуковому духу и бесстрашно спускаться с самых высоких горок, когда мы вместе ходили на лыжах.


Однажды мы катались возле новостроек, и в снегу папа напоролся на какую-то арматуру… Пока мы возвращались домой, я плелась позади отца и всхлипывала, глядя, как за ним на снегу остаются капли крови. Поднялись на третий этаж, вошли в квартиру, и тогда уже папа потерял сознание. Новый год мы встречали не дома, а у папы в больнице, потому что у него была большая кровопотеря. Но не только в этот раз, а вообще никогда не было никакого испуга или уныния – такая сила воли была у моего отца.


Вероятно, это отражалось и на других сферах жизни. По воспоминаниям мамы вечернюю школу отец заканчивал уже после войны и занимался «до серого цвета лица», а затем поступил в академию.


Валентин Парфенов


Учитель на дороге и в жизни


Когда я впервые на водительских курсах проехала самостоятельно сто метров, то сразу же, восторженная, прилетела на дачу и заявила папе, что умею водить машину. Он разрешил мне сесть за руль своего автомобиля, а сам сел рядом в пассажирском кресле.


Я еле тронулась с места, мы поехали по дачному поселку. Сначала на одном из поворотов я напугала группу алкоголиков, которые со страху попадали в ближайшую канаву. Они вылезли и тут же стали требовать компенсаций, обращаясь к моему папе: «Мужик, ну хотя бы на пиво денег дай!» Папа ответил им что-то непереводимое, и мы двинулись дальше. Затем я наскочила колесом на гранитный камень у ларька, заглохла, но потом завела машину и поехала. Папа оставался невозмутимым. Вероятно, его уверенность передалась мне, и с тех пор я езжу и ничего не боюсь.


Сейчас употребляют слово харизма, и, видимо, его можно отнести к моему папе. Когда его не стало, на поминках было очень много папиных сослуживцев. При жизни нам казалось, что их не так много, и вдруг выяснилось, что его очень любили. Один старый военный, сосед папы по гаражу, удивился и сказал, что даже не знал, что мой папа полковник.


Отец легко и как-то правильно разговаривал с людьми, в нем не было ни снобизма, ни чувства превосходства. С чем я сама неоднократно сталкивалась, когда он о чем-то меня спрашивал. Даже видя, что я что-то не понимаю или что у меня поверхностные знания, он не показывал мне этого. Общаясь с папой, я никогда не испытывала детского унижения перед человеком, который намного умнее.


Когда я только научилась водить машину, мы с папой ехали с дачи, каждый на своем автомобиле. Я ехала впереди — мне тогда все время хотелось показать, как круто я вожу. Такое часто бывает у начинающих водителей. И вот, я еду, папа не отстает – мне казалось, что за рулем был он, а на самом деле там сидела молодая девушка, дочь его второй жены Алла (через два года после смерти мамы, папа снова женился). Но я думала, что ведет папа и соревновалась. Мне хотелось быть лучше, чем он обо мне думал. Я ехала на дороге с опасными поворотами на скорости под 80 км, с резким звуком поворачивала и т.д.


Вдруг на светофоре я что-то перепутала, остановилась, и тут папа мне посигналил. Я с удивлением заметила, что он выходит не из водительской двери. Он подошел ко мне и очень спокойно сказал: «Ты знаешь, я не мог тебя догнать, но так как ты сейчас ехала – нельзя ездить, это нехорошо».


Из-за того, что это так спокойно было им произнесено, эффект был невероятный!


Сейчас, вспоминая детство и юность, я понимаю, что меня вообще не ругали.


Мне и тогда казалось, что это удивительно: на тебя обращают пристальное внимание, все у тебя есть, ты ни в чем не нуждаешься, и тебя же еще ни за что не ругают, даже за плохие отметки. «Трояк» принесла – и ничего! Что бы ты ни делала, ты не можешь получить свою долю нравоучений. Все воспитание происходит с какой-то любовью. Вот помню, я там что-то нахулиганила, а папа улыбается…


В чем состояло папино воспитание? Видимо в умении увлечь ребенка, что-то ему рассказать, объяснить, сделать для него интересным мир.


Мы безумно ждали папу из всех командировок и всегда готовились к его приезду. Кроме того, поскольку ему нельзя было выезжать за границу, отец много путешествовал по стране. Например, вернувшись с Дальнего Востока, он рассказывал нам с сестрой про Дерсу Узала, а потом мы читали об этом книгу. Нам столько всего было показано и рассказано интересного!


У нас была такая игра – в стихи. Мы играли втроем – я, сестра и папа. Это было чем-то похоже на игру в города. Например, ты читаешь вслух четверостишие – если это стихотворение, то предполагается, что ты знаешь его целиком, если поэма – большой кусок, и каждый продолжает читать произведение дальше.


Папа Татьяны Парфеновой и ее сестра


Детство в саду изобретателя


Летом во время отпуска отец отправлялся в путешествие, а мы с мамой ехали в Полтаву. Потом папа обязательно приезжал к нам, потому что только он красил крышу дома.


Вообще, у него сложились удивительно теплые отношения с тестем и тещей. Тещу он обожал и даже назвал меня в ее честь, а мою сестру – в честь любимой жены. Таким образом, у нас в семье оказалось две Татьяны и две Людмилы.


А с моим дедушкой по маминой линии папа дружил. Дед был неутомимым изобретателем и возможно это их объединяло. Папа не только принимал все идеи тестя, но активно поддерживал и участвовал в их реализации.


Например, дед построил катер, который мог ездить как машина, а мог въехать в реку и плыть. Папа делал для него заклепки, хотя, похоже, сомневался, что это сооружение поплывет. Когда катер был готов, неожиданно вышло какое-то постановление, запрещающее пользование катерами. Но это не особенно расстроило деда и папу. Вероятно, их больше занимал сам процесс создания, чем вероятность использования.


Другим запомнившимся мне изобретением дедушки был агрегат по производству домашнего мороженого. Летом в жару, в центре города, в частном доме, да еще в саду с огромным количеством цветов, можно было сидеть и есть собственноручно изготовленное мороженое. Что-то необыкновенное! Только для этого надо было сходить в такое специальное место, которое называлось ОРС (отдел рабочего снабжения) и принести лед, потому что холодильников тогда не было. Он хранился в соломе – огромные глыбы дымящегося льда, от которого тебе откалывают куски… Это был невероятно интересный и красивый процесс.


Перед глазами встает еще одна картина: сад, на раскладушке папа в полосатой пижаме, а вокруг зелень, трава и деревья – яблони, синие сливы, ярко-оранжевые абрикосы … Восемь абрикосовых деревьев! Когда утром просыпаешься — вся земля в абрикосах, и надо взять ведро и абрикос за абрикосом собирать их руками. Не веником, не совком, и ни в коем случае не сгребать их в кучку сандалиями. Собрать в ведро, а потом нести в конец сада и закапывать в яму, потому что их не съесть, не переработать и не отдать – у всех соседей столько же. Почему нельзя собрать совком, если все равно их хоронишь? Такую особую философию можно получить и принять только в детстве.


А еще только в детстве, наверное, можно вместе с папой и дедушкой пойти на огромный холм (в Полтаве это Монастырская гора), сидеть и просто смотреть вдаль. Маленький ребенок посередине, между дедушкой и папой. Чаще, конечно, мы ходили туда с дедушкой, потому что отец был занят и приезжал редко.


Дедушка Татьяны Парфеновой


Семья без ссор


У нас с сестрой родители не ссорились, и я думала, что так все живут. Для меня было очень неожиданно, что можно жить по-другому, и что вообще в принципе можно смотреть по-разному на, казалось бы, очевидное.


Мой муж – художник. Мы вместе много лет, но это мой второй брак.


Первый брак был неудачным. Я вышла замуж за почти ровесника – мне было двадцать два, а он был старше меня на два года, окончил педиатрический институт и был молодым детским доктором. Мы с ним не совпали — ни по характеру, никак, кроме того что у нас родился общий ребенок.


Митин отец, как я сейчас понимаю, был полной противоположностью моего папы.


Я просто не могла правильно оценить ситуацию, иначе никогда бы не вышла за него замуж. Но случилась беда — не стало мамы, и мне было очень плохо. Я не хотела ни радости, ни веселья, не хотела никуда ходить. Мы были с папой вдвоем — моя сестра уже вышла замуж и уехала. А у нас на руках осталась парализованная бабушка — мамина мама, и все мои ухажеры и всякие воздыхатели как-то рассеялись. Но этот детский доктор был очень настойчив: он приходил, помогал мне с бабушкой, у которой были пролежни. Почти два года он за мной ухаживал, и я сдалась и вышла замуж.


Когда играл марш Мендельсона и перед нами уже должны были открыться двери во дворце бракосочетаний на набережной Красного флота в Ленинграде, папа подошел ко мне и спокойно произнес: «Таня, еще не поздно передумать!» Видимо, он что-то почувствовал.


Мой второй муж – замечательный, и я вижу в нем общие черты с моим отцом. Анатолий Лобынцев — выдающийся художник-пейзажист. На его картинах есть Рим и Париж, но в основном он пишет виды Петербурга.


Есть мужчины, которые не говорят что-то по несколько раз — они это делают один раз, но продуманно. Эта черта была и у папы. С ним всегда, если смешно, то смешно, грустно, значит, грустно. Нет никаких подмен, двойного дна. По отношению ко мне нет подлостей, и, за всю нашу совместную жизнь, я не помню, были ли у нас ссоры?


Татьяна Парфенова с мужем художником Анатолием Лобынцевым


Уроки деда


Папа много воспитывал внука – моего сына Митю, может быть, даже больше, чем я. Походы в гараж, поездки на машине с палаткой в Прибалтику…


Отец рассказывал, что в одной из таких поездок он за что-то отругал десятилетнего Митю, а тот из детской мести взял дедушкин гаечный ключ и спрятал – зарыл в землю! (улыбается) Любопытно, что на следующее лето, когда они туда же поехали, папа этот ключ нашел.


Вообще папа был таким человеком – могло показаться, что он чего-то не замечал, потому что он тебе этого не говорил. Допустим, не указал на какой-то твой проступок, а спустя время выяснялось, что папа все видел, но промолчал, и это действовало еще сильнее.


В этих совместных поездках с дедом и во время общения Мите, возможно, передавались и любовь к спорту, и стойкость.


Была такая история. Мите было лет 15-16. Он вообще был таким ребенком, который даже маленьким не ездил на детском велосипеде с поддержкой, а сразу на двух колесах, или на коньки встал – и поехал. В нем какое-то невероятное природное чувство баланса. А на даче он ездил на велосипеде через канаву по трубе – она была проложена вместо моста. Однажды поехал по ней в дождь и упал, сломал ключицу. Пришел с велосипедом на дачу, и мой папа повез его в травмпункт. Позже папа рассказал: «Ты знаешь, ему было очень больно, но он даже слезы не проронил, ни пикнул, а врач был потрясен таким поведением!»


Татьяна Парфенова с сыном Дмитрием, невесткой и внуками


О вкусе и красивой жизни


У мамы был исключительный вкус ко всему – к предметам, к одежде. Это, наверное, позитивно и на меня повлияло.


Ко мне иногда любили приходить одноклассники, чтобы посмотреть наш дом – он был очень красиво и хорошо устроен моей мамой. В нем не было излишеств, нарочитого украшательства – все очень спокойно и удобно.


А бывает еще и вкус к жизни. Я не могу сказать, что папа, например, напивался, хотя он с удовольствием вместе с друзьями выпивал коньяк или виски. Его любовь к виски, я думаю, шла с военных времен, когда он был механиком и служил с американскими союзниками в авиационном полку в Сумах, недалеко от Полтавы.


Вот сейчас вспомнилась еще деталь. У папы был очень интересный кожаный планшет, а там летная книжка, в которой указано огромное количество прыжков с парашютом. Вот так прыгнуть на землю с огромной высоты очень страшно, и мне кажется, это могут только настоящие мужчины.


В жизни папы в течение недели преобладала военная форма, поэтому к штатской одежде у него было хорошее отношение, но отец не был пижоном. Его одевала мама, которая имела гармоничный, аристократичный вкус. Она покупала ему костюмы, рубашки.


Родители были очень красивой парой. Мама — белокожая брюнетка с карими глазами, немножко похожая на японку, и папа с русыми волосами. Папа вспоминал, что когда он привез маму в гарнизон, где они поженились, на нее бегали посмотреть — такая она была красавица. У папы были яркие голубые глаза – небольшие, но от них шел свет, когда он улыбался. Ему очень шел голубой цвет, он оттенял его глаза.


Родители Татьяны Парфеновой


У меня нет фанатичного отношения к одежде. Может быть, потому что я ее произвожу и в любой момент могу сделать все что хочу? Видимо, эта доступность несколько гасит аппетит. Для меня главное, чтобы это было не страшно, удобно и не раздражало — по цвету и чтобы коже не было неприятно. Я одета так, чтобы никакой цвет на мне не вступал в отношения с другим цветом, например, с тканью, с которой я работаю. Как я могу быть в каком-нибудь цвете и брать другую ткань? Начинается влияние одного цвета на другой. Поэтому мне удобнее быть в черном или белом.


Как человек, создающий одежду, я считаю, что ее не должно быть много, она должна быть просто очень хорошей. Есть хорошие вещи, которые дарят потому, что какой-то юбилей, знаковое событие, например, кольцо на помолвку и на свадьбу или серьги, когда родился ребенок. Каждый день этого не надо, это же не побрякушки.


Не надо превращать свой дом, свой шкаф и свою жизнь в какую-то бесконечную барахолку.


Надо красиво жить.


Я когда-то придумала такую фразу: «меняю на тебя все, что ты хочешь иметь». Хочешь ли ты разменяться на некоторое количество вещей, о которых мечтаешь? Это твой выбор.


Я бы не хотела потратить себя на всякое. Нельзя менять себя на вещи.


Татьяна Парфенова


Семейная цепочка мыслей


У меня очень умная и интересная старшая сестра, которая окончила институт водного транспорта и преподавала высшую математику, сопромат и подъемно-транспортное оборудование. Когда она училась в институте и делала какие-то чертежи, я видела, как папа что-то с ней обсуждает, объясняет, занимается. Я завидовала, мне тоже хотелось в этом участвовать (смеется).


Но потом оказалось, что рисование меня притягивает сильнее. Я рисовала столько, сколько себя помню. Даже когда была совсем маленькой — выводила пальцем что-то по воде на полу.


Когда я училась в старших классах, папа купил мне этюдник – настоящий, взрослый, профессиональный. Вернее, мы поехали вместе и выбрали его.


Папа всегда поддерживал меня, чем бы я ни занималась.


Любопытно, что когда я увидела Эрмитаж, он не показался мне красивым, потому что я представляла его в мечтах хрустальным замком. Видимо, потому, что в детстве вся красота у тебя под ногами – это всякие цветы, стеклянные шарики.


Понимание архитектуры и вообще стилей, помпезной красоты барокко приходит только с возрастом, когда ты много всего знаешь. Дети архитектуру не понимают. Это не тот масштаб, который может оценить ребенок. Например, красивый дуб – это понятно, потому что это живет в твоей природе. Красивый краб. Или море – оно такое огромное.


Наверное, в детстве для меня была важнее красивая природа, потому что я только с возрастом начала чувствовать красоту произведенного человеком.


То есть, огромный гранитный камень ты понимаешь сразу, от рождения, а если он превращен в скульптуру, это уже надо подумать.


Мой сын Митя очень хорошо рисовал в детстве и до сих пор, в любой момент, как ни странно, может сесть и начать рисовать, что хочет.


Когда сын заканчивал седьмой класс, меня вызвала в школу учительница физики. Я шла с трясущимися коленками, потому что Митя был очень хулиганистый, и я решила, что он что-то натворил. Оказалось, что мне хотели сообщить, что он очень умный и у него блестящие мозги.


Я думаю, что в Мите я пропустила профессию архитектора, потому что по своей природе он видит и идеально чувствует пропорции. Он сам по своему проекту построил два дома — для себя и для меня. Очень простых и лаконичных, но таких хороших! У Мити какой-то деятельный взгляд на вещи и очень хороший вкус.


Будут ли мои внуки художниками? На мой взгляд, все дети – художники. Они все берут бумагу, карандаши и рисуют, но это не значит, что ребенок будет художником. Он выберет сам. Если, допустим, в 14 лет он решит стать художником, то начнет заниматься, серьезно и упорно рисовать.


Я бы хотела, чтобы внуки были инженерами, но не важно, что я хочу. Главное, что они сами захотят.


Сейчас мои сын и невестка заняты в моем модном доме. Будет ли профессиональное продолжение в детях и внуках – не имеет значения. Главное – чтобы продолжение было в человеческом плане.


Татьяна Парфенова с внуком


…Вообще интересно, почему, например, любая линия проведенная ребенком, – абсолютна, а если взрослым человеком, уже нет? С возрастом прибавляются ум, какие-то знания, но, может быть, подсознание затмевает природное чувство гармонии? Его надо, конечно, сохранять. А чтобы сохранять, надо все показывать и объяснять.


Все зависит от тех, кто рядом. Есть ли рядом с ребенком человек, который может, допустим, показать звезды и рассказать о них и об астрофизике. Человек, которого ты очень сильно уважаешь, даже не понимая этого. К которому чувствуешь даже не любовь, а то, что ты – его продолжение. Для меня таким человеком был мой папа.


Когда я выросла и уже была совсем взрослой женщиной, я иногда думала, как это интересно и почему так происходит? Например, мы с папой сидим у него поздним вечером на даче, на скамейке рядом с домом, и оба молчим. А потом вдруг одновременно начинаем говорить об одном и том же! Значит, наша цепочка мыслей была одинаковой, и это так здорово.





Отец российского модельера и дизайнера одежды Татьяны Парфеновой работал в космической отрасли. А она с раннего детства обожала рисование и цвет. Родители и дети, братья и сестры могут быть совершенно не похожи, но есть незримая связь, которая делает их родными людьми. Об этой удивительной преемственности и о своем отце художница рассказала «Бате». Татьяна Парфенова Папа сказал: «Девочкам нужен Эрмитаж» Мой папа был для меня и недосягаемой высотой, и одновременно очень близким человеком, каким остается по сей день. А самым большим наследством я считаю его кровь во мне. Вообще его звали Воля, потому что мой дедушка по отцовской линии был революционно настроен и одну из дочерей назвал Октябрина. После войны папа поменял имя на Валентин, но дедушка всегда называл его Волька. Папа был космосом – в прямом и в переносном смысле. По профессии он был военным инженером и разрабатывал ракетный двигатель, на котором до сих пор летают в космос. С красным дипломом окончил Харьковскую академию ракетных двигателей. Его оставляли преподавать на кафедре, но он выбрал авиационный завод в Куйбышеве (ныне г. Самара). Там давали жилье, а для семейного человека с двумя детьми это было важно. Какое-то время мы жили в Куйбышеве, а потом туда приехал знаменитый конструктор Сергей Королев. Среди молодых инженеров он выделил моего папу, который мог ответить на любой вопрос. Сергей Павлович предложил ему на выбор работу в подмосковном Жуковском или в Ленинграде. Отец выбрал второй вариант, потому что «девочкам там будет замечательно, потому что там Эрмитаж, а это важно». С того момента я ждала встречи с Эрмитажем. Татьяна Парфенова в детстве Юмор и «детские коляски в космосе» Папа часто бывал в командировках на Байконуре, присутствовал при запуске космонавтов, начиная с Германа Титова. Дома было много литературы о космосе, что вызывало мое любопытство. На мои вопросы папа отвечал с юмором. Однажды, будучи маленькой, я спросила, что они делают на работе? «Детские коляски!» – с улыбкой ответил папа. Только с возрастом я поняла, что в папиной шутке есть точность, потому что космическая индустрия только развивалась. Попытки человека попасть в еще более дальний космос – это очень здорово, но это начало, и в каком-то смысле «детские коляски». Еще был забавный момент с папиным авиационным значком – этот кружок с крылышками тоже очень меня интересовал. На мой вопрос, что на нем нарисовано, папа говорил: «Это крышка кастрюли, из-под которой торчат куриные крылышки!» (смеется) Меня в нем удивляли многие вещи. Он мог ответить на любой вопрос по любому предмету, будь то английский или математика. Папа много читал, хорошо знал литературу, замечательно разбирался в живописи и музыке, и уже поэтому казался мне совершенно необыкновенным человеком. Стойкость и кровь на снегу А еще в нем была невероятная жизненная стойкость. Он был очень мужественным человеком. Я знаю, что во время Великой Отечественной войны папа в 17 лет ушел на фронт, а война закончилась для него в 1946 году в Польше. С отцом всегда было интересно, и мне даже хотелось быть мальчиком, чтобы соответствовать мужскому, мальчуковому духу и бесстрашно спускаться с самых высоких горок, когда мы вместе ходили на лыжах. Однажды мы катались возле новостроек, и в снегу папа напоролся на какую-то арматуру… Пока мы возвращались домой, я плелась позади отца и всхлипывала, глядя, как за ним на снегу остаются капли крови. Поднялись на третий этаж, вошли в квартиру, и тогда уже папа потерял сознание. Новый год мы встречали не дома, а у папы в больнице, потому что у него была большая кровопотеря. Но не только в этот раз, а вообще никогда не было никакого испуга или уныния – такая сила воли была у моего отца. Вероятно, это отражалось и на других сферах жизни. По воспоминаниям мамы вечернюю школу отец заканчивал уже после войны и занимался «до серого цвета лица», а затем поступил в академию. Валентин Парфенов Учитель на дороге и в жизни Когда я впервые на водительских курсах проехала самостоятельно сто метров, то сразу же, восторженная, прилетела на дачу и заявила папе, что умею водить машину. Он разрешил мне сесть за руль своего автомобиля, а сам сел рядом в пассажирском кресле. Я еле тронулась с места, мы поехали по дачному поселку. Сначала на одном из поворотов я напугала группу алкоголиков, которые со страху попадали в ближайшую канаву. Они вылезли и тут же стали требовать компенсаций, обращаясь к моему папе: «Мужик, ну хотя бы на пиво денег дай!» Папа ответил им что-то непереводимое, и мы двинулись дальше. Затем я наскочила колесом на гранитный камень у ларька, заглохла, но потом завела машину и поехала. Папа оставался невозмутимым. Вероятно, его уверенность передалась мне, и с тех пор я езжу и ничего не боюсь. Сейчас употребляют слово харизма, и, видимо, его можно отнести к моему папе. Когда его не стало, на поминках было очень много папиных сослуживцев. При жизни нам казалось, что их не так много, и вдруг выяснилось, что его очень любили. Один старый военный, сосед папы по гаражу, удивился и сказал, что даже не знал, что мой папа полковник. Отец легко и как-то правильно разговаривал с людьми, в нем не было ни снобизма, ни чувства превосходства. С чем я сама неоднократно сталкивалась, когда он о чем-то меня спрашивал. Даже видя, что я что-то не понимаю или что у меня поверхностные знания, он не показывал мне этого. Общаясь с папой, я никогда не испытывала детского унижения перед человеком, который намного умнее. Когда я только научилась водить машину, мы с папой ехали с дачи, каждый на своем автомобиле. Я ехала впереди — мне тогда все время хотелось показать, как круто я вожу. Такое часто бывает у начинающих водителей. И вот, я еду, папа не отстает – мне казалось, что за рулем был он, а на самом деле там сидела молодая девушка, дочь его второй жены Алла (через два года после смерти мамы, папа снова женился). Но я думала, что ведет папа и соревновалась. Мне хотелось быть лучше, чем он обо мне думал. Я ехала на дороге с опасными поворотами на скорости под 80 км, с резким звуком поворачивала и т.д. Вдруг на светофоре я что-то перепутала, остановилась, и тут папа мне посигналил. Я с удивлением заметила, что он выходит не из водительской двери. Он подошел ко мне и очень спокойно сказал: «Ты знаешь, я не мог тебя догнать, но так как ты сейчас ехала – нельзя ездить, это нехорошо». Из-за того, что это так спокойно было им произнесено, эффект был невероятный! Сейчас, вспоминая детство и юность, я понимаю, что меня вообще не ругали. Мне и тогда казалось, что это удивительно: на тебя обращают пристальное внимание, все у тебя есть, ты ни в чем не нуждаешься, и тебя же еще ни за что не ругают, даже за плохие отметки. «Трояк» принесла – и ничего! Что бы ты ни делала, ты не можешь получить свою долю нравоучений. Все воспитание происходит с какой-то любовью. Вот помню, я там что-то нахулиганила, а папа улыбается… В чем состояло папино воспитание? Видимо в умении увлечь ребенка, что-то ему рассказать, объяснить, сделать для него интересным мир. Мы безумно ждали папу из всех командировок и всегда готовились к его приезду. Кроме того, поскольку ему нельзя было выезжать за границу, отец много путешествовал по стране. Например, вернувшись с Дальнего Востока, он рассказывал нам с сестрой про Дерсу Узала, а потом мы читали об этом книгу. Нам столько всего было показано и рассказано интересного! У нас была такая игра – в стихи. Мы играли втроем – я, сестра и папа. Это было чем-то похоже на игру в города. Например, ты читаешь вслух четверостишие – если это стихотворение, то предполагается, что ты знаешь его целиком, если поэма – большой кусок, и каждый продолжает читать произведение дальше. Папа Татьяны Парфеновой и ее сестра Детство в саду изобретателя Летом во время отпуска отец отправлялся в путешествие, а мы с мамой ехали в Полтаву. Потом папа обязательно приезжал к нам, потому что только он красил крышу дома. Вообще, у него сложились удивительно теплые отношения с тестем и тещей. Тещу он обожал и даже назвал меня в ее честь, а мою сестру – в честь любимой жены. Таким образом, у нас в семье оказалось две Татьяны и две Людмилы. А с моим дедушкой по маминой линии папа дружил. Дед был неутомимым изобретателем и возможно это их объединяло. Папа не только принимал все идеи тестя, но активно поддерживал и участвовал в их реализации. Например, дед построил катер, который мог ездить как машина, а мог въехать в реку и плыть. Папа делал для него заклепки, хотя, похоже, сомневался, что это сооружение поплывет. Когда катер был готов, неожиданно вышло какое-то постановление, запрещающее пользование катерами. Но это не особенно расстроило деда и папу. Вероятно, их больше занимал сам процесс создания, чем вероятность использования. Другим запомнившимся мне изобретением дедушки был агрегат по производству домашнего мороженого. Летом в жару, в центре города, в частном доме, да еще в саду с огромным количеством цветов, можно было сидеть и есть собственноручно изготовленное мороженое. Что-то необыкновенное! Только для этого надо было сходить в такое специальное место, которое называлось ОРС (отдел рабочего снабжения) и принести лед, потому что холодильников тогда не было. Он хранился в соломе – огромные глыбы дымящегося льда, от которого тебе откалывают куски… Это был невероятно интересный и красивый процесс. Перед глазами встает еще одна картина: сад, на раскладушке папа в полосатой пижаме, а вокруг зелень, трава и деревья – яблони, синие сливы, ярко-оранжевые абрикосы … Восемь абрикосовых деревьев! Когда утром просыпаешься — вся земля в абрикосах, и надо взять ведро и абрикос за абрикосом собирать их руками. Не веником, не совком, и ни в коем случае не сгребать их в кучку сандалиями. Собрать в ведро, а потом нести в конец сада и закапывать в яму, потому что их не съесть, не переработать и не отдать – у всех соседей столько же. Почему нельзя собрать совком, если все равно их хоронишь? Такую особую философию можно получить и принять только в детстве. А еще только в детстве, наверное, можно вместе с папой и дедушкой пойти на огромный
25-05-2023, 11:56
Автор - Жанна
Просмотров - 289
0

Читайте также:

Мария Лаврова об отцовском воспитании: «Я просто росла, а на меня глядели и радовались» - «Отцы и дети»

Мария Лаврова об отцовском воспитании: «Я просто росла, а на меня глядели и радовались» - «Отцы и дети»
Кирилл Юрьевич Лавров – великий артист, человек-эпоха и отец двоих детей. Его дочь также стала актрисой, сейчас играет на сцене Большого Драматического Театра, художественным руководителем которого 15 лет был ее отец, и

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»
Он сразу говорит, что не любит вести серьезные разговоры, боится слова «лекторий» и пришел «поделиться шишками». «Я тот самый отец, – признается, – который, утром отвозя детей в школу, не скрывая, радуется,...

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»

Родители и дети: почему мы друг друга не понимаем? - «Отцы и дети»
О конфликтах родителей и детей сказано и написано много. Но проблема не исчезает и не решается. Что-то не срабатывает, где-то сбоит… «У психологии нет волшебной палочки и ключей от прекрасной жизни, — говорит психолог c

Неглянцевая история знаменитой многодетной семьи - «Отцы и дети»

Неглянцевая история знаменитой многодетной семьи - «Отцы и дети»
«Лайфхаков у нас для вас нет», — начинает свой рассказ отец Павел Когельман. У них с Марией Львовой-Беловой пятеро кровных детей, четверо приемных, а еще тринадцать находятся под опекой, но живут в доме...

Мария Аронова. Папино наследие - «Отцы и дети»

Мария Аронова. Папино наследие - «Отцы и дети»
Мария Аронова – одна из самых узнаваемых, востребованных и любимых публикой современных актрис, мама двоих детей и уже бабушка. Она рассказал «Бате» о своем отце, давшем ей не только характер, но и «спасательные...
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика