Школьная форма: носить или не носить? - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Школьная форма: носить или не носить? - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 17:08


В последние годы школьная форма стала обязательным атрибутом большинства школьников. Если правила ношения формы прописаны в Уставе образовательного учреждения, то нужно быть, как все, и ходить на уроке в одежде определенного цвета и фасона. Вопросы о том, хорошо это или плохо для ребенка, звучат постоянно. Одни родители опасаются, что школьная форма мешает прививать детям чувство стиля и вкуса. Мол, глядя друг на друга, школьники формируют представления о том, что красиво, а что нет, что модно, что им идет. Другие же родители, напротив, считают, что школьная форма позволяет сосредоточиться на учебе, а не на внешнем виде, препятствует распространению неравенства в классе (нет разделения на тех, кто одет беднее, и на тех, кто одет богаче). Споры не утихают уже много лет, и мы решили задать вопрос, как же на самом деле влияет школьная форма на детей, нашему психологу Анастасии Вялых.


«Вопрос введения единой школьной формы является спорным уже довольно давно, особенно за рубежом. Многочисленные исследования, касающиеся влияния стандартной одежды на успеваемость или психологическое состояние учеников, сильно противоречат друг другу. Поэтому если у семьи есть выбор – носить или не носить («дресс-код» не прописан в Уставе школы), то принять решение родители должны самостоятельно. Мы можем только рассмотреть общие моменты, на которые стоит обратить внимание при принятии этого решения.


Первый такой момент касается внешнего вида. Многие считают, что школьная форма, представляя собой деловой стиль одежды, положительно влияет на дисциплину и успеваемость ученика. Деловой костюм действительно дает почувствовать ограничения рабочей или учебной обстановки. Однако, некоторым детям, особенно в младшем школьном возрасте, эти ограничения могут казаться просто некомфортными, одежда может быть изготовлена не очень качественно или из дешевых материалов. К тому же, не всем форма пойдет, и тогда настрой ребенка (особенно подростка, для которого внешность крайне важна) на учебу будет, наоборот, страдать.


Другим преимуществом введения школьной формы считается повышение сплоченности одинаково одетых учеников. Особенно это актуально в специализированных учебных заведениях, гимназиях, чья форма отличается от общей, отражает историю и ценности учреждения. Обратной стороной этого может стать противостояние учеников разных школ, когда по форме определяется «свой» или «чужой». Помимо этого, одинаковая одежда может вызывать протест старших школьников. В подростковом возрасте желание выделяться из толпы, проявлять свою индивидуальность или искать собственную уникальность (порой даже шокирующими способами) является нормальным, в то время как обязательная школьная форма этому препятствует.


Психологически ношение одинаковой одежды устраняет разделение детей и их семей по достатку. И ребенок, не испытывая давления по материальному признаку, может самоутвердиться в школьной среде за счет своих личностных качеств. С другой стороны, не все семьи могут позволить себе покупать дорогую форму из качественных материалов. И это, наоборот, может подчеркнуть неравенство. К тому же, необходимость регулярно покупать дополнительную к обычной одежде форму может приводить к напряженности в небогатых семьях, что, в свою очередь, скажется и на психологическом состоянии ребенка.


С учетом этих факторов можно сформулировать собственное мнение о необходимости носить школьную форму в каждом конкретном случае. При этом лучше помнить, что мотивация ребенка к достижению успеха в учебе, стремление к установлению дружеских отношений с одноклассниками или формирование собственного образа зависят не только и не столько от одежды, которую он носит, сколько от внутренних установок и принципов, усвоенных в родительской семье».


Как видно из комментария Анастасии Вялых, поставить точку в многолетнем споре о том, стоит или нет носить школьную форму, нельзя. И если выбора нет, и форма навязана правилами школы, остается смириться, ведь не так уж это и плохо, когда дети одеты одинаково.


Историческая справка



В России носить школьную форму начали в 1834 году: именно тогда был принят закон, утверждавший вид различных гражданских мундиров, по которым можно было судить о чине, звании и сословном признаке человека. Студенческие и гимназические мундиры относились к их числу. Костюм гимназиста выделял тех детей, которые принадлежали к дворянскому роду, а также детей из семей крупных промышленников, так как только они в то время могли себе позволить обучение в гимназиях. Форма считалась предметом гордости, поэтому мальчики носили ее не только на занятиях, но и появлялись в ней на улице, на торжественных вечерах и на праздниках, причем, для особых случаев существовал выходной вариант мундира.


Фасон формы до 1917 года менялся всего лишь несколько раз, чтобы отвечать веяниям моды. А в 1986 году появилась и женская форма, так как начался расцвет женского гимназического образования. Первые школьные наряды для девочек представляли собой скромные платьица с фартуком и белыми воротничками, цветовую гамму костюма каждое учебное заведение выбирало для себя самостоятельно. Например, в знаменитом Смольном институте благородных девиц воспитанницы младшего возраста носили платья кофейного цвета, чуть постарше – темно-синего, еще более старшие – голубого, и ученицы выпускного класса – белого. Это было обусловлено возрастными особенностями девочек: коричневый и темно-синий цвет были практичными и меньше пачкались, но считалось, что с возрастом «благородные девицы» должны становиться аккуратными, прилежными и чистоплотными, поэтому им и предписывалось носить светлую одежду.


В 1918 году школьная форма была отменена, так как стала считаться буржуазным пережитком, однако спустя 30 лет – в 1948 году –школьников вновь нарядили в одинаковую одежду, причем новая форма была очень похожа на дореволюционную – серая гимнастерка и синяя фуражка с гербом у мальчиков и серые или тёмно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными (либо белыми в торжественных случаях) фартуками для девочек.


Обязательная школьная форма просуществовала до 1992 года, ее фасон в течение этого времени менялся: мальчики стали носить галстуки, а вот головные уборы были отменены, девочки сменили платья на темно-синие костюмы-тройки.


В 2012 году форма вновь получила законный статус, однако каждая школа имеет право вводить свой «дресс-код» и единого фасона костюмов пока не существует, как не существует и единого регламента, прописывающего правила его ношения.


В последние годы школьная форма стала обязательным атрибутом большинства школьников. Если правила ношения формы прописаны в Уставе образовательного учреждения, то нужно быть, как все, и ходить на уроке в одежде определенного цвета и фасона. Вопросы о том, хорошо это или плохо для ребенка, звучат постоянно. Одни родители опасаются, что школьная форма мешает прививать детям чувство стиля и вкуса. Мол, глядя друг на друга, школьники формируют представления о том, что красиво, а что нет, что модно, что им идет. Другие же родители, напротив, считают, что школьная форма позволяет сосредоточиться на учебе, а не на внешнем виде, препятствует распространению неравенства в классе (нет разделения на тех, кто одет беднее, и на тех, кто одет богаче). Споры не утихают уже много лет, и мы решили задать вопрос, как же на самом деле влияет школьная форма на детей, нашему психологу Анастасии Вялых. «Вопрос введения единой школьной формы является спорным уже довольно давно, особенно за рубежом. Многочисленные исследования, касающиеся влияния стандартной одежды на успеваемость или психологическое состояние учеников, сильно противоречат друг другу. Поэтому если у семьи есть выбор – носить или не носить («дресс-код» не прописан в Уставе школы), то принять решение родители должны самостоятельно. Мы можем только рассмотреть общие моменты, на которые стоит обратить внимание при принятии этого решения. Первый такой момент касается внешнего вида. Многие считают, что школьная форма, представляя собой деловой стиль одежды, положительно влияет на дисциплину и успеваемость ученика. Деловой костюм действительно дает почувствовать ограничения рабочей или учебной обстановки. Однако, некоторым детям, особенно в младшем школьном возрасте, эти ограничения могут казаться просто некомфортными, одежда может быть изготовлена не очень качественно или из дешевых материалов. К тому же, не всем форма пойдет, и тогда настрой ребенка (особенно подростка, для которого внешность крайне важна) на учебу будет, наоборот, страдать. Другим преимуществом введения школьной формы считается повышение сплоченности одинаково одетых учеников. Особенно это актуально в специализированных учебных заведениях, гимназиях, чья форма отличается от общей, отражает историю и ценности учреждения. Обратной стороной этого может стать противостояние учеников разных школ, когда по форме определяется «свой» или «чужой». Помимо этого, одинаковая одежда может вызывать протест старших школьников. В подростковом возрасте желание выделяться из толпы, проявлять свою индивидуальность или искать собственную уникальность (порой даже шокирующими способами) является нормальным, в то время как обязательная школьная форма этому препятствует. Психологически ношение одинаковой одежды устраняет разделение детей и их семей по достатку. И ребенок, не испытывая давления по материальному признаку, может самоутвердиться в школьной среде за счет своих личностных качеств. С другой стороны, не все семьи могут позволить себе покупать дорогую форму из качественных материалов. И это, наоборот, может подчеркнуть неравенство. К тому же, необходимость регулярно покупать дополнительную к обычной одежде форму может приводить к напряженности в небогатых семьях, что, в свою очередь, скажется и на психологическом состоянии ребенка. С учетом этих факторов можно сформулировать собственное мнение о необходимости носить школьную форму в каждом конкретном случае. При этом лучше помнить, что мотивация ребенка к достижению успеха в учебе, стремление к установлению дружеских отношений с одноклассниками или формирование собственного образа зависят не только и не столько от одежды, которую он носит, сколько от внутренних установок и принципов, усвоенных в родительской семье». Как видно из комментария Анастасии Вялых, поставить точку в многолетнем споре о том, стоит или нет носить школьную форму, нельзя. И если выбора нет, и форма навязана правилами школы, остается смириться, ведь не так уж это и плохо, когда дети одеты одинаково. Историческая справка В России носить школьную форму начали в 1834 году: именно тогда был принят закон, утверждавший вид различных гражданских мундиров, по которым можно было судить о чине, звании и сословном признаке человека. Студенческие и гимназические мундиры относились к их числу. Костюм гимназиста выделял тех детей, которые принадлежали к дворянскому роду, а также детей из семей крупных промышленников, так как только они в то время могли себе позволить обучение в гимназиях. Форма считалась предметом гордости, поэтому мальчики носили ее не только на занятиях, но и появлялись в ней на улице, на торжественных вечерах и на праздниках, причем, для особых случаев существовал выходной вариант мундира. Фасон формы до 1917 года менялся всего лишь несколько раз, чтобы отвечать веяниям моды. А в 1986 году появилась и женская форма, так как начался расцвет женского гимназического образования. Первые школьные наряды для девочек представляли собой скромные платьица с фартуком и белыми воротничками, цветовую гамму костюма каждое учебное заведение выбирало для себя самостоятельно. Например, в знаменитом Смольном институте благородных девиц воспитанницы младшего возраста носили платья кофейного цвета, чуть постарше – темно-синего, еще более старшие – голубого, и ученицы выпускного класса – белого. Это было обусловлено возрастными особенностями девочек: коричневый и темно-синий цвет были практичными и меньше пачкались, но считалось, что с возрастом «благородные девицы» должны становиться аккуратными, прилежными и чистоплотными, поэтому им и предписывалось носить светлую одежду. В 1918 году школьная форма была отменена, так как стала считаться буржуазным пережитком, однако спустя 30 лет – в 1948 году –школьников вновь нарядили в одинаковую одежду, причем новая форма была очень похожа на дореволюционную – серая гимнастерка и синяя фуражка с гербом у мальчиков и серые или тёмно-коричневые платья с белыми подворотничками и с чёрными (либо белыми в торжественных случаях) фартуками для девочек. Обязательная школьная форма просуществовала до 1992 года, ее фасон в течение этого времени менялся: мальчики стали носить галстуки, а вот головные уборы были отменены, девочки сменили платья на темно-синие костюмы-тройки. В 2012 году форма вновь получила законный статус, однако каждая школа имеет право вводить свой «дресс-код» и единого фасона костюмов пока не существует, как не существует и единого регламента, прописывающего правила его ношения.
28-08-2021, 17:08
Автор - Gibbs
Просмотров - 810
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»
Девизом «Все лучшее – детям» руководствуются большинство родителей. Они желают видеть свое чадо в удобной кроватке, красивой коляске, модной одежде, особенно если у самих родителей «такого не было». Со временем к этому

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»
Первые обиды настигают нас в детстве, и мы сталкиваемся с тем, что не в силах управлять нахлынувшим на нас чувством горечи и отчаяния. Эмоции настолько сильны, что переживание их остается в памяти на всю жизнь, и
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте