Воспитание одарённого ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании такого ребенка может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности. О наиболее характерных родительских ошибках мы расскажем в этой статье.
ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.).
Варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей
«Всё и так отлично! Зачем вмешиваться?!» — попустительская позиция родителей приводит к слабому развитию волевых качеств у одарённого ребёнка.
Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок родителей — их низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Одарённый от природы малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых. Он радует своими результатами всех вокруг. Гордость семьи поступает в первый класс, опережая стандартные требования. Далее без особых трудностей пролетает несколько лет начальной школы, но неожиданно в средних классах подающий надежды ученик "скатывается" на тройки и двойки и теряет интерес к обучению. С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел.
Причиной может быть то, что ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. Возможно, что ребёнка просто не научили сидеть и слушать в первом классе, потому что он и так был блистателен и хорош, и его не приходилось учить учиться.
В начальной школе крайне важно в достаточной степени развить в ребёнке те качества и навыки, которые будут ему необходимы всю оставшуюся жизнь во всех его начинаниях, ведь они закладываются в возрасте от 3 до 10 лет.
Формирование волевых качеств возможно и позже, но каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее.
«Мы растим вундеркинда!» — чрезмерное увлечение ранним развитием опасно перегрузками и их нежелательными последствиями.
В противоположность невмешательству нередка и другая ошибка — внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё» в области воспитания и образования, начиная чуть ли не с рождения. Опасность этой ошибки в том, что родители рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка может не хватить, что нередко приводит к различным невротическим реакциям.
Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно изучить допустимые и предельные нормативы по учебной нагрузке ребёнка соответственно его возрасту, получить хотя бы поверхностные знания по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит, стремясь не расстраивать любимых родителей.
«Посмотрите все вокруг, какой у меня ребенок!» — чрезмерное восхищение успехами развивает тщеславие.
Восхищение способностями ребенка, старанием продемонстрировать успехи своего чада друзьям и знакомым ведет к появлению у ребенка тщеславия и чувства превосходства над другими людьми. Эта ошибка чревата трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, а в дальнейшем может привести к страданиям и одиночеству.
Чтобы не сделать ребенка несчастным «собственными руками», важно понимать, что успехи должны представлять ценность для самого ребенка, а не для окружающих его людей.
Восхищение одаренному ребенку может навредить, а вот вовремя и к месту произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее.
«Мой ребёнок должен!» — завышенные требования ведут к формированию «чёрно-белого» мышления.
Эта ошибка свойственна родителям, которые сами не смогли достичь значимых результатов и заметили выдающиеся способности у своих детей. Здесь тоже могут иметь место перегрузки, но при этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его «продолжение» ещё недостаточно совершенно. А ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы, когда, наконец, будет «хорошо» или хотя бы «достаточно». Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально, и… предпочитает не делать ничего.
Таким родителям трудно что-либо советовать. Для начала им необходимо разобраться в себе — где корни тех нереальных требований, которые они предъявляют своему ребёнку.
«Не выпендривайся!» — недооценённый потенциал порождает неуверенность в себе, склонность к подавленности, апатии, депрессии.
Игнорирование явно проявляющихся способностей ребёнка, а иногда и высмеивание — не лучший способ вырастить счастливого человека. Этим могут грешить те родители, у которых уже сформирована крайняя степень неуверенности в себе. Они могут намеренно занижать как значимость своих достижений, так и ценность успехов своих детей, потому что для них важнее в момент неудачи «не оказаться в дураках». На каждую осечку у них заготовлены хлёсткие суждения — «я же говорил, что всё равно не получится», «я так и знал!», «и так было понятно, что ты неудачник».
У таких родителей вряд ли в должной мере присутствует критика к своему поведению в отношении ребёнка, поэтому советов они не слушают. Но всё-таки хочется всем пожелать быть внимательнее к своим детям независимо от степени их одарённости.
В принципе, многие из описанных ошибок могут совершаться и в отношении детей, обладающих нормальным уровнем развития. Но одарённость часто сочетается и с более тонкой психической организацией, поэтому детям с потенциально высокими задатками и способностями ошибки воспитания могут наносить больший урон.
Психолог Елена Турлина
Воспитание одарённого ребенка в семье – задача, требующая особенного подхода и корректных действий. Неправильная родительская позиция в воспитании такого ребенка может нанести вред не только его развитию, но и становлению личности. О наиболее характерных родительских ошибках мы расскажем в этой статье. ОДАРЕННОСТЬ - значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Варианты неправильного отношения родителей к одаренности своих детей «Всё и так отлично! Зачем вмешиваться?!» — попустительская позиция родителей приводит к слабому развитию волевых качеств у одарённого ребёнка. Пожалуй, одна из самых распространённых ошибок родителей — их низкая вовлечённость в процесс воспитания и обучения на старте. Одарённый от природы малыш в такой семье поначалу развивается почти полностью самостоятельно или с минимальным вмешательством взрослых. Он радует своими результатами всех вокруг. Гордость семьи поступает в первый класс, опережая стандартные требования. Далее без особых трудностей пролетает несколько лет начальной школы, но неожиданно в средних классах подающий надежды ученик "скатывается" на тройки и двойки и теряет интерес к обучению. С этой поры основной проблемой становится невозможность заставить его выполнить хотя бы минимум своих учебных дел. Причиной может быть то, что ребёнок не научился удерживать внимание, ставить себе цели, задачи, выстраивать планы по их достижению, регулировать свои эмоции. Возможно, что ребёнка просто не научили сидеть и слушать в первом классе, потому что он и так был блистателен и хорош, и его не приходилось учить учиться. В начальной школе крайне важно в достаточной степени развить в ребёнке те качества и навыки, которые будут ему необходимы всю оставшуюся жизнь во всех его начинаниях, ведь они закладываются в возрасте от 3 до 10 лет. Формирование волевых качеств возможно и позже, но каждый шаг в этом направлении будет даваться гораздо труднее. «Мы растим вундеркинда!» — чрезмерное увлечение ранним развитием опасно перегрузками и их нежелательными последствиями. В противоположность невмешательству нередка и другая ошибка — внимание семьи сконцентрировано на том, чтобы «дать ребёнку всё» в области воспитания и образования, начиная чуть ли не с рождения. Опасность этой ошибки в том, что родители рискуют увеличить нагрузку настолько, что психических и физических ресурсов ребёнка может не хватить, что нередко приводит к различным невротическим реакциям. Чтобы не перегнуть в этом стремлении, полезно изучить допустимые и предельные нормативы по учебной нагрузке ребёнка соответственно его возрасту, получить хотя бы поверхностные знания по детской психологии и физиологии. А также быть чутким и внимательным к своему ребёнку, учиться слышать даже то, о чём он молчит, стремясь не расстраивать любимых родителей. «Посмотрите все вокруг, какой у меня ребенок!» — чрезмерное восхищение успехами развивает тщеславие. Восхищение способностями ребенка, старанием продемонстрировать успехи своего чада друзьям и знакомым ведет к появлению у ребенка тщеславия и чувства превосходства над другими людьми. Эта ошибка чревата трудностями во взаимоотношениях со сверстниками, а в дальнейшем может привести к страданиям и одиночеству. Чтобы не сделать ребенка несчастным «собственными руками», важно понимать, что успехи должны представлять ценность для самого ребенка, а не для окружающих его людей. Восхищение одаренному ребенку может навредить, а вот вовремя и к месту произнесенная похвала, наоборот, сподвигнуть на что-то большее. «Мой ребёнок должен!» — завышенные требования ведут к формированию «чёрно-белого» мышления. Эта ошибка свойственна родителям, которые сами не смогли достичь значимых результатов и заметили выдающиеся способности у своих детей. Здесь тоже могут иметь место перегрузки, но при этом добавляется настойчивое, а иногда и агрессивное воздействие на ребёнка. Родителю всегда будет казаться, что его «продолжение» ещё недостаточно совершенно. А ребёнок в предъявляемых к нему требованиях не сможет нащупать границы, когда, наконец, будет «хорошо» или хотя бы «достаточно». Такое воспитание приводит к потере ориентиров и привычке мыслить крайностями, когда человек считает, что лучше ничего не делать, чем сделать неидеально, и… предпочитает не делать ничего. Таким родителям трудно что-либо советовать. Для начала им необходимо разобраться в себе — где корни тех нереальных требований, которые они предъявляют своему ребёнку. «Не выпендривайся!» — недооценённый потенциал порождает неуверенность в себе, склонность к подавленности, апатии, депрессии. Игнорирование явно проявляющихся способностей ребёнка, а иногда и высмеивание — не лучший способ вырастить счастливого человека. Этим могут грешить те родители, у которых уже сформирована крайняя степень неуверенности в себе. Они могут намеренно занижать как значимость своих достижений, так и ценность успехов своих детей, потому что для них важнее в момент неудачи «не оказаться в дураках». На каждую осечку у них заготовлены хлёсткие суждения — «я же говорил, что всё равно не получится», «я так и знал!», «и так было понятно, что ты неудачник». У таких родителей вряд ли в должной мере присутствует критика к своему поведению в отношении ребёнка, поэтому советов они не слушают. Но всё-таки хочется всем пожелать быть внимательнее к своим детям независимо от степени их одарённости. В принципе, многие из описанных ошибок могут совершаться и в отношении детей, обладающих нормальным уровнем развития. Но одарённость часто сочетается и с более тонкой психической организацией, поэтому детям с потенциально высокими задатками и способностями ошибки воспитания могут наносить больший урон. Психолог Елена Турлина
Добавить комментарий!