Профильные классы: как выбрать? - « Как воспитывать ребенка»
Профильные классы прочно вошли в систему современного образования. И не случайно: чем раньше подросток определит свой профессиональный путь, тем успешнее он будет двигаться к намеченной цели. Целеустремленные школьники встречаются очень редко, для большинства детей выбор профильного направления очень сложен.
Какие бывают профили
Как правило, профильные классы формируются для старших школьников, куда те идут по заявлению родителей и по результатам вступительных испытаний. Старшеклассники, пусть и не определившиеся с будущей профессией, уже знают, какие школьные дисциплины им интересны, и что дается легко, а что вызывает трудности.
Профильные классы подразумевают углубленное изучение отдельных предметов. Вариантов формирования классов много, но самыми распространенными являются профили, представленные в таблице.
№ п/п | Профильный класс | Предметы углубленного изучения |
1 | Естественно-научный | Математика, геометрия, химия, биология |
2 | Химико-биологический | Химия, биология |
3 | Физико-математический | Математика, физика |
4 | Художественно-эстетический | Литература, русский язык (рисование) |
5 | Гуманитарный | Русский язык и литература, иностранный язык, обществознание, история (могут быть узкопрофильные) |
6 | Лингвистический | Иностранный язык, русский язык |
7 | Социально-экономический | Обществознание, математика, география |
8 | Информационно-технологический | Информатика, математика, физика |
9 | Универсальный (общеобразовательный) | Расширенное изучение предметов школьной программы |
Перечень предметов для углубленного изучения может меняться в зависимости от возможностей школы и потребностей учеников. Название профиля тоже может отличаться. В некоторых школах открывают медицинские, инженерные, педагогические классы. Есть школы с узкопрофильными классами: культурологическими, театральными, художественно-архитектурными. Обучение нередко проходит в тандеме с вузами и включает экскурсии и совместные мероприятия. Существует практика, когда отдельные темы, предметы или факультативы преподают педагоги высших учебных заведений.
Профильное обучение – прекрасная возможность близко познакомиться с будущей профессиональной деятельностью. И немаловажно, что здесь идет серьезная подготовка детей к ЕГЭ по профильным предметам.
Склонности, интересы, ЕГЭ
Профильное обучение подразумевает заинтересованность учащихся. Большое количество часов на изучение отдельных предметов дети легко переносят, если дисциплина им нравится, в противном случае они устают и нервничают. Большое значение имеют способности детей. К старшим классам становится очевидным, какой склад ума имеет ребенок: гуманитарный или технический. Конечно, есть универсальные дети, которым легко даются все дисциплины, но и в этом случае решающую роль играет интерес. Не стоит заставлять ребенка выбирать определенное направление, рисуя радужное будущее. Ребенок согласится на ваши доводы и уговоры, но при отсутствии способностей может испытывать серьезные трудности в изучении предметов, что повлечет за собой полную потерю интереса к выбранной сфере.
Если сложно определиться
Многие современные психологи и социологи категорически против профильного обучения. Связано это с тем, что в школе дети получают общее образование, в основе которого не «натаскивание» на задания ЕГЭ, а интеллектуальное развитие.
Еще одним аргументов против профиля является то, что под склонностью и интересами часто неправильно понимают уровень подготовки по отдельным дисциплинам. Например, в школе хороший строгий учитель географии, и все дети неплохо знают данный предмет, показывая хорошие результаты на разных видах контрольных срезов. Хорошие оценки – не признак интереса у детей. Но часто при выборе профиля родители опираются именно на них.
Еще одной ошибкой родителей является условное разделение профильных классов на престижные и непрестижные. Любой конкурсный отбор вызывает у родителей желание непременно попасть в данный класс, при этом мнение школьников редко учитывается.
Да и учителя, стремясь «набрать» в свой класс сильных учеников, нередко уговаривают родителей оказать давление на выбор детей.
Самое главное – это ребенок и его мнение. В любом профильном классе дети изучают все дисциплины, предусмотренные школьной программой, но им все-таки уделяется второстепенное значение. Если выбор не сделан, то стоит обратить внимание на общеобразовательный (универсальный) класс. Здесь он получит базовые знания по всем направлениям, подготовится к сдаче ЕГЭ по русскому языку, математике, истории и иностранному языку. Кстати, современные психологи утверждают, что профессиональное самоопределение у современных детей смещено с 15-16 лет (как это было у детей 80-х) на 19-20. Именно поэтому мы часто наблюдаем ситуации, когда студенты бросают ВУЗ после 1-2 курсов, объясняя, что это «не мое».
Взрослые часто думают, что лучше знают о том, что нужно их детям, поэтому принимают решения за них. Касается это и выбора профильного обучения.
А что ждет ребенка? Нелюбимые предметы в школе, нелюбимый ВУЗ, нелюбимая работа в будущем. Можно ли быть успешным в том, что тебе не нравится? Ответ очевиден.
Выбор профиля обучения должен сделать сам школьник, так как решается его будущее. Если же ребенок не определился, то остановитесь на общеобразовательных классах, при этом стараясь посещать кружки, мероприятия, лекции и мастер-классы по разным профориентационным направлениям.
Добавить комментарий!