Если надо объяснять… - «Отцы и дети»
«Если надо объяснять, то не надо объяснять». Эту парадоксальную фразу приписывают, если не ошибаюсь, Зинаиде Гиппиус. Смысл ее, как мне кажется, заключается в следующем. Если человек не понимает очевидных, элементарных вещей, которые он априори должен понимать, то и смысла нет начинать объяснять, вроде как бисер метать перед свиньями.
После появления детей такая трактовка перестала мне нравиться. Если надо объяснять, значит, надо объяснять, объяснять и объяснять! Теперь наш девиз таков. И чем дальше, тем становится понятнее, что ребенку можно объяснить все что угодно и практически в любом возрасте, надо лишь начать.
С самого нежного возраста, как известно, ребенок нуждается в общении. Конечно, для младенца в первую голову важны улыбки и руки родителей, но и разговаривать с ним тоже можно и даже нужно. Осмысленные беседы вполне возможно вести уже в двухлетнем возрасте, когда малыш начинает строить фразовую речь. Взрослый, кстати говоря, должен в этот период внимательно следить за собой, за своей речью, особенно это касается мам, бабушек и прочих родственниц. Никаких сюсюканий! (Мужчины как-то в меньшей степени подвержены этому недугу). Да, детеныш такой маленький, такой «сляденький», такой «холёсенький», но все эти «бибики», «ляли» и прочие коверканья слов лишают его возможности слышать нормальную взрослую речь, а значит, правильно развивать свою. На первый взгляд, прямой зависимости тут нет, но не будете же вы ждать крепкого здоровья от человека, живущего под выхлопной трубой. Так и тут: здоровый языковой климат даст в будущем хорошие плоды. Папам тоже есть на что обратить внимание: «фильтруем базар»! Никаких «блинов», никакой «фигни» и прочего. Конечно, большинство родителей при детях не позволяет себе непарламентских выражений, но то ли настолько въелись они в нашу речь, то ли привычка осталась к тому, что малыш «не понимает», но детвора несет и несет из садиков не пойми какие словечки, а мы возмущаемся, где она их берет…
Итак, начинаем разговоры. Сначала строим фразы попроще, ориентируемся на словарный запас малыша, но постепенно двигаемся вперед, к совершенству: предложения длиннее, сложнее, новых слов больше. Вы сами не заметите, как ребенок все это впитает, будто губка, и начнет использовать в своей речи.
Примерно к трем годам – впрочем, кто раньше, а кто позже – юный собеседник впадает в «почемучий» возраст. Вопросы сыплются на родителей со скоростью и силой пулеметной очереди. Причем круг охваченных тем невероятно широк, практически это весь окружающий ребенка мир. И родители ни в коем случае не должны отмахиваться: «Потом», «Потому что», «Вырастешь – узнаешь» и т. п. Жажда познания заложена в малыше от природы, и чинить ей препоны нельзя, а следует, наоборот, всячески ее поощрять. Придется запастись терпением: вы же не хотите, чтобы к школе страсть ребенка к познанию поугасла, а позже и вовсе исчезла? Печально, но под воздействием несовершенств школьной системы классу к шестому-седьмому частенько так и происходит, то есть школа помогает довершить утрату интереса к знаниям, которая началась раньше. «Почемучий» период рано или поздно пройдет, в крайнем случае, ослабнет, но на самом деле это благотворнейшее время для юного исследователя мира. И ни один детский вопрос не должен остаться без внимания, даже самый пустяковый, не говоря о серьезных.
А что делать, если вы не знаете ответа на вопрос ребенка? Запросто такое может быть. Лучше всего так и сказать: «Не знаю, не могу тебе сейчас ответить. Вот посмотрю в книгу и обязательно скажу». Если нет времени на детальный ответ, тоже честно в этом признайтесь и обязательно позже вернитесь к обсуждению. У ребенка должна быть четкая уверенность, что он получит ответы на все свои вопросы, что родители всегда и все знают. И даже если взрослый чего-то не знает, его авторитету это нисколько не грозит: зато он знает, где это узнать! Интернет, детские энциклопедии, словари, наконец, – помощников много! Кстати, ребенка постарше неплохо привлекать к совместному поиску ответов на интересующие его вопросы, заодно и научить со словарями, к примеру, работать, с поиском в Интернете – пригодится в дальнейшем.
И ни за что нельзя ребенку врать! Детей не покупают в магазине, они появляются из маминого живота! И прабабушка никуда не уехала, она умерла. Все люди рано или поздно умирают, обычно это происходит в старости, хотя всякое бывает… Даже неудобные темы вполне возможно обсуждать корректно. Рано или поздно ребенок столкнется со всеми этими вопросами, которые сейчас кажутся не особенно удобными или приличными для разговора. Поэтому, на мой взгляд, имеет смысл хотя бы первое знакомство, самое общее и простое, подходящее для малыша.
Разумеется, надо сообразовывать свои ответы, их детальность и степень погружения в тему с возрастом ребенка и уровнем его развития. К. Чуковский в работе «От двух до пяти» описывает случай, когда одна мама, считая, что скрывать не надо ничего, а правду надо рассказывать всю, во всех подробностях открыла своему маленькому сыну тайну деторождения. В итоге мальчик превратил эти обильные сведения, не подходящие ему за чрезмерной научностью и детальностью, в игру и развлекался, придумывая, как он играл в песочек, сидя в материнской утробе. А один дедушка из этой же книжки оказался куда находчивей и на вопрос ребенка «А как делают девочек?» ответил: «Совсем так же, как мальчиков». Ребенок вполне был удовлетворен…
Вообще надо сказать, что эта книга – кладезь для родителей. Настоящая энциклопедия детского речевого развития, и период от двух до пяти лет взят основным не случайно. Именно в это время закладывается речевая база и формируется основной комплекс всех возможных навыков и умений, от овладения грамматикой языка до стихотворчества. И внимательный родитель сможет отследить в своем ребенке все стадии овладения родным языком, описанные Чуковским, который, кстати, сам был многодетным отцом и к детской речи имел самый жгучий интерес.
«Неудобные» же для разговора темы – предмет отдельный и довольно серьезный. Рождение, смерть, вопросы пола – как к ним подступиться? В последнее время издано немало книжек в помощь родителям, например, о том, откуда берутся дети. И отечественные, и переводные издания, снабженные массой иллюстраций. Но большинство из них грешит теми или иными недостатками: либо чрезмерная детальность, избыток терминологии, либо наоборот, якобы приближенность к детскому уровню, но на деле – упрощение с элементами «сюсюканья». И найти то, что поможет вам с ребенком корректно обсудить все вопросы, непросто. Универсальным помощником, пожалуй, тут будет пресловутая родительская интуиция. Как и во многих других случаях, лучшее – это золотая середина. Не опережать своими ответами детские вопросы, не форсировать события. Не усердствовать в ненужных пока малышу деталях. Скажем, для пятилетнего мальчишки День Победы – это парад, салют, ордена и ветераны: наши победили! А десятилетний мальчик уже вполне может быть готовым узнать, что за этим стояло: боль, кровь, утраты, блокада Ленинграда и прочее.
Трагические темы вообще вызывают много споров между взрослыми. Надо ли о них говорить – ведь это может травмировать ребенка? А если не говорить, не будет ли для него слишком большим, непосильным стрессом момент, когда он сам с этим столкнется? А столкнется рано или поздно обязательно, ведь, к сожалению, жизнь – это не сплошь сметана с малиной… Психологи считают, что оценить степень готовности ребенка воспринимать трагическое крайне сложно даже очень внимательным родителям. И советуют оставить это на усмотрение ребенка, а самим взрослым просто быть поблизости, чтобы в случае чего помочь сыну или дочке осилить серьезное переживание. При этом возраст ребенка не должен быть меньше 7-8 лет, младшим детям трагическое не нужно в жизни совсем, они никак не готовы его воспринимать.
Источник бесед с ребенком на всевозможные «объяснятельные» темы – сама жизнь. Ничего не нужно изобретать и напряженно измышлять темы для разговора. Окружающий мир, природа, животные, люди, техника, прочитанные книги, мультфильмы и многое, многое другое. Прогулка, поход в поликлинику, обеденное время, дорога – все это время замечательно превращается в увлекательные разговоры. Чаще их инициирует ребенок. Вот мы идем по улице, мимо движется транспорт и идут люди. И из малыша немедленно высыпается куча вопросов. Как ездит автомобиль? А как – трамвай? Как делают дорогу? Как строится дом? Кто посадил деревья? И так далее, и так далее. Но и взрослый вполне может не отставать: смотри, какое облако смешное. А знаешь, откуда берутся облака?.. Отдельное богатое поле для всевозможных разъяснений и рассуждений на всякого рода морально-нравственные темы – прочитанные книги, посмотренные фильмы, хоть бы и взрослые. Почему герой поступил так, а не иначе? А как он должен был поступить? А почему получилось так, что…? Самое интересное заключается в том, что к этим предметам можно возвращаться и возвращаться по мере роста и развития ребенка, будто описывая круги, которые с каждым возвращением становятся шире и значительнее.
Понятно, конечно, что в таких беседах заключена огромная польза. Во-первых, разумеется, для ребенка, для его развития, расширения кругозора, для формирования верных представлений о мире и о себе в нем. А во-вторых, это полезно и для взрослого. Подбирая точные слова, строя объяснение так, чтобы ребенку было понятно и интересно, взрослый и сам тренируется четче формулировать мысль, оттачивать искусство риторики, совершенствует свой «русский устный». Отыскивая ответы на детские вопросы, мы и сами узнаем больше, получаем возможность взглянуть на мир с другой точки зрения, отличной от нашей, такой привычной, такой взрослой. И конечно, обстоятельные разговоры – это просто общение, в котором нуждаемся и мы, и наши дети, оно сближает нас, приносит радость и надолго запоминается.
Текст был опубликован в журнале для пап «Батя» в 2011 году.
Добавить комментарий!