Дети не хотят читать? Читаем им сами! - «Отцы и дети»
Дети не хотят читать. Художественная литература не в почете. Об этом, кажется, переговорено уже все, но выхода по-прежнему нет. У современного ребенка другие увлечения и приоритеты. Читать запоем мешают гаджеты и множество других доступных развлечений.
У моего поколения подростков был разве что телевизор, да и тот показывал мультики пару раз в день – по 15 минут. Летом, конечно, книжки пылились на полках, но зимой много не набегаешься. Потому читали запоем – все, что удавалось достать по знакомству, выпросить у друзей, взять в библиотеке. Затертая книжка очень часто оказывалась пределом мечтаний.
Сейчас интересных, увлекательных и остросюжетных историй больше чем когда-либо. В книжном магазине глаза разбегаются от разнообразия. Книжная индустрия всего мира конвейерным потоком выпускает целые печатные сериалы на все вкусы и предпочтения. Дорого, да! Но ведь библиотеки никто не отменял, а электронной литературы столько, что не осилить за целую жизнь.
Казалось бы, бери в руки любимый гаджет, листай электронные страницы или вставь в уши наушники и слушай аудиокниги. В последнем случае даже глаза напрягать не надо. Профессиональные чтецы задушевно расскажут самую скучную историю.
Но нет — дети не хотят!
Такие трудности не обошли стороной и нашу, казалось бы, читающую семью. Мы с женой без книг не можем. Каждый вечер, «на сон грядущий», с наушниками. Вместе ищем новинки, много обсуждаем, меняемся покупками на «ЛитРесе». Наши дети, растущие на таком показательном примере, словно с другой планеты.
В последнее время я задумываюсь об этом чаще обычного. Ищу причину, пытаюсь мотивировать разными способами, пытался даже «нарезать» детям норму: «Читаете в день по две главы – вечером включаю интернет». Ничего не помогает. Заставить, конечно, не проблема, но это не то чтение. Оно никогда не будет в удовольствие.
И я бы рано или поздно опустил руки, махнул на все и смирился, если бы не одна мысль.
А ведь на самом деле трудно назвать современных детей не читающими. В рамках школьной программы они читают столько, чего нашему поколению и не снилось. Сложные литературные тексты преподносятся уже в начальной школе. И если быть справедливым, то наши дети читают не меньше нашего. Давать что-то сверхнормы из домашней библиотеки – только отбить желание. Если в годы нашего детства литература была в радость, то современным детям от нее хочется отдохнуть.
И все же, как быть с внеклассным чтением? Как привить ребенку тягу к литературе вне рамок школьной программы?
Я решил по старинке, как в раннем детстве. Когда сделаны все уроки, когда время на гаджеты и другие развлечения вышло, перед сном мы читаем «Василия Теркина». Читаю я, вслух, дети слушают. Они уже большие, почти взрослые, но так и остались детьми.
Берем понемногу — две-три главы за вечер. Хочу отметить, что процесс пошел. В глазах моих детей-подростков вновь горят огоньки заинтересованности, они ждут приближения ночи, интересуются, о чем сегодня будем читать.
По ходу дела приходится делать остановки — обсуждать, объяснять, приводить примеры. Девчонкам непонятно, что такое кисет? Почему не так страшна его потеря, а Родину «терять нельзя никак»?
Порой наше чтение превращается в вечера вопросов и ответов.
— Что такое каша на колесах?
— Что такое перелёт? А недолет?
— Разве можно сбить фашистский самолет из винтовки?
— И почему Теркин попадет в отпуск домой только вместе с наступлением?
Мы общаемся и дружим с книгой. Пусть и не с фонариком под подушкой, как бывало в нашем детстве, а вместе с папой, но ведь суть та же, да и аппетит приходит во время еды.
Теркин заканчивается, дальше будем пробовать другой аудио-формат.
На смену семейному чтению придет семейное прослушивание. Почему бы и нет? В ХХI веке живем, однако меняется только форма, содержание неизменно.
Начнем, пожалуй, с Шерлока Холмса. Чтобы наверняка!
Добавить комментарий!