Как не заставлять и не манипулировать - « Как воспитывать ребенка»
Воспитание детей – процесс непростой. От родителей требуется терпение, мудрость, любовь и, конечно, знания.
Как проще всего добиться от ребенка послушания? Криком. Можно так гаркнуть, что ребенок «сделает всё, как миленький»! А для пущего эффекта добавить еще один прием – манипуляцию: «Если ты сейчас же не съешь суп, я спрячу твою любимую игрушку/выключу мультики/не дам сладкого/отменю празднование дня рождения».
Многие родители таким способом пытаются подчеркнуть свою силу и власть и, действительно, добиваются от ребенка желаемого поведения. Однако, этот путь – крайне неверный. Последствия от манипулятивного воспитания вряд ли порадуют любящих родителей.
Низкая самооценка. Еще бы! Ведь взрослые не слышат чадо, не понимают, например, как тяжело оторваться от Лего, подаренного на день рождения, и отправиться спать… Дети, которыми часто манипулируют, сомневаются в своих способностях и не ощущают собственной ценности. Все это часто становится причиной развития депрессии, тревожных расстройств и других проблем со здоровьем. Очень часто низкая самооценка мешает заводить друзей, хорошо учиться, проявлять инициативу.
Утрата доверия к родителям. Начинает скрывать от них свои мысли, чувства и поступки, потому что боится осуждения.
Ухудшение отношений внутри семьи и появление конфликтов. Чувствуя несправедливость к себе, ребенок из послушного малыша превращается в протестующего против контроля родителей подростка.
Постоянная эмоциональная зависимость. Считая нормой манипуляции родителей, ребенок легко будет поддаваться и на уловки сверстников. Стоит только сказать друзьям: «А тебе слабо??? Ты что, трус?», и он поспешит доказать, что это не так, пробуя алкоголь, сигареты или даже совершая преступление.
Как перестать манипулировать ребенком, заставляя что-то делать?
Для начала нужно осознать, что проблема существует. Это первый шаг. Подумайте над последствиями, к которым может привести выбранная вами стратегия воспитания. Вы ведь хотите, чтобы ребенок рос смелым, уверенным в себе, счастливым, чтобы он реализовался в жизни и добился успеха? Тогда срочно берите ситуацию под контроль!
Будьте честными! Можно, конечно, пытаться убедить ребенка о том, что отварная брокколи – очень вкусная еда, а можно… честно признаться, что вы сами ее терпеть не можете. Попробуйте красноречиво убедить в пользе. Можно, например, рассказать случай из своей жизни: «Раньше я не очень-то любил отварные овощи и считал их появление на столе прихотью бабушки. Однако был очень удивлен, когда, употребляя ее, почувствовал больше энергии. Давай ты тоже попробуешь, а потом расскажешь о своих ощущениях?».
Ваша задача – убедить, что иногда нужно делать то, что нужно. Например, если он не хочет делать уроки, попробуйте поговорить: «Ты учишься в школе, где согласно правилам, надо выполнять домашние задания. Школа – это и друзья, и уроки, и домашние задания. Это все all inclusive».
Постарайтесь построить доверительные «качественные» отношения с ребенком. Он должен знать, что вы понимаете и принимаете его чувства. Пусть не боится рассказать, что ему страшно, грустно, скучно. Не судите строго за эмоции, если не хотите, чтобы он скрывал их. Можно, например, сказать: «Я понимаю, что ты устал после школы, и поэтому играешь в телефоне. Давай отдохни часик, а потом садись, пожалуйста, за уроки».
Говорите о своих чувствах. Например: «Знаешь, я очень злюсь, что ты совсем не делаешь устные уроки. Искренне надеюсь, что мы сможем договориться». При этом ребенок должен ощущать, что вы злитесь на саму ситуацию, а по отношению к нему настроены дружелюбно.
Применяйте «Я‑сообщения». Слыша постоянно в свой адрес обвинения: «Ты снова опоздал/ получил тройку», ребенок испытывает вину, которая его тяготит. Попробуйте говорить по-другому, например: «Я очень расстроилась, увидев тройку в дневнике, давай вместе подумаем, как ее исправить».
Будьте последовательными. Ребенку важно жить по четким правилам. Заранее оговорите и поясните, если в вашем расписании есть «отклонения». Например, в пятницу, перед выходным днем, можно лечь спать немного позднее. Но по будним дням отбой строго в 22:00.
Избегайте приказного тона: «Вымой посуду сейчас же», «Выключи музыку немедленно» — относитесь к ребенку с уважением. Например, озвучьте свою просьбу так: «Можно тебя попросить сначала сделать уроки, а потом послушать музыку?».
Обсуждайте последствия поступков. Это можно сделать с помощью игр, фильмов, книг. Попробуйте прочесть рассказ и проанализировать: «Почему герой остался один? Потому, что грубил друзьям, не уважал их». Спрашивайте мнение чада: «Как думаешь, что будет, если не учить уроки? К каким последствиям это может привести? Порадуют тебя плохие оценки? Нет? И меня это очень огорчит! Поэтому давай ты пол часика поиграешь, а потом мы вместе разберем новый материал».
Показывайте перспективу. Самый лучший способ воспитания – мотивация. Конечно, любой родитель может заставить ребенка поступить так, как хочет взрослый. А попробуйте его мотивировать, чтобы он хотел учиться, убирать за собой, заниматься спортом не «через палку», а сам!
Для этого нужно чаще хвалить, а еще говорить о возможных перспективах: «Если и дальше будешь хорошо учиться, то сможешь поступить в любой университет, и стать кем захочешь! Перед тобой будут открыты все дороги. Я уже сейчас горжусь тобой, твоими успехами, то ли еще будет!»
Предлагайте компромисс. Ищите различные варианты, пока не найдете устраивающий обе стороны. Ребенок должен чувствовать, что с ним считаются, его голос имеет вес.
Попробуйте меньше заставлять ребенка, не прибегать к манипуляциям, а больше разговаривать по душам. Дети – очень разумны, и легко выполняют просьбы и требования, если осознают их ценность. Крайне важно помочь детям увидеть ценность в учебе, в добрых поступках, в теплых отношениях с друзьями, родными, родителями.
Софья Шевченко
Фото с сайта dzen.ru
Добавить комментарий!