Боязнь плохих оценок: как исправить? - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Боязнь плохих оценок: как исправить? - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 15:51

Дети часто акцентируют внимание на результате, из-за чего происходит искажение мотивации — вместо учебы ради знаний, открытий, уверенности в себе они учатся для одобрения, оценки, похвалы и положения в классе.


Иногда дети настолько сильно боятся получить плохую оценку, что нервное напряжение начинает доставлять им серьезные неудобства. Что стоит за этой боязнью? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, так как дети и ситуации, даже при внешней схожести, очень индивидуальны. Но разобравшись, что стоит за этим страхом, можно помочь ребенку от него избавиться.


Синдром отличника — активно изучаемый феномен в психологии. Суть его в том, что для ребенка важна только положительная оценка его работы или поведения. А если она отрицательная, то ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, его самооценка заметно снижается, что сказывается на качестве учебы.


Дети с синдромом отличника воспринимают учебу как соревнование, для них процесс обучения не имеет большого значения, важен только конечный результат — пятерка в дневнике. Такой перфекционизм приводит к страху плохих оценок, а стремление к идеалу может вызвать нарушения психики, депрессивные состояния, снижение интеллектуальных способностей.


Если страх плохих оценок вызван стремлением к идеальному результату, нужно учить ребенка наслаждаться процессом и видеть красивое в неидеальном.


Субъективизм оценки. Всё, что касается оценок, субъективно окрашено. Да, есть определенные правила, по которым они выставляются, например, за 2 ошибки — оценка 4, за 4 — тройка и т. д. Но, во-первых, у ребят разные интеллектуальные способности, и для кого-то сделать 2 ошибки — это очень много, а для кого-то — очень мало. А оценивают их одинаково, хотя один был просто невнимательным на контрольной работе, а другой — очень старался и сделал рекордно маленькое для себя количество ошибок. Как видим, в системе обучения оценивается только результат. В связи с чем и возникает синдром отличника, который отравляет жизнь и детям, и их родителям.


Родительское разочарование. Иногда и сами родители подливают масла в огонь, объясняя, что ребенок должен учиться на одни пятерки. Малыш так боится наказания, так боится родительского гнева, что начинает бояться плохих оценок. Для него двойка — не оценка знаний, это —родительское разочарование. Никто не хочет огорчать родителей, поэтому многие школьники панически боятся плохих оценок, которые порой бывают несправедливы.


Говоря об оценочности, всегда хочется вспомнить пресловутую двойку за поведение. Эти двойки ставят за любое поведение, которое не вписывается в школьные рамки: говорил громче, чем можно, забыл дневник, вышел в туалет, когда учитель не разрешил. Безусловно, общие правила важны для того, чтобы ребенок учился жить в коллективе, но иногда, боясь получить двойку, ребенок не совершит какое-либо действие для защиты себя и своих интересов. Например, не попробует отстоять свою позицию или послушается запрета и не пойдет в туалет.


Что делать, чтобы ребенок не боялся плохих оценок?


В первую очередь, избегать оценочных суждений дома. Объясняйте с самого раннего возраста, что ребенок — хороший. Его поступок может быть плохим, но сам ребенок — никогда. Не оценивайте его чувства и переживания. Злость, обида, гнев, расстройство — это не плохие чувства, они точно такие же нужные и важные, как и радость, любовь. Проговаривайте это максимально часто, чтобы ребенок запомнил, что оценки — это не всегда важно.


Конечно, школьные оценки — это то, чего избежать невозможно. Готовьте малыша к этому заранее: рассказывайте, что от оценок в дневнике не будет зависеть ваша любовь, ведь она безусловна и безоценочна: вы одинаково любите его и отличником, и двоечником. Если ребенок это усвоит, он будет менее болезненно воспринимать плохие оценки в школе, если они вообще будут.


Часто страх плохих оценок возникает из-за сравнения ребенка с другими. Обратите внимание, как часто вы произносите фразы о том, что «Лена — хорошая девочка, опять пятерку получила, а ты, двоечница, снова провалила контрольную!». Именно из-за таких фраз и сравнительных характеристик ребенок теряет уверенность в себе и начинает опасаться плохих оценок. Ваш ребенок — это отдельная личность, индивидуальность, его ценность состоит в нем самом, а чужой ребенок — вовсе не мерило, по которому стоит оценивать собственное дитя.


Подавление инициативы — тоже причина боязни плохих оценок. Например, как только малыш берется за какую-то деятельность, взрослые спешат предупредить: «Не надо! Упадешь! Не получится!» — конечно не получится, если даже родители в него не верят. Чем чаще ребенок слышит слова о том, что не справится, совершит ошибку, тем вероятнее, что он будет бояться этих ошибок, а как следствие, и плохих оценок. Верьте в своего ребенка, ему это просто необходимо! И даже если у него действительно не получится, хвалите его за старания и за процесс, а не за результат, чтобы избежать формирования синдрома отличника.


Самый действенный способ научить ребенка не бояться плохих оценок — предложить ему оценивать свою работу самостоятельно. Это учит рефлексии, анализу, глубокой работе над собой, учит выбирать критерии оценки, понимать, где именно что-то пошло не так. К тому же он научится видеть несоответствие разных взглядов, разделять свою точку зрения и чужую. Это довольно сложно, но очень полезно в жизни.


Екатерина Головина


Фото с сайта mmsokto.blogspot.com


Дети часто акцентируют внимание на результате, из-за чего происходит искажение мотивации — вместо учебы ради знаний, открытий, уверенности в себе они учатся для одобрения, оценки, похвалы и положения в классе. Иногда дети настолько сильно боятся получить плохую оценку, что нервное напряжение начинает доставлять им серьезные неудобства. Что стоит за этой боязнью? Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, так как дети и ситуации, даже при внешней схожести, очень индивидуальны. Но разобравшись, что стоит за этим страхом, можно помочь ребенку от него избавиться. Синдром отличника — активно изучаемый феномен в психологии. Суть его в том, что для ребенка важна только положительная оценка его работы или поведения. А если она отрицательная, то ребенок испытывает чувство неудовлетворенности, его самооценка заметно снижается, что сказывается на качестве учебы. Дети с синдромом отличника воспринимают учебу как соревнование, для них процесс обучения не имеет большого значения, важен только конечный результат — пятерка в дневнике. Такой перфекционизм приводит к страху плохих оценок, а стремление к идеалу может вызвать нарушения психики, депрессивные состояния, снижение интеллектуальных способностей. Если страх плохих оценок вызван стремлением к идеальному результату, нужно учить ребенка наслаждаться процессом и видеть красивое в неидеальном. Субъективизм оценки. Всё, что касается оценок, субъективно окрашено. Да, есть определенные правила, по которым они выставляются, например, за 2 ошибки — оценка 4, за 4 — тройка и т. д. Но, во-первых, у ребят разные интеллектуальные способности, и для кого-то сделать 2 ошибки — это очень много, а для кого-то — очень мало. А оценивают их одинаково, хотя один был просто невнимательным на контрольной работе, а другой — очень старался и сделал рекордно маленькое для себя количество ошибок. Как видим, в системе обучения оценивается только результат. В связи с чем и возникает синдром отличника, который отравляет жизнь и детям, и их родителям. Родительское разочарование. Иногда и сами родители подливают масла в огонь, объясняя, что ребенок должен учиться на одни пятерки. Малыш так боится наказания, так боится родительского гнева, что начинает бояться плохих оценок. Для него двойка — не оценка знаний, это —родительское разочарование. Никто не хочет огорчать родителей, поэтому многие школьники панически боятся плохих оценок, которые порой бывают несправедливы. Говоря об оценочности, всегда хочется вспомнить пресловутую двойку за поведение. Эти двойки ставят за любое поведение, которое не вписывается в школьные рамки: говорил громче, чем можно, забыл дневник, вышел в туалет, когда учитель не разрешил. Безусловно, общие правила важны для того, чтобы ребенок учился жить в коллективе, но иногда, боясь получить двойку, ребенок не совершит какое-либо действие для защиты себя и своих интересов. Например, не попробует отстоять свою позицию или послушается запрета и не пойдет в туалет. Что делать, чтобы ребенок не боялся плохих оценок? В первую очередь, избегать оценочных суждений дома. Объясняйте с самого раннего возраста, что ребенок — хороший. Его поступок может быть плохим, но сам ребенок — никогда. Не оценивайте его чувства и переживания. Злость, обида, гнев, расстройство — это не плохие чувства, они точно такие же нужные и важные, как и радость, любовь. Проговаривайте это максимально часто, чтобы ребенок запомнил, что оценки — это не всегда важно. Конечно, школьные оценки — это то, чего избежать невозможно. Готовьте малыша к этому заранее: рассказывайте, что от оценок в дневнике не будет зависеть ваша любовь, ведь она безусловна и безоценочна: вы одинаково любите его и отличником, и двоечником. Если ребенок это усвоит, он будет менее болезненно воспринимать плохие оценки в школе, если они вообще будут. Часто страх плохих оценок возникает из-за сравнения ребенка с другими. Обратите внимание, как часто вы произносите фразы о том, что «Лена — хорошая девочка, опять пятерку получила, а ты, двоечница, снова провалила контрольную!». Именно из-за таких фраз и сравнительных характеристик ребенок теряет уверенность в себе и начинает опасаться плохих оценок. Ваш ребенок — это отдельная личность, индивидуальность, его ценность состоит в нем самом, а чужой ребенок — вовсе не мерило, по которому стоит оценивать собственное дитя. Подавление инициативы — тоже причина боязни плохих оценок. Например, как только малыш берется за какую-то деятельность, взрослые спешат предупредить: «Не надо! Упадешь! Не получится!» — конечно не получится, если даже родители в него не верят. Чем чаще ребенок слышит слова о том, что не справится, совершит ошибку, тем вероятнее, что он будет бояться этих ошибок, а как следствие, и плохих оценок. Верьте в своего ребенка, ему это просто необходимо! И даже если у него действительно не получится, хвалите его за старания и за процесс, а не за результат, чтобы избежать формирования синдрома отличника. Самый действенный способ научить ребенка не бояться плохих оценок — предложить ему оценивать свою работу самостоятельно. Это учит рефлексии, анализу, глубокой работе над собой, учит выбирать критерии оценки, понимать, где именно что-то пошло не так. К тому же он научится видеть несоответствие разных взглядов, разделять свою точку зрения и чужую. Это довольно сложно, но очень полезно в жизни. Екатерина Головина Фото с сайта mmsokto.blogspot.com
28-08-2021, 15:51
Автор - Francis
Просмотров - 614
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»
Первые обиды настигают нас в детстве, и мы сталкиваемся с тем, что не в силах управлять нахлынувшим на нас чувством горечи и отчаяния. Эмоции настолько сильны, что переживание их остается в памяти на всю жизнь, и

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»
Девизом «Все лучшее – детям» руководствуются большинство родителей. Они желают видеть свое чадо в удобной кроватке, красивой коляске, модной одежде, особенно если у самих родителей «такого не было». Со временем к этому
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте