Музыканты Петровы: Папа пишет, сын играет - «Отцы и дети» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
Ребенок похож на ураган, сметающий всё на своем пути? Постоянно
      

Музыканты Петровы: Папа пишет, сын играет - «Отцы и дети»

8-06-2022, 11:56


Отец и сын Евгений и Виталий Петровы хорошо известны любителям академической музыки. Евгений – композитор, Виталий – пианист. Евгений родился и вырос в городе Северодвинске Архангельской области, позже переехал в Санкт-Петербург, где закончил государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, а сегодня он её доцент, а также член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга. Виталий родился в городе на Неве и сразу оказался в музыкальной среде. Сейчас 19-летний исполнитель – успешный концертирующий пианист, лауреат многих международных конкурсов.


Как растут таланты – об этом «Батя» поговорил с композитором Евгением Петровым.


Пианист Виталий Петров. Композитор Евгений Петров


Детство в творческой атмосфере


Когда я родился, у моей мамы за плечами была только музыкальная школа, а когда я был маленький, она поступила на заочное обучение в музыкальное училище. Так что дома музыка звучала – мама играла на фортепиано произведения из своей учебной программы и различные пьесы, чаще всего из сборников «Золотая лира», ещё она любила и любит петь красивые песни под собственный аккомпанемент. Были пластинки с классической музыкой, которые время от времени мы слушали. Серенада Чайковского для струнных очень часто звучала, симфонии Моцарта, сонаты Бетховена и много другой музыки.


Атмосфера в нашей семье была очень творческая. У меня есть ещё младшие сестра и брат: мы рисовали, сочиняли детские стихи, ставили спектакли, когда Маша и Максим немного подросли.


Мои занятия музыкой поначалу не были систематическими – меня стала учить мама. Но, как правило, когда ребёнка музыке учат родители – всегда есть другие заботы, всегда занятия можно отложить, не спросить лишний раз домашнее задание. Я что-то играл на фортепиано, мне нравилось, но это всё было очень робко. Когда всё-таки встал вопрос о систематическом музыкальном образовании, мне было 10 лет – на фортепиано уже не брали, поэтому в музыкальной школе я стал заниматься на баяне. А дальше пошли успехи… Успехи всегда окрыляют и убеждают в правильности выбранного пути.


О профессии музыканта задумался не сразу, хотя знал, что буду заниматься творчеством – но не знал, в какой области. За четыре года окончив пятилетний курс музыкальной школы, я год посвятил себя занятиям изобразительным искусством. Двумя годами ранее я пробовал совмещать две школы, но это было трудно – в небольших городах бывает сложнее добраться от одного места до другого, чем в больших. Тем более нашей северной зимой, когда по краям дороги сугробы полутораметровые, автобусов мало, и едут они очень медленно из-за снега.


Но я очень благодарен моей учительнице Любови Николаевне Калитиной, которая умудрилась удержать меня в музыкальном русле. Она сказала: «Хорошо, ты закончил, молодец. Но не забывай, приходи – мы тебе будем концерты организовывать время от времени». То есть, учась уже только в общеобразовательной и художественной школах, я всё-таки ездил играть концерты. А потом мне предложили: «Поезжай на прослушивание, раз у тебя всё так хорошо получается».


Но даже когда я поехал сначала в Москву, потом в Санкт-Петербург, то не думал, что это может стать моей профессией – просто было интересно, что скажут в столицах. Не знаю, получился бы из меня живописец – может быть, и нет, потому что в музыке меня хвалили больше (смеётся).


Композитор Евгений Петров и пианист Виталий Петров на сцене


Отцовская нежность


Мой отец почти не участвовал в творческой жизни, он очень много работал – обеспечивал семью, за что ему огромная благодарность, потому что в любое сложное время мы как-то справлялись. Помню, как он здорово играл на шестиструнной гитаре аккомпанементы песен, но когда мы подросли, он совсем забросил инструмент. Иногда брал в руки электрогитару, которую он полностью сделал сам, но играл на ней мало, а больше старался что-то улучшить в её тембре.


На наших детских спектаклях он был внимательным зрителем, а один раз сам разыграл великолепный импровизированный спектакль в Новогодний вечер, превратившись в Деда Мороза. Гениально обыграл отсутствие костюма: «Ехал к вам в автобусе, столько народу такая давка! Шубу сняли, шапку сорвали, подарки все перемешали – теперь не знаю, что кому дарить!» Подарков в тот раз был целый мешок, и все мы были в восторге!


По профессии он был монтажником связи. У нас вся квартира и весь дачный дом (который он сам построил и две печки в нём сложил) были наполнены всякой радиоаппаратурой, так как у него были заказы – починить телевизор, радиоприёмник, он во всём этом прекрасно разбирался. Меня тоже немного тянуло к технике. Я даже собрал один раз в жизни радиоприёмник из специального конструктора, подаренного папой: помню, как наматывал метры антенны на катушку. Я любил, когда папа садился паять, и иногда сам что-нибудь припаивал под его руководством. Но больше мне нравилось выпиливать лобзиком или выжигать по дереву. То есть, вещи, связанные со зрительными ощущениями, меня больше впечатляли. Хотя поскольку у меня параллельно были и художественная, и музыкальная школы, я не мог этому много времени посвящать.


Отец мне очень много дал в плане любви к Северу. Все, что связано с папой, у меня ассоциируется с покорением природы. Например, он сам собрал снегоход, и мы на этом снегоходе ездили по замёрзшим болотам и озёрам. Он собрал надувной катамаран, на котором мы пробовали плавать по заливу в устье Северной Двины. Мы с ним очень много ходили по лесам – и всей семьёй впятером, и вдвоём (когда нужна была такая мужская поездка на мотоцикле куда-нибудь далеко на рыбалку – куда там малышей брать с собой?). Вот эта любовь к природе, рыбалка, походы за ягодами и грибами – это, наверное, самое яркое, что осталось в воспоминаниях.


Отец был очень добрый. Может быть, он не проявлял специально какой-то нежности, но чувствовалось, что он нас всех очень любит. Это была такая сдержанная мужская нежность и настоящая отеческая забота. К сожалению, он ушёл в возрасте 57 лет – мы все были взрослые уже…


Традиции воспитания


Воспитание ребёнка – одна из важнейших жизненных задач, которая требует знаний, умения, терпения и любви. У меня была и есть главная установка – с самого начала относиться к ребёнку как к личности. Вот человек родился – и он уже личность. Он пока не всё может выразить, не всё может понять, не всё может правильно ощутить, у него какие-то свои детские заботы. Но всё, что важно для него, должно становиться важным и для взрослого. Бывает непросто, но если к этому начинаешь стремиться, становится всё легче и легче.


Конечно, главным образом, на такой мой подход повлияла атмосфера любви, которую создала моя мама, воспитывая нас, троих детей. Она никогда нас не ругала – даже не знаю, почему. Может, мы не были вредными… (улыбается). Но у нас сложилось такое взаимопонимание, когда нет необходимости идти наперекор.


Хотя я помню, что совершал ошибки. Например, один раз без спросу ушёл с друзьями и с чьим-то дядей, которого знать не знал, купаться на один из рукавов Северной Двины. Я думал, что этот дядя будет всё время с нами, но он сразу же уплыл далеко от берега. Мне было, неверное, четыре с половиной года, и я ещё не умел плавать. Я зашёл в воду почти по шею, и меня стало сносить течением. Не помню, как я справился, но мне удалось выбраться на берег. Вернулся домой я очень не скоро и весь мокрый, так как на всякий случай купался в одежде (смеётся). Но и тогда не помню, чтобы мама меня ругала. Я ничего ей не рассказал тогда, но увидел, что она очень волновалась, и твёрдо понял, что так делать больше не надо.


Можно сказать, что у нас в семье положение приоритета взрослого и подчинения ребёнка практически отсутствовало, а было хорошее взаимодействие. И я подсознательно или сознательно постарался воспроизвести это с Виталиком.


Если ребёнок не хочет делать что-то нужное, то надо его увлечь, он с удовольствием сделает. Самый простой пример – знаменитая детская проблема съесть утреннюю кашу. У Виталика была тарелка с красивой пасторальной картинкой на дне, и если каша не шла, то мы задавались вопросом – а какого цвета ботинки у дяди на картинке? Каша съедалась не вся, но до ботинок, и это был хороший компромисс. К тому же можно было обсудить в деталях оттенки цвета. А в следующий раз можно было озадачиться вопросом: какие цветы в руке у тёти? К счастью, такие приёмы требовались не часто.


Если надо было что-то запретить, то я не запрещал, а старался объяснить, что лучше будет сделать по-другому, и так будет даже интереснее. Например, маленький Виталик любил булькать в молоко. Поэтому приходилось иногда напоминать, что булькать лучше всего только в три напитка – в воду, кофе и ром (мы тогда уже что-то читали про пиратов). Поскольку дети не пьют кофе и ром, оставалась вода, в которую и можно было радостно булькать после завтрака.


Семья Петровых


Сын и друг


Пока рос Виталик, я как бы прожил жизнь заново – от начала. Все его заботы и радости стали и моими. Трудно было первые полгода, когда не всегда было понятно, как взаимодействовать с ребёнком. Нам с супругой очень помогла «Настольная книга молодой мамы» Елены Первушиной, в которой проводится замечательна мысль – не ожидать от ребёнка быстрого результата. Давать ему знания и умения в соответствии с возрастом, показывать ему прекрасный мир, одаривать теплом, а настоящий отклик будет позже.


Так оно и получалось, результат наших занятий проявлялся не сразу, но довольно скоро. К двум годам Виталик стал уже интересным собеседником, хотя еще долго не выговаривал многие буквы. Очень хорошо помню тот день, когда я почувствовал в нём не только сына, но и друга – через несколько дней после его двухлетия. Мы с ним вдвоём ехали с детского праздника на удобном месте в маршрутном автобусе с Васильевского острова к Автово, и всю долгую дорогу так интересно разговаривали! Виталик спрашивал о зданиях, которые мы проезжали, о том, из чего они построены, дальше разговор пошёл о том, как добывают камень, а дальше уж не помню, куда нас завело. Я ощутил, какой же богатый мир открывается перед ним каждый день! И я могу ему помочь открывать этот мир!


Виталий Петров


Детский интерес к музыке: дирижировал, вслушивался, экспериментировал


Музыкальные династии – это не редкость: можно вспомнить Моцарта, Баха… (улыбается). Но не могу сказать, что я с самого начала решил, что мой сын обязательно будет музыкантом.


В возрасте около года, или даже ранее, бывало так: звучит красивая музыка из музыкального центра, и в какой-то момент он отрешается от своих игрушек и начинает дирижировать руками, глядя куда-то вверх. Никто его не учил, но движения были явно дирижёрские. Особенно он реагировал на звучание хора a cappella. Мы старались включать настоящую музыку, а не известные всем родителям детские «прибамбашки» – намеренно примитивизированную «классику для малышей», которая тогда становилась очень популярной. Так что Виталик слушал и симфоническую музыку, и фортепианную, и хоровую, но на хоровую иногда вот так реагировал – дирижёрскими жестами. Может быть, слышал в ней пение ангелов?


У него включалось воображение, когда, например, мы приезжали в Репино, в Дом творчества композиторов, и там, в отдельном коттедже, можно было играть на рояле громко и подолгу. Виталику было годика два с чем-то, я сажал его на колени и сначала сам что-то играл, а потом он начинал экспериментировать со звуками – получалось иногда очень интересно. Он не просто брякал по клавишам, а вслушивался, искал какие-то ритмические обороты, сочетания звуков. В этих импровизациях прослеживалась и вполне осознанная логика – например, его интересовали взаимоотношения чёрных и белых клавиш. Это, конечно, очень впечатляло нас, родителей.


Когда же мы решили учить Виталика музыке, то, естественно, стали искать учителя среди лучших педагогов в Петербурге, работающих с совсем маленькими детьми. Нам посоветовали обратиться к Елене Юрьевне Шварц, преподавателю детской музыкальной школы имени Ростроповича. Мы выбрали фортепиано, потому что это, пожалуй, самый многоуровневый инструмент – в смысле художественных задач – на нём можно играть и очень просто, а можно и достичь необычайных высот в сольном исполнительстве. Ну, разве что скрипка может с ним соперничать, но жизнь семейства, в котором есть скрипач, очень тяжела (смеётся).


Елена Юрьевна знает, как развивать талант ребёнка. С Виталиком она занималась полтора года. За это время он стал лауреатом двух очень престижных детских музыкальных конкурсов и творчески возрастал прямо на глазах. Елена Юрьевна сама восхищалась, поддерживала нас и, когда Виталику исполнилось 7 лет, как она выразилась, «своими руками» отдала его в «Десятилетку» – Среднюю специальную музыкальную школу Санкт-Петербургской государственной консерватории. Она с удовольствием продолжала бы заниматься с ним и дальше, но понимала, что ему нужна система, создающая атмосферу для воспитания музыканта.



Ребенок и музыка. Советы родителям от композитора Евгения Петрова

Евгений Викторович Петров – композитор, доцент Санкт-Петербургской Государственной консерватории, член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга и папа талантливого и перспективного пианиста Виталия Петрова — о музыкальном воспитании детей.


Подробнее



Было ли «потеряно» детство?


Когда Виталик был совсем маленький, мы с ним много читали, смотрели мультики, затем фильмы, гуляли на природе, потом он и сам стал всё это делать. Степень его вовлечённости в музыкальный процесс была разной в разные времена. В первые годы он тратил совсем немного времени на занятия музыкой, позже, конечно, стал заниматься на фортепиано больше. Но эти занятия органично вплетались в саму жизнь.


Жизнь человека искусства не может быть отдельной от искусства – когда поработал, закончил свой восьмичасовой рабочий день, отключился и пошёл заниматься другой деятельностью. Это всё переплетается очень тесно и часто становится неотделимо одно от другого. Поэтому можно сказать, что детство не потеряно – оно прожито в согласии с искусством.


Бывал и полный «отрыв» от фортепиано – когда мы летом уезжали в новгородскую деревню, там вообще не было никакого инструмента. То есть, где-то месяц-два Виталик не занимался совсем. И он начинал скучать по роялю. Зато это было время, когда действительно можно было полностью отдохнуть – спать, сколько хочешь, выбирать занятия по собственному желанию: «Завтра пойдём на рыбалку, послезавтра – просто кататься на велосипедах, будет потеплее – пойдём купаться, пойдёт дождик – поиграем в интересную настольную игру». Так что Виталика всегда окружало очень много всего и кроме музыки.


Виталий Петров


Семейно-музыкальное общение


Моя супруга Людмила, как и я, закончила Санкт-Петербургскую государственную консерваторию, её специальность – аккордеон. И она очень помогает нам обоим. Когда у Виталика были детские занятия, она присутствовала на всех его уроках, потом помогала ему дома в самостоятельных занятиях. Позже стала отправлять заявки на международные конкурсы, рассчитывать планы концертных и конкурсных поездок, бронировать билеты, размещать видеозаписи, и так далее. А мне она помогает в оформлении нотных партитур, «борется» с моими рукописями и превращает их в красивые нотные тексты, набранные на компьютере. И всегда вдохновляет нас обоих на новые достижения!


Я, конечно, тоже активно участвовал в музыкальной жизни Виталика – на зарубежные мастер-классы и конкурсы мы обычно ездили вдвоём, пока он был несовершеннолетним. Да и сейчас Виталий мне очень доверяет в плане музыкальной интерпретации – например, просит, чтоб я послушал его исполнение новых произведений, которые он включает в свой репертуар. Мне очень радостно осознавать, что иногда моё видение, мои идеи оказываются полезными для него.


Бывало мне и непросто отстаивать свой взгляд – у Виталика крепкий характер! Помню, в 15 лет на одном международном конкурсе он играл «Исламея» Балакирева – это одно из самых сложных произведений для пианистов даже высшего концертного уровня. В нём есть два самых трудных места с невероятными скачками аккордов в обеих руках в разные стороны. Они иногда получались хорошо, а иногда не очень, но на конкурсе нельзя было рисковать. И я предложил Виталику сделать в них расширение, то есть немножко замедлить. Я уверял его, что музыка не пострадает, даже наоборот – появится ощущение большей свободы. Но он мне тогда не верил – говорил: «Нет, я должен сыграть это быстро!» Мне стоило больших усилий убедить его сделать эти расширения. Виталик тогда послушался меня, и все получилось.


Так что бывали у нас какие-то разногласия, но чаще всего они возникали на почве искусства, когда Виталик стремился слишком прямолинейно достигать своих целей. А я старался показать ему, что есть другие способы их достичь.


Переходный возраст и постмодернизм


Не могу сказать, что когда-то у Виталика был переходный возраст. У него изначально есть независимость мышления, которую он проявлял в разном возрасте по-разному. Например, мог уверенно доказать учительнице в начальной школе, что несправедливо ставить всему классу двойки за поведение, так как баловались не все. Или спокойно поправить случайно допущенную учителем ошибку на доске и отстаивать свою правоту перед всем классом.


Он всегда имеет чёткое представление о своих задачах и желаниях и часто настолько убеждён в своём, что убеждает и нас. Иногда я даже спрашиваю у него совета – бывают же сложные жизненные ситуации, и Виталик в них часто оказывается мудрее. Мои советы тоже бывают очень полезными для него.


А к нам он привязан в первую очередь душевно. Даже когда наши мнения не совпадают, мы продолжаем друг друга любить. Этому помогает и наш собственный дискурс – особый язык общения, который можно иногда использовать. Тут всего не расскажешь, но есть такие милые слова, которые помогают почувствовать любовь друг к другу, вернее, напоминают об этой любви просто так, мимоходом. Эти слова как-то сами исторически сложились в общении, со временем они могут заменяться другими.


Конечно, семейный дискурс состоит не только из этих милых словечек, есть в нём и мои собственные выражения, закрепившиеся ещё в студенческие годы. Виталик и иногда Люда подхватывают их и используют в речи. Например, «ПМ», что означает «постмодернизм». Это можно многозначительно произнести в любой момент, когда видишь что-то невероятно курьёзное – ну, скажем, когда светит солнце, а на улице горят фонари (улыбается). А некоторые фразеологизмы – это выражения Виталика, когда он был совсем маленьким. Например, на многих своих детских рисунках с изображением машинок он предусматривал для водителя запасы – рисовал ящички с буквами «К» и «П» – «кушать-пить». Это словосочетание так у нас и закрепилось в речи.


Семья Петровых


Мытьё посуды под симфонию


Быт в семье совершенно гениально организует Людмила. Приготовление еды, поддержание порядка, планирование покупок и так далее – это у нее превосходно получается. Мы с Виталиком тоже вполне приспособлены к быту, хотя, да, пианисту руки желательно беречь. Но он может прекрасно приготовить обед и помыть посуду (смеётся). Иногда он это делает – когда необходимо. Кстати, научился всему этому во время тех наших поездок, которые состоялись без участия мамы. Бывало, что у меня не хватало времени на всё, вот Виталик и выручал.


Я тоже могу – не то чтобы постоянно могу, но люблю, например, работать в огороде, косить – раньше косил косой, теперь электрокосилкой, могу напилить дров электропилой и переколоть их потом. Но стараюсь, по возможности, любое механическое дело сочетать с какой-то областью искусства. Вот, например, Люда в отъезде, а у меня накопилось посуды побольше – включаю симфонию Малера. Она длится немногим более часа – это как раз время на сегодняшнюю посуду (улыбается).


Разумеется, такой способ слушания не может дать глубокого музыкального впечатления. По-настоящему музыку надо слушать в хорошем исполнении в концертном зале, желательно с партитурой. Это мы, конечно, делаем, но не так часто можно себе позволить такую радость. А в силу нашей профессии надо знать очень много музыки. Поэтому мы с Виталиком стараемся, чтобы она как можно больше звучала и «загружалась» в память. Много разных произведений я так переслушал, в том числе открыл для себя очень яркие сочинения наших современников. Эти названия я выписываю для себя, чтобы снова к ним вернуться в более удобных условиях. Но недавно дома появилась посудомоечная машина, теперь не знаю, как быть с самообразованием (улыбается).


А вот во время какой-то механической работы на природе – например, сбора ягод – мне приходят интересные мысли. Поэтому в лесу мне не нужна симфония Малера, наоборот, там я нахожусь наедине с собой, и многие идеи я вынес из таких прогулок.


Линеарный путь развития


Некоторые свои произведения я посвящал Виталику. Когда ему было два года, я написал и посвятил ему хоровое сочинение на основе нескольких фольклорных колыбельных, взятых из сборника «Мир детства в народной культуре. Село Плёхово, Курская область». Я назвал его «Колыбельные», во множественном числе, так как там используется сразу семь народных напевов с текстами. Это произведение много раз исполнялось и в России, и во Франции – на гастролях наших коллективов, а позже оно стало 3-й частью концерта для хора a cappella «Гори, Солнце, ярче!».


Потом я стал сочинять и посвящать Виталику пьесы для его выступлений. Первая из них называется «Игра в догонялки». Виталику тогда было 6 лет, и его педагог Елена Юрьевна поставила передо мной задачу – написать эффектную, но относительно лёгкую для исполнения пьесу, приспособленную для игры ребёнка, чтобы там не было широких интервалов и аккордов, ведь у него ручки были ещё маленькие. Всё получилось, и «Игру в догонялки» Виталик с успехом играл на разных концертах и даже конкурсах.


Потом появилась лирическая пьеса «Первый снег» – Виталику исполнялось 9 лет, и перед ним стояли уже более масштабные художественные задачи. А годом раньше я написал концертино для фортепиано с оркестром «Итальянский карнавал». Он очень много выступал с ним в возрасте от 8 до 13 лет. Ну, просто потом это сочинение играть уже было как-то не престижно – всё-таки это музыка, написанная для детей. Мы его очень хорошо записали и издали ноты с диском в исполнении 13-летнего Виталия и симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова.



Санкт-Петербургская Консерватория им. Римского-Корсакова. Март 2014 г.

Евгений Петров. Итальянский карнавал.Солист Виталий Петров-фортепиано.

Дирижёр Игорь Ложевский.


Теперь Виталик очень здорово меня мотивирует на новые сочинения – говорит: «Напиши вот это и вот это! У тебя так хорошо получится! Я чувствую, что ты можешь это сделать». Правда, не всегда я справляюсь с поставленными задачами (улыбается). Но что-то получается, а чего-то я пока ожидаю от себя.


Виталик как слушатель обязательно приходит на все мои крупные премьеры, затем высказывает своё мнение, какие-то пожелания.


Он и сам сочинял очень легко, когда ему было 7 лет. Тогда он ждал-ждал от меня произведения, потом сказал: «Ладно, я сам напишу» и за несколько дней написал «Зимний детский альбом». Это сюита из нескольких номеров, которые очень ярко контрастируют друг с другом – очень милая музыка. После этого сочинительского опыта у него был большой перерыв, вернулся он к этому занятию лет в 17. Но пока ничего готового мне не показывал.


В 17 лет Виталий стал солистом Санкт-Петербургского Дома музыки, и теперь у него много выступлений в разных городах России и в некоторых других странах – соло и с оркестрами. У него прекрасные творческие взаимоотношения с профессором Александром Михайловичем Сандлером, у которого Виталий учится с шестого класса школы, а теперь уже в консерватории. Всё идёт каким-то естественным путём. Слава Богу, есть на это силы и есть одарённость. Не надо отказываться от того, что тебе даёт Господь. Дан талант – надо развивать, пошли какие-то приглашения – надо участвовать, пошли конкурсы – надо стремиться к победам. Конечно, ошибки и поражения неизбежны на любом творческом пути, не может быть всё усыпано розами. И у Виталика были конкурсы, в которых он не побеждал. Ну и что? Надо идти вперёд, развиваться.


Когда успех сваливается на ребёнка внезапно, а потом наступает пустота, будто ничего и не было, когда ребёнок не шёл к этому успеху долго, преодолевая препятствия, может наступить срыв. Но Виталик двигался к своим успехам постепенно, шаг за шагом, было много сложностей, но много и побед, которые укрепляют. В этой борьбе постепенно закаляется собственный характер. И помощь Божья ощущается. Так что это постепенное линеарное* развитие. Дай, Бог, Виталику прекрасной перспективы!


Евгений и Виталий Петровы


Музыкальная фамилия


Есть смешная история. Мне постоянно задавали вопрос, не родственник ли я композитора Андрея Петрова? На что я терпеливо отвечал, что нет, что мой отец Виктор Николаевич, а фамилия не такая уж редкая в России.


С Андреем Павловичем я был знаком – правда, очень недолго. Он принимал меня в Союз композиторов, давал важные советы. В 2005 году на его знаменитый вальс «Берегись автомобиля» я написал очень свободную аранжировку, в которую включил фрагменты других музыкальных произведений, схожих по интонации – это была одна из первых моих работ для «Терем-квартета» с оркестром. Андрей Павлович изучил и одобрил мою партитуру. Эта композиция вошла в юбилейный диск «Андрей Петров XXI века», изданный к его 75-летию.

Так вот, я всё это людям рассказываю. И вдруг после очередного концертного исполнения моей музыки ко мне подходит незнакомый человек и спрашивает: «А Вы случайно не родственник… пианиста Виталия Петрова?» (смеётся). Я подумал: «Боже мой! Наконец-то!»


Примечание:

*Линеарный – (муз.) образующий ту или иную мелодическую линию.




Отец и сын Евгений и Виталий Петровы хорошо известны любителям академической музыки. Евгений – композитор, Виталий – пианист. Евгений родился и вырос в городе Северодвинске Архангельской области, позже переехал в Санкт-Петербург, где закончил государственную консерваторию имени Н.А. Римского-Корсакова, а сегодня он её доцент, а также член правления Союза композиторов Санкт-Петербурга. Виталий родился в городе на Неве и сразу оказался в музыкальной среде. Сейчас 19-летний исполнитель – успешный концертирующий пианист, лауреат многих международных конкурсов. Как растут таланты – об этом «Батя» поговорил с композитором Евгением Петровым. Пианист Виталий Петров. Композитор Евгений Петров Детство в творческой атмосфере Когда я родился, у моей мамы за плечами была только музыкальная школа, а когда я был маленький, она поступила на заочное обучение в музыкальное училище. Так что дома музыка звучала – мама играла на фортепиано произведения из своей учебной программы и различные пьесы, чаще всего из сборников «Золотая лира», ещё она любила и любит петь красивые песни под собственный аккомпанемент. Были пластинки с классической музыкой, которые время от времени мы слушали. Серенада Чайковского для струнных очень часто звучала, симфонии Моцарта, сонаты Бетховена и много другой музыки. Атмосфера в нашей семье была очень творческая. У меня есть ещё младшие сестра и брат: мы рисовали, сочиняли детские стихи, ставили спектакли, когда Маша и Максим немного подросли. Мои занятия музыкой поначалу не были систематическими – меня стала учить мама. Но, как правило, когда ребёнка музыке учат родители – всегда есть другие заботы, всегда занятия можно отложить, не спросить лишний раз домашнее задание. Я что-то играл на фортепиано, мне нравилось, но это всё было очень робко. Когда всё-таки встал вопрос о систематическом музыкальном образовании, мне было 10 лет – на фортепиано уже не брали, поэтому в музыкальной школе я стал заниматься на баяне. А дальше пошли успехи… Успехи всегда окрыляют и убеждают в правильности выбранного пути. О профессии музыканта задумался не сразу, хотя знал, что буду заниматься творчеством – но не знал, в какой области. За четыре года окончив пятилетний курс музыкальной школы, я год посвятил себя занятиям изобразительным искусством. Двумя годами ранее я пробовал совмещать две школы, но это было трудно – в небольших городах бывает сложнее добраться от одного места до другого, чем в больших. Тем более нашей северной зимой, когда по краям дороги сугробы полутораметровые, автобусов мало, и едут они очень медленно из-за снега. Но я очень благодарен моей учительнице Любови Николаевне Калитиной, которая умудрилась удержать меня в музыкальном русле. Она сказала: «Хорошо, ты закончил, молодец. Но не забывай, приходи – мы тебе будем концерты организовывать время от времени». То есть, учась уже только в общеобразовательной и художественной школах, я всё-таки ездил играть концерты. А потом мне предложили: «Поезжай на прослушивание, раз у тебя всё так хорошо получается». Но даже когда я поехал сначала в Москву, потом в Санкт-Петербург, то не думал, что это может стать моей профессией – просто было интересно, что скажут в столицах. Не знаю, получился бы из меня живописец – может быть, и нет, потому что в музыке меня хвалили больше (смеётся). Композитор Евгений Петров и пианист Виталий Петров на сцене Отцовская нежность Мой отец почти не участвовал в творческой жизни, он очень много работал – обеспечивал семью, за что ему огромная благодарность, потому что в любое сложное время мы как-то справлялись. Помню, как он здорово играл на шестиструнной гитаре аккомпанементы песен, но когда мы подросли, он совсем забросил инструмент. Иногда брал в руки электрогитару, которую он полностью сделал сам, но играл на ней мало, а больше старался что-то улучшить в её тембре. На наших детских спектаклях он был внимательным зрителем, а один раз сам разыграл великолепный импровизированный спектакль в Новогодний вечер, превратившись в Деда Мороза. Гениально обыграл отсутствие костюма: «Ехал к вам в автобусе, столько народу такая давка! Шубу сняли, шапку сорвали, подарки все перемешали – теперь не знаю, что кому дарить!» Подарков в тот раз был целый мешок, и все мы были в восторге! По профессии он был монтажником связи. У нас вся квартира и весь дачный дом (который он сам построил и две печки в нём сложил) были наполнены всякой радиоаппаратурой, так как у него были заказы – починить телевизор, радиоприёмник, он во всём этом прекрасно разбирался. Меня тоже немного тянуло к технике. Я даже собрал один раз в жизни радиоприёмник из специального конструктора, подаренного папой: помню, как наматывал метры антенны на катушку. Я любил, когда папа садился паять, и иногда сам что-нибудь припаивал под его руководством. Но больше мне нравилось выпиливать лобзиком или выжигать по дереву. То есть, вещи, связанные со зрительными ощущениями, меня больше впечатляли. Хотя поскольку у меня параллельно были и художественная, и музыкальная школы, я не мог этому много времени посвящать. Отец мне очень много дал в плане любви к Северу. Все, что связано с папой, у меня ассоциируется с покорением природы. Например, он сам собрал снегоход, и мы на этом снегоходе ездили по замёрзшим болотам и озёрам. Он собрал надувной катамаран, на котором мы пробовали плавать по заливу в устье Северной Двины. Мы с ним очень много ходили по лесам – и всей семьёй впятером, и вдвоём (когда нужна была такая мужская поездка на мотоцикле куда-нибудь далеко на рыбалку – куда там малышей брать с собой?). Вот эта любовь к природе, рыбалка, походы за ягодами и грибами – это, наверное, самое яркое, что осталось в воспоминаниях. Отец был очень добрый. Может быть, он не проявлял специально какой-то нежности, но чувствовалось, что он нас всех очень любит. Это была такая сдержанная мужская нежность и настоящая отеческая забота. К сожалению, он ушёл в возрасте 57 лет – мы все были взрослые уже… Традиции воспитания Воспитание ребёнка – одна из важнейших жизненных задач, которая требует знаний, умения, терпения и любви. У меня была и есть главная установка – с самого начала относиться к ребёнку как к личности. Вот человек родился – и он уже личность. Он пока не всё может выразить, не всё может понять, не всё может правильно ощутить, у него какие-то свои детские заботы. Но всё, что важно для него, должно становиться важным и для взрослого. Бывает непросто, но если к этому начинаешь стремиться, становится всё легче и легче. Конечно, главным образом, на такой мой подход повлияла атмосфера любви, которую создала моя мама, воспитывая нас, троих детей. Она никогда нас не ругала – даже не знаю, почему. Может, мы не были вредными… (улыбается). Но у нас сложилось такое взаимопонимание, когда нет необходимости идти наперекор. Хотя я помню, что совершал ошибки. Например, один раз без спросу ушёл с друзьями и с чьим-то дядей, которого знать не знал, купаться на один из рукавов Северной Двины. Я думал, что этот дядя будет всё время с нами, но он сразу же уплыл далеко от берега. Мне было, неверное, четыре с половиной года, и я ещё не умел плавать. Я зашёл в воду почти по шею, и меня стало сносить течением. Не помню, как я справился, но мне удалось выбраться на берег. Вернулся домой я очень не скоро и весь мокрый, так как на всякий случай купался в одежде (смеётся). Но и тогда не помню, чтобы мама меня ругала. Я ничего ей не рассказал тогда, но увидел, что она очень волновалась, и твёрдо понял, что так делать больше не надо. Можно сказать, что у нас в семье положение приоритета взрослого и подчинения ребёнка практически отсутствовало, а было хорошее взаимодействие. И я подсознательно или сознательно постарался воспроизвести это с Виталиком. Если ребёнок не хочет делать что-то нужное, то надо его увлечь, он с удовольствием сделает. Самый простой пример – знаменитая детская проблема съесть утреннюю кашу. У Виталика была тарелка с красивой пасторальной картинкой на дне, и если каша не шла, то мы задавались вопросом – а какого цвета ботинки у дяди на картинке? Каша съедалась не вся, но до ботинок, и это был хороший компромисс. К тому же можно было обсудить в деталях оттенки цвета. А в следующий раз можно было озадачиться вопросом: какие цветы в руке у тёти? К счастью, такие приёмы требовались не часто. Если надо было что-то запретить, то я не запрещал, а старался объяснить, что лучше будет сделать по-другому, и так будет даже интереснее. Например, маленький Виталик любил булькать в молоко. Поэтому приходилось иногда напоминать, что булькать лучше всего только в три напитка – в воду, кофе и ром (мы тогда уже что-то читали про пиратов). Поскольку дети не пьют кофе и ром, оставалась вода, в которую и можно было радостно булькать после завтрака. Семья Петровых Сын и друг Пока рос Виталик, я как бы прожил жизнь заново – от начала. Все его заботы и радости стали и моими. Трудно было первые полгода, когда не всегда было понятно, как взаимодействовать с ребёнком. Нам с супругой очень помогла «Настольная книга молодой мамы» Елены Первушиной, в которой проводится замечательна мысль – не ожидать от ребёнка быстрого результата. Давать ему знания и умения в соответствии с возрастом, показывать ему прекрасный мир, одаривать теплом, а настоящий отклик будет позже. Так оно и получалось, результат наших занятий проявлялся не сразу, но довольно скоро. К двум годам Виталик стал уже интересным собеседником, хотя еще долго не выговаривал многие буквы. Очень хорошо помню тот день, когда я почувствовал в нём не только сына, но и друга – через несколько дней после его двухлетия. Мы с ним вдвоём ехали с детского праздника на удобном месте в маршрутном автобусе с Васильевского острова к Автово, и всю долгую дорогу так интересно разговаривали! Виталик спрашивал о зданиях, которые мы проезжали, о том, из чего они построены, дальше разговор пошёл о том, как добывают камень, а дальше уж не помню, куда нас завело. Я ощутил, какой же богатый мир открывается перед ним каждый день! И я могу ему помочь открывать этот мир! Виталий Петров Детский интерес к
8-06-2022, 11:56
Автор - Прасковья
Просмотров - 375
0

Читайте также:

Музыкальная школа: 10 вопросов и ответов - «Отцы и дети»

Музыкальная школа: 10 вопросов и ответов - «Отцы и дети»
Родители, сами в детстве музыкальную школу не посещавшие, имеют о ней весьма смутные, и в то же время пугающие представления. «Это сложно, тяжело, помогать некому, будет отнимать все наше время». «Дома...

Правила жизни двух отцов Александров - «Отцы и дети»

Правила жизни двух отцов Александров - «Отцы и дети»
В большие праздники всегда особенно заметно, когда в семье есть какие-то традиции и привычки, принесенные во взрослую жизнь из детства. Всегда интересно, как они создаются и передаются, почему у кого-то...

Руководитель ансамбля «Сирин» Андрей Котов: Вместе петь – это естественно - «Отцы и дети»

Руководитель ансамбля «Сирин» Андрей Котов: Вместе петь – это естественно - «Отцы и дети»
В старинных стихах, которые исполняет ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин», сохранились размышления многих и многих поколений о жизни и смерти, о Боге и человеке. В 2019 году коллектив отметил...

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»
Он сразу говорит, что не любит вести серьезные разговоры, боится слова «лекторий» и пришел «поделиться шишками». «Я тот самый отец, – признается, – который, утром отвозя детей в школу, не скрывая, радуется,...

"Здравствуй, племя младое, незнакомое": бардовская песня к праздникам - «Мой папа знает»

"Здравствуй, племя младое, незнакомое": бардовская песня к праздникам - «Мой папа знает»
Ко дню защиты детей, а также дню рождения Александра Сергеевича Пушкина барды Сергей и Галина Брусницыны исполняют авторские песни, а также композиции на слова... Радио Sputnik, 04.06.2022...

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика