Как использовать фольклор в воспитании ребёнка - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
Ребенок похож на ураган, сметающий всё на своем пути? Постоянно
      

Как использовать фольклор в воспитании ребёнка - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 17:02


Потешки и прибаутки, колыбельные, пословицы и поговорки, загадки и сказки окружают малыша с рождения. Родители используют детский фольклор интуитивно, не задумываясь о том, какую пользу он несёт в воспитании и умственном развитии ребёнка.


Познание мира и эмоциональный интеллект


Маленький ребёнок ограничен в способах познания мира. Максим Горький считал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны». Поэтому на первый план в обучении в раннем возрасте выходят самые простые игры – потешки и прибаутки. Сопутствующие им действия и поступки – поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, хлопки – ещё нельзя назвать исследованием окружающей среды, но именно с них начинается подготовительный этап, который в чуть более позднем возрасте перерастёт в полноценные игры.


Ритмический строй первых детских фольклорных произведений, мелодичная родительская речь и весёлые действия направлены, прежде всего, на установление эмоционального контакта между малышом и взрослым. Ребёнок ещё не понимает значение услышанных слов, но уже учится различать эмоции.


Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта отмечает, что «в первую очередь, развитие социального эмоционального интеллекта и в целом эмоционального развития ребёнка происходит за счёт интонации - ребёнок улавливает и интонацию, и выражение лица уже с самого раннего возраста. Также игры-потешки интересны тем, что они часто сопровождаются движениями, а это развитие моторики, которое напрямую влияет на эмоциональное и когнитивное развитие. И, конечно, потешки - это голос и прикосновение мамы, папы, бабушки. Взрослые «включены» в ребёнка, дарят ему своё внимание, любовь, эмоции, прикосновения. Для детей это основа, которая создаёт доверие к миру, формирующееся в первый год жизни. Поэтому игры-потешки - это один из лучших способов сформировать правильную базу для развития социального эмоционального интеллекта».


Развитие речи и памяти


Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались.


Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке. Таким образом пополняется словарный запас ребёнка. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции.


Установление режима и повышение самооценки


Проблемы со сном и питанием, излишней возбудимостью малыша напрямую зависят от режима дня, сформировать который порой бывает не так-то просто. Ребёнок не захотел есть, потом – мыться, не лёг вовремя спать, и с таким трудом установленный родителями график сбивается буквально за вечер. Исправить положение тоже помогут потешки и прибаутки. Они не только отвлекут от капризов и слёз, но и напоминают о ритуале:


«Умница Катенька ешь кашку сладеньку…»


«Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…»


«Вот и звери спят…»


«Спи, усни дитя Ванюшенька…»


Чтобы малыш привыкал к нормам гигиены, опрятности и самостоятельному совершению простых процедур, таких, как расчёсывание или умывание, тоже придумано множество присказок:


«Ай лады, лады, лады не боимся мы воды…»


«Кран, откройся, нос умойся…»


«Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Алёшке»


«Расти коса до пояса…»


И уж совсем неочевидная польза большинства присказок – повышение самооценки ребёнка практически с младенчества. Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём родители легко заменяют их на имя малыша в ласкательной форме. Дети начинают осознавать себя, понимать, что стихотворение сложено о них, в их честь, а значит, они – самостоятельная личность. На первых порах это происходит бессознательно, но потом мысль о том, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, становится нормой.


Логика и определение смысла слов


Ещё один способ развить речь, а заодно и логику – загадки. Они удивительны тем, что всегда связаны с окружающей действительностью. А значит, малыш не просто ищет ответ, но одновременно познаёт мир, причём, не с чужих слов, а благодаря собственной мыслительной деятельности. Отгадывая загадки, дети учатся выстраивать связи между объектами из своей обычной жизни, анализировать и обобщать, находить общие свойства предметов. Кроме того, некоторые понятия в русском языке многозначны, а в загадках используется переносное значение слова, поэтому дети учатся распознавать, какой из смыслов подходит в данной ситуации.


Песни и музыка


С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара».


Морально-нравственные ориентиры


Самый сложный для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории.


Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час».


Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании.


Мария Степанова


Потешки и прибаутки, колыбельные, пословицы и поговорки, загадки и сказки окружают малыша с рождения. Родители используют детский фольклор интуитивно, не задумываясь о том, какую пользу он несёт в воспитании и умственном развитии ребёнка. Познание мира и эмоциональный интеллект Маленький ребёнок ограничен в способах познания мира. Максим Горький считал, что «ребёнок до десятилетнего возраста требует забав, и требования его биологически законны». Поэтому на первый план в обучении в раннем возрасте выходят самые простые игры – потешки и прибаутки. Сопутствующие им действия и поступки – поглаживания, похлопывания, сгибание и разгибание пальчиков, хлопки – ещё нельзя назвать исследованием окружающей среды, но именно с них начинается подготовительный этап, который в чуть более позднем возрасте перерастёт в полноценные игры. Ритмический строй первых детских фольклорных произведений, мелодичная родительская речь и весёлые действия направлены, прежде всего, на установление эмоционального контакта между малышом и взрослым. Ребёнок ещё не понимает значение услышанных слов, но уже учится различать эмоции. Виктория Шиманская, психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить», ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта отмечает, что «в первую очередь, развитие социального эмоционального интеллекта и в целом эмоционального развития ребёнка происходит за счёт интонации - ребёнок улавливает и интонацию, и выражение лица уже с самого раннего возраста. Также игры-потешки интересны тем, что они часто сопровождаются движениями, а это развитие моторики, которое напрямую влияет на эмоциональное и когнитивное развитие. И, конечно, потешки - это голос и прикосновение мамы, папы, бабушки. Взрослые «включены» в ребёнка, дарят ему своё внимание, любовь, эмоции, прикосновения. Для детей это основа, которая создаёт доверие к миру, формирующееся в первый год жизни. Поэтому игры-потешки - это один из лучших способов сформировать правильную базу для развития социального эмоционального интеллекта». Развитие речи и памяти Малые фольклорные формы выделяются разнообразием ритмов, богатством лексики и регулярностью повторения. Благодаря этому ребёнок непроизвольно запоминает простые по форме фразы, которые воспринимает как часть игры. Потешки становятся первыми выученными наизусть стихами, даже если родители такой целью вовсе и не задавались. Богатство образов, яркость и необычность используемых слов поначалу могут быть непривычны малышу, далеко не всё ему будет понятно. Задача родителей – объяснять смысл сказанного, рассказывать историю о каждой пословице или поговорке. Таким образом пополняется словарный запас ребёнка. Психологи и педагоги сходятся во мнении, что, чем раньше начинается знакомство с народным творчеством, и чем чаще родители занимаются с малышом, тем больше вероятность того, что он раньше начнёт говорить, описывать словами свои мысли и эмоции. Установление режима и повышение самооценки Проблемы со сном и питанием, излишней возбудимостью малыша напрямую зависят от режима дня, сформировать который порой бывает не так-то просто. Ребёнок не захотел есть, потом – мыться, не лёг вовремя спать, и с таким трудом установленный родителями график сбивается буквально за вечер. Исправить положение тоже помогут потешки и прибаутки. Они не только отвлекут от капризов и слёз, но и напоминают о ритуале: «Умница Катенька ешь кашку сладеньку…» «Ай ту-ту-ту-ту не вари кашу круту…» «Вот и звери спят…» «Спи, усни дитя Ванюшенька…» Чтобы малыш привыкал к нормам гигиены, опрятности и самостоятельному совершению простых процедур, таких, как расчёсывание или умывание, тоже придумано множество присказок: «Ай лады, лады, лады не боимся мы воды…» «Кран, откройся, нос умойся…» «Чистая водичка моет Саше личико, Анечке – ладошки, а пальчики – Алёшке» «Расти коса до пояса…» И уж совсем неочевидная польза большинства присказок – повышение самооценки ребёнка практически с младенчества. Дело в том, что во многих потешках упоминаются имена, причём родители легко заменяют их на имя малыша в ласкательной форме. Дети начинают осознавать себя, понимать, что стихотворение сложено о них, в их честь, а значит, они – самостоятельная личность. На первых порах это происходит бессознательно, но потом мысль о том, что он заслуживает уважения и внимания взрослых, что он ценен и важен, становится нормой. Логика и определение смысла слов Ещё один способ развить речь, а заодно и логику – загадки. Они удивительны тем, что всегда связаны с окружающей действительностью. А значит, малыш не просто ищет ответ, но одновременно познаёт мир, причём, не с чужих слов, а благодаря собственной мыслительной деятельности. Отгадывая загадки, дети учатся выстраивать связи между объектами из своей обычной жизни, анализировать и обобщать, находить общие свойства предметов. Кроме того, некоторые понятия в русском языке многозначны, а в загадках используется переносное значение слова, поэтому дети учатся распознавать, какой из смыслов подходит в данной ситуации. Песни и музыка С первыми народными песнями дети сталкиваются ещё в бессознательном возрасте, когда мама поёт им колыбельные. Становясь старше, через музыку они познают культуру своей страны. Именно в этот период первого знакомства происходит формирование музыкального вкуса, который с годами будет развиваться. Разучивать наизусть песню гораздо легче, чем стихи, она более образна, насыщена эмоциями. Когда малыш сам может повторить композицию, пора переходить к танцам. Для начала под музыку можно просто водить хороводы, поднимая и опуская руки, смыкая и размыкая круг. Со временем малышу можно предоставить больше свободы, чтобы он сам решал, как двигаться под музыку, опираясь на внутренние ощущения. И это – уже элемент творчества! И именно через музыкальные композиции может произойти первое знакомство ребёнка с шутками и юмором. Редко используемые в образовательном процессе частушки могут научить ребёнка понимать смешное. Главное при этом – правильный подбор «репертуара». Морально-нравственные ориентиры Самый сложный для восприятия вид детского фольклора – это сказки. Конечно, родители читают их детям ещё с того возраста, когда они не могут понять смысла истории и уловить нить повествования. Просто тембр голоса читающих мамы или папы успокаивает и помогает заснуть. Но со временем рассказываемые истории обретают смысл – дети не просто понимают сюжет сказки, но и запоминают его, а со временем по тому же принципу составляют собственные истории. Сказка – это всегда демонстрация какой-то ситуации из жизни. Даже если сам малыш в неё ещё не попадал, он легко понимает, кто положительный герой, а кто – отрицательный, что зло всегда бывает наказано, а общение героев строится на основе некоторых правил. В иносказательной форме ребёнку рассказывают о нормах поведения и хорошего тона –основах морали и нравственности. Сказка дарит малышу веру в добро и справедливость, воспитывает, но без нравоучений. Той же цели служат поучительные пословицы: «любишь кататься, люби и саночки возить», «делу – время, потехе – час». Фольклор в любом виде, будь то смешные потешки и прибаутки или сказки и поговорки, позволяет ребёнку ассоциировать себя с героями произведений. А герои эти – собирательный образ всего русского народа, передававшийся из поколения в поколение. Именно поэтому особо отмечали важность детского фольклора Максим Горький, Корней Чуковский и Самуил Маршак, выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Читайте детям, вместе пойте и рассказывайте истории – это очень поможет в их воспитании. Мария Степанова
28-08-2021, 17:02
Автор - Owen
Просмотров - 636
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней

Неуспеваемость в младшем школьном возрасте: опасности и способы устранения - « Как воспитывать ребенка»

Неуспеваемость в младшем школьном возрасте: опасности и способы устранения - « Как воспитывать ребенка»
Неуспеваемость – это систематическое отставание учащегося от образовательных стандартов, ведущее к невозможности дальнейшего полноценного обучения. Без помощи родителей и педагогов неуспеваемость может привести к
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика