Словарный запас ребенка - «Ребенок» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Если в семье двое или более детей, то ссоры и конфликты между ними
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
      

Словарный запас ребенка - «Ребенок»


28-08-2021, 20:59

Под словарным запасом (его ещё называют лексикон) понимают набор слов, которыми владеет человек. Чем больше наш лексикон, тем нам легче объяснить свои мысли, а также понять окружающих. Богатая речь даёт преимущества в учёбе, работе и отношениях с другими людьми. Поэтому родители так озабочены развитием словарного запаса у своего ребёнка: они хотят дать ему инструмент, который очень пригодится в жизни.


Активный и пассивный словарный запас


Словарный запас может быть активным и пассивным. Под активным понимают слова, которые ребёнок использует в разговоре. Пассивный словарный запас – это набор слов, которые дошкольник узнаёт на слух или в книгах, но сам не использует.


Объясним на примере. Вы демонстрируете годовалому ребёнку картинки с домашними животными и спрашиваете, где собака. Малыш показывает на соответствующее изображение. Это означает, что слово «собака» - в его пассивном словаре. Когда ребёнок впервые самостоятельно произнесёт это слово или издаст похожую комбинацию звуков, наделяя её соответствующим смыслом, — значит, переход из пассивного словаря в активный состоялся.


Пассивный лексикон всегда больше активного. Многие взрослые знают, что такое «предвосхитить», «корреляция» или «амбивалентный», но в речи их используют редко. У ребёнка – то же самое, и это нормально.



Сколько слов должен знать ребёнок дошкольного возраста?


Есть усреднённые нормы, показывающие, сколько слов должно быть в активном словаре у ребёнка дошкольного возраста на каждом из этапов развития:


• 1 год: 5-9 слов


• 1,5 года: 20-40 слов


• 2 года: 50-200 слов


• 3 года: 800-1000 слов


• 3.5 года: 1100 слов


• 4 года: 1600-1900 слов


• 5 лет: 1900 – 2200 слов


• 6-7 лет: 3500 слов


Как видно из таблицы, лексикон ребёнка пополняется очень быстро, а резкий скачок в речевом развитии происходит в 2-3 года.


Как подсчитать объём активного и пассивного словаря у ребёнка?


Чтобы подсчитать объём пассивного словаря малыша, предложите ему показать на тот или иной предмет, животное, растение или человека. Правильно ответил? Значит, засчитываем слово в пассивный лексикон.


При оценке активного словаря ребёнка учитываются не только те слова, которые малыш произносит чётко, но и следующее:


• звукоподражательные слова («би-би», «мяу», «ко-ко»);


• неполные слова («коун» вместо «клоун», «бака» вместо «собака», «копомощь» вместо «скорая помощь»);


• слова, которые воспроизводятся неверно, но количество слогов и ударение правильное: «макакат» вместо «самокат».


• слова с одинаковым звучанием, но разные по значению, например, «ма», означающее и маму, и кошку, и машину. Каждое из значение следует засчитать отдельно.


Чтобы считать объём словарного запаса ребёнка было легче, мы рекомендуем вести дневник развития речи. Это поможет вовремя обратиться к специалисту, если речевое развитие будет сильно отставать от среднестатистических норм.



Способы развития словарного запаса у ребёнка


Больше читайте

Когда мы читаем ребёнку книгу, он сталкивается с ситуациями и объектами, с которыми до этого не взаимодействовал, а может, и не встретится никогда. Приведём пример: жирафа, тушканчика или птицу ткачика ребёнок из средней полосы России может увидеть разве что в зоопарке, а благодаря чтению книги «Мартышкин дом» Бориса Заходера с хорошими иллюстрациями узнает о существовании таких животных, их названиях, месте обитания и некоторых повадках. Расширится кругозор ребёнка, появится пища для его фантазии, новая тема для творчества и, конечно, увеличится словарный запас.


Для формирования лексикона детей младшего возраста хорошо подходят виммельбухи – книги с крупными детализированными иллюстрациями без текста или с его минимальным количеством. Они знакомят ребят с новыми для них ситуациями. Например, с жизнью в деревне или в большом городе. Рассматривая книжки-картинки вместе с малышом, вы можете объяснить незнакомые понятия и проговорить новые слова. А чтобы их лучше запомнить, давайте ребёнку простые задания, например: «Найди и покажи курочку», «Кто сидит в тракторе?», «Кто первый найдёт гусеницу – ты или я?».


Говорите с ребёнком

Для ребёнка нормально и естественно изучать окружающий мир через взаимодействие со взрослыми, через интерпретации, которые даёт родитель происходящим вокруг событиям. Важно разговаривать с сыном или дочкой с рождения. Делаете малышу массаж или гимнастику – называйте части его тела. Гуляете в парке – перечисляйте растения и птиц, которых видите. Идёте по городу – расскажите про машины, дома, строительную технику. Следите, чтобы ваша речь была разнообразна: используйте синонимы, говорите распространёнными предложениями. Эмоциональный настрой тоже важен: покажите чувства, которые вы испытываете. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно.


Играйте в игры

Дети познают мир через игру, поэтому научить их чему-либо проще всего в игровой форме. Есть несколько способов расширить словарный запас ребёнка в увлекательной манере.


1. Съедобное-несъедобное. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное.


2. Кто больше вспомнит? В эту игру удобно играть по дороге в детский сад. Определите категорию, к которой будете подбирать слова, например, «Животные». Поочередно придумывайте с ребёнком подходящие слова. Кто не сможет подобрать – проигрывает. Кстати, если вы немного поможете ребёнку и позволите ему выиграть, он будет воодушевлён.


3. Опиши вещь. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями.


4. Аналогии. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок - …»


5. Весёлая семейка. Ведущий бросает мяч всем поочередно. Сначала при каждом броске он называет варианты имён. Если имя игроку подходит, мяч нужно поймать. В какой-то момент вода бросает мяч и произносит «Семейка» или «Весёлая семейка». Если участник поймает такой мяч, сможет придумать себе имя сам. А вот если упустит, право выбора перейдёт к воде. После имени выбирают отчество, фамилию, место жительства, профессию, домашнего питомца, мужа или жену.


6. Скажи наоборот. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день - ночь, мокрый - сухой и др.


7. Что это значит? Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант.


8. Правда или нет? «Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки.


Ребёнку с богатым словарным запасом легче учиться, легче общаться со взрослыми и другими детьми. Задача родителей – помочь ему реализовать природный потенциал, в том числе – развить грамотную речь и восприятие информации в устном и письменном виде.


Под словарным запасом (его ещё называют лексикон) понимают набор слов, которыми владеет человек. Чем больше наш лексикон, тем нам легче объяснить свои мысли, а также понять окружающих. Богатая речь даёт преимущества в учёбе, работе и отношениях с другими людьми. Поэтому родители так озабочены развитием словарного запаса у своего ребёнка: они хотят дать ему инструмент, который очень пригодится в жизни. Активный и пассивный словарный запас Словарный запас может быть активным и пассивным. Под активным понимают слова, которые ребёнок использует в разговоре. Пассивный словарный запас – это набор слов, которые дошкольник узнаёт на слух или в книгах, но сам не использует. Объясним на примере. Вы демонстрируете годовалому ребёнку картинки с домашними животными и спрашиваете, где собака. Малыш показывает на соответствующее изображение. Это означает, что слово «собака» - в его пассивном словаре. Когда ребёнок впервые самостоятельно произнесёт это слово или издаст похожую комбинацию звуков, наделяя её соответствующим смыслом, — значит, переход из пассивного словаря в активный состоялся. Пассивный лексикон всегда больше активного. Многие взрослые знают, что такое «предвосхитить», «корреляция» или «амбивалентный», но в речи их используют редко. У ребёнка – то же самое, и это нормально. Сколько слов должен знать ребёнок дошкольного возраста? Есть усреднённые нормы, показывающие, сколько слов должно быть в активном словаре у ребёнка дошкольного возраста на каждом из этапов развития: • 1 год: 5-9 слов • 1,5 года: 20-40 слов • 2 года: 50-200 слов • 3 года: 800-1000 слов • 3.5 года: 1100 слов • 4 года: 1600-1900 слов • 5 лет: 1900 – 2200 слов • 6-7 лет: 3500 слов Как видно из таблицы, лексикон ребёнка пополняется очень быстро, а резкий скачок в речевом развитии происходит в 2-3 года. Как подсчитать объём активного и пассивного словаря у ребёнка? Чтобы подсчитать объём пассивного словаря малыша, предложите ему показать на тот или иной предмет, животное, растение или человека. Правильно ответил? Значит, засчитываем слово в пассивный лексикон. При оценке активного словаря ребёнка учитываются не только те слова, которые малыш произносит чётко, но и следующее: • звукоподражательные слова («би-би», «мяу», «ко-ко»); • неполные слова («коун» вместо «клоун», «бака» вместо «собака», «копомощь» вместо «скорая помощь»); • слова, которые воспроизводятся неверно, но количество слогов и ударение правильное: «макакат» вместо «самокат». • слова с одинаковым звучанием, но разные по значению, например, «ма», означающее и маму, и кошку, и машину. Каждое из значение следует засчитать отдельно. Чтобы считать объём словарного запаса ребёнка было легче, мы рекомендуем вести дневник развития речи. Это поможет вовремя обратиться к специалисту, если речевое развитие будет сильно отставать от среднестатистических норм. Способы развития словарного запаса у ребёнка Больше читайте Когда мы читаем ребёнку книгу, он сталкивается с ситуациями и объектами, с которыми до этого не взаимодействовал, а может, и не встретится никогда. Приведём пример: жирафа, тушканчика или птицу ткачика ребёнок из средней полосы России может увидеть разве что в зоопарке, а благодаря чтению книги «Мартышкин дом» Бориса Заходера с хорошими иллюстрациями узнает о существовании таких животных, их названиях, месте обитания и некоторых повадках. Расширится кругозор ребёнка, появится пища для его фантазии, новая тема для творчества и, конечно, увеличится словарный запас. Для формирования лексикона детей младшего возраста хорошо подходят виммельбухи – книги с крупными детализированными иллюстрациями без текста или с его минимальным количеством. Они знакомят ребят с новыми для них ситуациями. Например, с жизнью в деревне или в большом городе. Рассматривая книжки-картинки вместе с малышом, вы можете объяснить незнакомые понятия и проговорить новые слова. А чтобы их лучше запомнить, давайте ребёнку простые задания, например: «Найди и покажи курочку», «Кто сидит в тракторе?», «Кто первый найдёт гусеницу – ты или я?». Говорите с ребёнком Для ребёнка нормально и естественно изучать окружающий мир через взаимодействие со взрослыми, через интерпретации, которые даёт родитель происходящим вокруг событиям. Важно разговаривать с сыном или дочкой с рождения. Делаете малышу массаж или гимнастику – называйте части его тела. Гуляете в парке – перечисляйте растения и птиц, которых видите. Идёте по городу – расскажите про машины, дома, строительную технику. Следите, чтобы ваша речь была разнообразна: используйте синонимы, говорите распространёнными предложениями. Эмоциональный настрой тоже важен: покажите чувства, которые вы испытываете. Здорово, если у малыша будет возможность потрогать, понюхать или даже облизать новый предмет, хотя это не всегда уместно. Играйте в игры Дети познают мир через игру, поэтому научить их чему-либо проще всего в игровой форме. Есть несколько способов расширить словарный запас ребёнка в увлекательной манере. 1. Съедобное-несъедобное. Знакомая всем игра: ведущий бросает мяч и называет предмет. Если это что-то съедобное, мяч нужно поймать. Если наоборот – отбить. Тот, кто ошибётся, становится водой. Кстати, в эту игру можно играть по-разному: например, называть живое и неживое, или тёплое и холодное. 2. Кто больше вспомнит? В эту игру удобно играть по дороге в детский сад. Определите категорию, к которой будете подбирать слова, например, «Животные». Поочередно придумывайте с ребёнком подходящие слова. Кто не сможет подобрать – проигрывает. Кстати, если вы немного поможете ребёнку и позволите ему выиграть, он будет воодушевлён. 3. Опиши вещь. Вариант игры «Крокодил» для самых маленьких: пусть ребёнок опишет любую вещь из окружающей обстановки, а вы её отгадаете. Потом можно поменяться ролями. 4. Аналогии. Предложите ребёнку продолжить фразу вроде этой: «Футболка – одежда, ботинок - …» 5. Весёлая семейка. Ведущий бросает мяч всем поочередно. Сначала при каждом броске он называет варианты имён. Если имя игроку подходит, мяч нужно поймать. В какой-то момент вода бросает мяч и произносит «Семейка» или «Весёлая семейка». Если участник поймает такой мяч, сможет придумать себе имя сам. А вот если упустит, право выбора перейдёт к воде. После имени выбирают отчество, фамилию, место жительства, профессию, домашнего питомца, мужа или жену. 6. Скажи наоборот. Один из участников называет слово, а другой должен подобрать к нему антоним: день - ночь, мокрый - сухой и др. 7. Что это значит? Хороший способ запомнить новые слова. Взрослый называет незнакомое ребёнку слово (например, «рептилия») и предлагает варианты его значений. Задача малыша – выбрать правильный вариант. 8. Правда или нет? «Акулы ходят по земле», «Солнце кубической формы», «Цыплята больше собаки»: предлагайте ребёнку варианты верных и ложных утверждений, а он будет радоваться, находя ошибки. Ребёнку с богатым словарным запасом легче учиться, легче общаться со взрослыми и другими детьми. Задача родителей – помочь ему реализовать природный потенциал, в том числе – развить грамотную речь и восприятие информации в устном и письменном виде.
28-08-2021, 20:59
Автор - Quincy
Просмотров - 608
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Бабушка и мама. Как распределить роли в воспитании ребенка? - « Как воспитывать ребенка»

Бабушка и мама. Как распределить роли в воспитании ребенка? - « Как воспитывать ребенка»
«Мама! Ты скоро станешь бабушкой!» Кажется, с этой фразы жизнь в каждой семье переворачивается. С появлением ребенка в семье происходит смена ролей, ведь мама становится бабушкой, а дочь – мамой. Осознание этой простой

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»
Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика