Снова в школу: формируем правильные установки - « Как воспитывать ребенка»
Каждое 1 сентября порождает волнения, переживания, страхи и надежды. Новый чистый дневник хочется наполнять только хорошими оценками. Однако проходит совсем немного времени, и старые школьные проблемы переходят в новый учебный год.
Можно ли в новом учебном году забыть о старых проблемах? Можно, если формировать правильные установки на учебную деятельность. Предлагаю с этим разобраться.
Ответственность
С каждым годом ребенок становится старше и опытнее. Ситуацию взрослости мы определяем фразами:
«Ты уже не дошкольник – ты ученик»;
«В первом классе ты мог себя так вести, а во втором уже нельзя»;
«С этого года уже ставят оценки, поэтому нужно быть серьезным»;
«Ты уже не младший школьник, а пятиклассник»;
«В этом году ты оканчиваешь девять классов».
Подобных фраз множество. Однако стоит признать, что подобные призывы непродуктивны, так как не несут в себе практических направлений, а играют роль нотаций.
Установки ответственности должны иметь практический характер, то есть нужно обязательно указывать на степень повышения ответственности при изменении ученического статуса.
Установка на возраст
Установка на ответственность
Ты
уже не дошкольник – ты ученик…
Главное
теперь учеба, поэтому игры не должны мешать и отвлекать от нее.
В
первом классе ты мог себя так вести, а во втором уже нельзя…
Теперь
ты четко знаешь школьные правила, привык к учителю и одноклассникам, а
значит, ничто не должно тебя отвлекать от учебы.
С
этого года уже ставят оценки, поэтому нужно быть серьезным…
Оценки
покажут то, как ты относишься к своей учебе, поэтому за них нужно будет
отвечать.
Ты уже не младший школьник, а
пятиклассник…
Начинается
изучение новых школьных предметов, которые будут нужны для выбора твоего
будущего.
В
этом году ты оканчиваешь девять классов…
От
результатов экзаменов зависит твое будущее, поэтому нужно тщательно продумать
их выбор и с первых дней начать подготовку.
Ответственность нужно определять конкретно. Каждая плохая оценка должна иметь объяснение с указанием решения проблемы:
– Я плохо понял эту тему.
– Значит, нужно изучить эту ему еще раз.
– Я не выполнил домашнее задание, потому что забыл.
– Значит, каждый день мы будем проверять правильность записи заданий в дневник.
– Я плохо сделал домашнее задание, потому что устал на тренировке.
– Значит, мы пересмотрим расписание тренировок и будем делать уроки до тренировок.
Ответственность – это установка, которую нельзя отменить или перенести по причине каких-то обстоятельств. Ответственность – это то, что есть всегда.
Самостоятельность
Интернет пестрит постами, в которых комментируется ситуация с современным обучением в школе, где основная нагрузка ложится на родителей. Процесс обучения заменяется преподаванием. Не хочется обижать педагогов, но, к сожалению, многие (не все!) учителя снимают с себя ответственность за знания и навыки ребенка.
Но если переделать школьную систему невозможно, то вполне можно заняться вопросом выполнения домашних заданий, делая акцент на самостоятельности.
Главная установка: «Ты должен делать домашние задания сам. Если у тебя будут сложности – я тебе помогу».
А теперь, уважаемые родители, самое сложное. Не нужно сидеть с детьми, читать им задания, делать за них часть работы. Нужно дать возможность ребенку делать работу самому, напоминая ему об ответственности.
Типичная ситуация:
Мама приходит с работы в восемь вечера. Сын еще не делал математику – ждал маму.
– Почему ты не делал уроки?
– Я не смог решить задачу, она трудная. У нас никто не смог решить, я всем звонил.
Дальше может быть два варианта развития сценария:
Родитель решает задачу, объясняет ребенку решение, а тот переписывает в тетрадь.
Мама спрашивает условия, известные и неизвестные данные, а в дальнейшем с учетом темы урока определяется направление действий, и ребенок решает задачу сам.
В случае с первым вариантом часто оказывается, что ребенок не может повторить задание, и несложно догадаться, что это означает. Но именно второй вариант даст ребенку возможность понять принцип решения задачи.
Ребенок обязательно должен делать уроки самостоятельно. Если он делает ошибки и объем заданий небольшой, заставляйте его выполнять задание на черновике, а после проверки переписывать. Правда, делать это нужно после того, как уже отмечено плохое выполнение домашнего задания. За свою работу ребенок должен отвечать сам.
Ежегодно расширяются границы самостоятельности, не связанные с учебной деятельностью: путь в школу и обратно, посещение занятий дополнительного образования, прогулки с собакой, уборка квартиры и многое другое. Расширение зоны самостоятельности и ответственности должны быть постепенными, при этом дополнительные поручения не должны стать для детей помехой в учебной деятельности.
Поддержка
Не думаю, что можно найти человека, у которого не было бы школьных проблем. В эту объемную категорию входят конфликты с одноклассниками, учителями, проблемы обучения. Далеко не всегда все проходит гладко. Детский коллектив жесток по своей сути, так как не способен на эмпатию. При этом по отдельности дети могут сопереживать, а общий детский коллектив – нет. Возможности посмеяться над незадачливым учеником не упускают и некоторые учителя: это разряжает напряженность в детском коллективе. А как чувствует себя объект насмешек? Скажете, что ребенок сам виноват? Может быть, но от подобных ситуаций не застрахован никто.
Одной из важнейших установок перед началом учебного года и во время учебы является поддержка. Скажите ребенку: мы с тобой; мы всегда защитим тебя; мы поможем тебе; мы поддержим тебя. Но не говорите: мы сделаем за тебя; всех «порвем» за тебя.
Научите ребенка доверять вам, честно рассказывать обо всех проблемных ситуациях. Научитесь решать вопросы вместе с ребенком, согласовывать с ним свои действия и не мешать ему самому решать проблемы.
Школьная пора – прекрасное время, которое во многом определяет будущее человека. Научите своего ребенка ответственности и самостоятельности, подарите ему веру в вашу поддержку – и вы справитесь с любыми трудностями.
Светлана Садовникова
Добавить комментарий!