Стоит ли платить ребенку за хорошие оценки? - « Как воспитывать ребенка»
Не секрет, что далеко не все дети любят учиться. У кого-то эта «нелюбовь» распространяется на отдельные предметы, а кто-то в принципе мечтает поскорее забыть о школе и уроках. Учеба – это деятельность, требующая немалых усилий, поэтому ребенку нужна серьезная мотивация. Могут ли такой мотивацией стать деньги? Давайте разбираться.
Что лежит в основе учебной мотивации?
Любое действие человека подкрепляется мотивацией. Если нет потребности, то желание проявлять активность отсутствует — человеку это просто не нужно. Естественно, чем больше значимость этой потребности, тем сильнее готовность прилагать усилия и тратить время.
Учебная деятельность решает ряд потребностей:
- познавательную: ребенок познает мир, удовлетворяет свое любопытство;
- самоуважения: в результате хорошей успеваемости ребенок получает одобрение, как в виде высоких оценок, так и в виде похвалы;
- социальную: хорошая учеба – это способ завоевать авторитет и уважение сверстников, возможность претендовать на более высокое положение в коллективе;
- эмоциональную: успех в учебе позволяет получить удовольствие от достижения поставленных целей, решения непростых задач и преодоления трудностей;
- саморазвития: желание обрести новые навыки, знания, научиться делать что-то нестандартное.
Как видим, «выгоды» от учебы нематериальные. Ребенок ходит в школу за знаниями, умениями и навыками, которые впоследствии определят его будущее. Он же стремится к ощутимой личной пользе в настоящем.
«Ребенок с детства должен понимать, что деньги даются трудом»
Многие родители считают, что любой труд должен оплачиваться, в том числе и учеба. Верно, но не в этом случае. Труд имеет две формы: для общества и для себя. Когда человек трудится для себя, то получает личную выгоду и не предъявляет «счет» обществу. Учебная деятельность относится именно к такой форме труда! Плата за учебу формирует у школьника неверное представление о том, чем и как люди зарабатывают на жизнь, подменяет учебные мотивы прагматическими.
Чем опасна финансовая мотивация?
Подмена учебной мотивации материальной выгодой вряд ли будет способствовать общему повышению успеваемости. Целью ребенка станут не знания, а деньги, которые можно получить за хорошие оценки. В результате ребенок будет искать любые способы повысить «статистику» – списывание, пропуски уроков, к которым не подготовился, активность на уроках по «простым» предметам и пассивность на «сложных» и т. д.
Другой сценарий развития событий – усердие в учебе только до момента получения нужной суммы. Например, подросток хочет насобирать пару тысяч рублей на понравившуюся одежду. Он исключительно ради оценок улучшит свою успеваемость на протяжении нескольких недель. Как только нужная сумма собрана, мотивация пропадет, и он снова задвинет учебу на задний план.
Материальная мотивация дает краткосрочный эффект, но не решает проблему глобально, поэтому эффективнее использовать другие методы мотивации.
Родительская помощь
Школьная жизнь – это не только уроки и домашние задания, но и взаимоотношения со сверстниками и преподавателями. И это еще один повод делать акцент на мотивах учебной деятельности, а не на оценках. Что касается оценок, то они не являются ключевыми в учебном процессе. Важны знания, стремление к новому и желание идти к поставленным целям. Поэтому разговоры об учебе – это в первую очередь разговоры о мотивации. Стоит объяснять, почему надо учиться, и каких целей хорошая учеба поможет достичь.
Нужно расспрашивать школьника о том, что нового он узнал на уроках, что его заинтересовало, о чем захотелось узнать больше. Нужно подчеркивать его учебные достижения, хвалить, поощрять — это необходимо для удержания мотивации к учебной деятельности.
Безусловно, учиться — обязанность ребенка, а родительская роль — обеспечить учебный процесс. Чтобы помочь школьнику, можно рассмотреть занятия с репетитором, консультации психолога, другую школу, чтобы учеба, наконец, стала для него тем, чем и должна быть — способом познания мира.
Добавить комментарий!