Ребенок – нянька: чем опасна ситуация, когда на старшего ребенка ложится слишком много обязанностей по воспитанию младшего - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Быть мамой — это огромная ответственность и постоянная работа над
«Это самое прекрасное время! Ты главное успей им насладиться!» – это
      

Ребенок – нянька: чем опасна ситуация, когда на старшего ребенка ложится слишком много обязанностей по воспитанию младшего - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 17:04


Если спросить любого человека – что плохого в том, что дети помогают своим родителям, ответ наверняка будет однозначный – ничего. И аргументы будут очевидны: все мы временами нуждаемся в помощи других, семья – одно целое и кто поможет лучше родных людей? Часто при этом еще ссылаются на национальные традиции – всегда на Руси были многодетные семьи, в которых родители работали от зари до зари, а старшие дети были «няньками» у младших. Но тогда ситуация была другая. Детей в семье было много, и обязанности распределялись между ними. Это немного облегчало положение старших детей. Но даже это не оправдывает нарушение ролей в семье. Родители должны оставаться родителями, а дети (старшие они, средние или младшие) должны оставаться детьми.


Смешение ролевых позиций в семье вообще ситуация, к сожалению, часто встречающаяся. Такие нарушения в распределении ролей в семье называются «инверсии». Как будто бы все меняются местами, и в разных семьях можно встретить разные «перевертыши»: бабушка – главный мужчина в доме, отец - исполняет роль матери, пока она зарабатывает деньги, а дети становятся родителями своим пьющим родителям или младшим братьям/сестрам.


Обычная помощь родителям – нормальна, если она не превращается в обременительную ответственность старшего ребенка за судьбу младшего. Разница между просто помощью и обременительной обязанностью очевидна. Во-первых, частота обращения: одно дело редкие просьбы посидеть с младенцем, пока мама готовит обед, или погулять вместе на улице, пока мама зашла в магазин, или забрать младшего из школы. Другое дело - постоянная обязанность гулять вместе, или водить из школы или сидеть с младенцем все свободное время. Во-вторых, возраст. Чтобы доверить старшему ребенку младшего, разница между ними не может быть меньше 5-6 лет. Содержание самой помощи тоже важно: доверите ли вы «пригляд» за младенцем 5-летнему малышу? Наверно, в данном случае ребенку должно быть не менее 7-8 лет. Подростку 15-16 лет можно поручить привести первоклассника из школы, а вот 10 летнему –опасно.


Вообще, родителям надо все время помнить, что они ребенка рожают себе, а не бабушкам/дедушкам или старшим детям. За любого ребенка отвечают родители, и только они.


Для старшего ребенка появление в семье другого ребенка всегда стресс, независимо от того хотел ли он его, готовили ли его к этому. Кардинально меняется его положение в семье – он навсегда перестает быть единственным ребенком, которому доставалось все внимание и любовь родителей, бабушек, дедушек и других родственников. Начинается ревность, конкуренция, злость и обида. А родители, очень часто не замечая этого, начинают еще его «грузить» младшим, назначая ответственным за воспитание. Таким образом, ребенок лишается своего нормального развития и детства и, не проживая свою детскую жизнь, берет на себя родительские функции и ответственность за младших детей.


Становясь «родителем», он лишается своего естественного места ребенка, а значит, не может нормально взрослеть. Точнее очень рано становится «как бы» взрослым, не проживая полноценно свою детскую жизнь. Это калечит ребенка. На нем лежит непосильная для его возраста ответственность. Он не учится радоваться, проявлять спонтанность и просить о помощи. Старший ребенок просто не может (и не должен) справиться с непосильной задачей воспитания другого ребенка, будучи сам ребенком. Ему приходится всеми силами возвращать себе свое положенное место. Он может болеть, регрессировать (писаться, сосать палец, проситься на руки и т.д.) или саботировать навязанные обязанности. Это все перегружает физически и эмоционально. Не справляясь с такой ролью, ребенок испытывает огромное чувство вины, которое подчас сопровождает его всю жизнь.


Такая навязанная роль подчас не способствует и формированию близких, теплых отношений между самими детьми. Старший ребенок автоматически вынужден чувствовать обиду и злость на младшего.


Такие дети, «переедая» в детстве чувства ответственности за судьбу другого человека, вырастая – остаются (сознательно или нет) бездетными, стремясь отдохнуть от родительской роли. Мало того, иногда они до конца жизни заботятся о своих младших, даже если уже одному за 60, а другому под 70. И во взрослой жизни они постоянно воспроизводят привычную модель поведения, делают то, чему они научились очень рано: ищут людей, для которых будут «няньками», о которых будут заботиться или учить и опекать.


Признаки недовольства ребенком своим положением могут и не быть очевидны. Ведь ребенок хочет оправдывать ожидания и быть послушным. Он может не говорить ничего, а, например - «просто» заболеет, или станет агрессивным. В любом случае поведение его как-то изменится и внимательный родитель должен это заметить.


Ирина Иванникова


Если спросить любого человека – что плохого в том, что дети помогают своим родителям, ответ наверняка будет однозначный – ничего. И аргументы будут очевидны: все мы временами нуждаемся в помощи других, семья – одно целое и кто поможет лучше родных людей? Часто при этом еще ссылаются на национальные традиции – всегда на Руси были многодетные семьи, в которых родители работали от зари до зари, а старшие дети были «няньками» у младших. Но тогда ситуация была другая. Детей в семье было много, и обязанности распределялись между ними. Это немного облегчало положение старших детей. Но даже это не оправдывает нарушение ролей в семье. Родители должны оставаться родителями, а дети (старшие они, средние или младшие) должны оставаться детьми. Смешение ролевых позиций в семье вообще ситуация, к сожалению, часто встречающаяся. Такие нарушения в распределении ролей в семье называются «инверсии». Как будто бы все меняются местами, и в разных семьях можно встретить разные «перевертыши»: бабушка – главный мужчина в доме, отец - исполняет роль матери, пока она зарабатывает деньги, а дети становятся родителями своим пьющим родителям или младшим братьям/сестрам. Обычная помощь родителям – нормальна, если она не превращается в обременительную ответственность старшего ребенка за судьбу младшего. Разница между просто помощью и обременительной обязанностью очевидна. Во-первых, частота обращения: одно дело редкие просьбы посидеть с младенцем, пока мама готовит обед, или погулять вместе на улице, пока мама зашла в магазин, или забрать младшего из школы. Другое дело - постоянная обязанность гулять вместе, или водить из школы или сидеть с младенцем все свободное время. Во-вторых, возраст. Чтобы доверить старшему ребенку младшего, разница между ними не может быть меньше 5-6 лет. Содержание самой помощи тоже важно: доверите ли вы «пригляд» за младенцем 5-летнему малышу? Наверно, в данном случае ребенку должно быть не менее 7-8 лет. Подростку 15-16 лет можно поручить привести первоклассника из школы, а вот 10 летнему –опасно. Вообще, родителям надо все время помнить, что они ребенка рожают себе, а не бабушкам/дедушкам или старшим детям. За любого ребенка отвечают родители, и только они. Для старшего ребенка появление в семье другого ребенка всегда стресс, независимо от того хотел ли он его, готовили ли его к этому. Кардинально меняется его положение в семье – он навсегда перестает быть единственным ребенком, которому доставалось все внимание и любовь родителей, бабушек, дедушек и других родственников. Начинается ревность, конкуренция, злость и обида. А родители, очень часто не замечая этого, начинают еще его «грузить» младшим, назначая ответственным за воспитание. Таким образом, ребенок лишается своего нормального развития и детства и, не проживая свою детскую жизнь, берет на себя родительские функции и ответственность за младших детей. Становясь «родителем», он лишается своего естественного места ребенка, а значит, не может нормально взрослеть. Точнее очень рано становится «как бы» взрослым, не проживая полноценно свою детскую жизнь. Это калечит ребенка. На нем лежит непосильная для его возраста ответственность. Он не учится радоваться, проявлять спонтанность и просить о помощи. Старший ребенок просто не может (и не должен) справиться с непосильной задачей воспитания другого ребенка, будучи сам ребенком. Ему приходится всеми силами возвращать себе свое положенное место. Он может болеть, регрессировать (писаться, сосать палец, проситься на руки и т.д.) или саботировать навязанные обязанности. Это все перегружает физически и эмоционально. Не справляясь с такой ролью, ребенок испытывает огромное чувство вины, которое подчас сопровождает его всю жизнь. Такая навязанная роль подчас не способствует и формированию близких, теплых отношений между самими детьми. Старший ребенок автоматически вынужден чувствовать обиду и злость на младшего. Такие дети, «переедая» в детстве чувства ответственности за судьбу другого человека, вырастая – остаются (сознательно или нет) бездетными, стремясь отдохнуть от родительской роли. Мало того, иногда они до конца жизни заботятся о своих младших, даже если уже одному за 60, а другому под 70. И во взрослой жизни они постоянно воспроизводят привычную модель поведения, делают то, чему они научились очень рано: ищут людей, для которых будут «няньками», о которых будут заботиться или учить и опекать. Признаки недовольства ребенком своим положением могут и не быть очевидны. Ведь ребенок хочет оправдывать ожидания и быть послушным. Он может не говорить ничего, а, например - «просто» заболеет, или станет агрессивным. В любом случае поведение его как-то изменится и внимательный родитель должен это заметить. Ирина Иванникова
28-08-2021, 17:04
Автор - Беатриса
Просмотров - 691
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»

Детские обиды – недетский вопрос - « Как воспитывать ребенка»
Первые обиды настигают нас в детстве, и мы сталкиваемся с тем, что не в силах управлять нахлынувшим на нас чувством горечи и отчаяния. Эмоции настолько сильны, что переживание их остается в памяти на всю жизнь, и

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»
Девизом «Все лучшее – детям» руководствуются большинство родителей. Они желают видеть свое чадо в удобной кроватке, красивой коляске, модной одежде, особенно если у самих родителей «такого не было». Со временем к этому
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте