Наказание или бессмысленное унижение? - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Наказание или бессмысленное унижение? - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 16:38


Можно ли воспитывать детей, не наказывая? Педагоги, психологи и родители не единодушны в этом вопросе. Одни считают, что наказание неприемлемо в принципе, а другие уверены, что оно является панацеей от многих проблем в поведении ребенка. Большинство из нас воспитывались методом кнута и пряника, и никто не видит в этом ничего плохого. Но ведь и наказание наказанию рознь. Давайте разберемся с самым древним воспитательным методом, чтобы не навредить растущему человеку.


Задачи наказания


Итак, наказание – воспитательный метод, направленный на коррекцию нежелательного поведения. Другими словами, наказанию всегда предшествует проступок – любая нежелательная активность ребенка, которая может выражаться в действии, бездействии или словах.


Задачи наказания:



  1. коррекция нежелательного поведения;


  2. профилактика нарушений поведения;


  3. контроль над соблюдением личностных границ;


  4. поддержка авторитета родителей.



Эти задачи редко учитываются при наказании ребенка: акцент делается на том, чего делать нельзя, и лишь изредка – на том, как следует поступить. Родителям зачастую не хватает времени, знаний и сил на корректировку детского поведения, и они используют методы, которые унижают ребенка и не решают поставленных задач (игнорирование, лишение удовольствий, крики и оскорбления, физическое наказание).


Рассмотрим некоторые типичные ситуации непослушания детей и ответного поведения родителей. Без сомнения, многим мамам и папам знакомы эти сценарии.
























Ребенок баловался за столом и перевернул тарелку с обедом.

– Ты бестолковый! Сколько раз тебе говорили: не вертись!

– У тебя руки-крюки.

– Выйди из-за стола – будешь есть один после всех.

– Это случилось, потому что ты неправильно ведешь себя за столом. Встань и убери за собой.

Ребенок не выполнил домашнее задание и получил двойку.



– Придем домой, и ты на всю жизнь запомнишь, как не выполнять домашнее задание.


– Неуч, бестолковый, глупый... (Далее – оскорбления в том же духе.)


– Вообще забудешь, что такое прогулка.



– Домашние задания нужно выполнять. Объясни причину своего невыполнения.


(Далее нужно провести работу по ликвидации причины: проверка дневника, контроль за записью, изменение в режиме дня.)


– Сегодня мы выполним вчерашнее задание, а потом и сегодняшнее.



Ребенок не хочет убирать игрушки.




– Бессовестный, ты не любишь своих родителей!




Не нужно кричать – нужно начать уборку вместе с ребенком. В следующий раз предупредите ребенка перед игрой, что, если он не будет убирать игрушки, он больше не получит их.


Ребенок не слушается маму




– Ты мне сегодня не нравишься.


– Ты плохая невоспитанная девочка.


– С такими, как ты, никто не дружит! Дети не будут с тобой играть.



– Мне не нравится, как ты себя ведешь.


– Ты хорошая девочка, но твое поведение заставляет думать другое.


– Если ты будешь так себя вести, то дети с тобой не будут дружить.




Из примеров видно, что ошибкой является осуждение ребенка, а не его поступка. Своими словами родители обижают и запугивают детей вместо того, чтобы разобраться в ситуации.


Как наказывать ребенка


Наказание используется, если проступок нельзя «отменить» или исправить. В других ситуациях учите ребенка исправлять свои ошибки.


Правило 1. Первый раз не считается.


Даже если вы сто раз говорили ребенку, что нельзя что-то делать, первое нарушение правил не считается проступком при условии, что ребенок осознает неправильность своего поведения.


Проговорите с ребенком еще раз правила поведения, выслушайте его оправдания и заверения в том, что он больше так не будет. Предупредите ребенка, что в первый раз простите его, но в дальнейшем непременно накажете.


Правило 2. Наказывается проступок, а не ребенок.


Ни в коем случае не позволяйте себе делать акцент на личности. Помните, что сам ребенок хороший – он просто плохо (неправильно) себя повел.


Правило 3. Не оскорбляйте ребенка.


Не позволяйте себе ни при каких условиях оскорбительных слов в адрес ребенка.


Правило 4. Умейте прощать.


Умейте слушать и слышать своего ребенка. Если он искренне раскаивается и обещает исправиться, ребенка нужно простить, а наказание отменить.


Правило 5. Наказания должны быть редкими.


Только в этом случае они имеют смысл – в противном случае ребенок просто привыкает к наказаниям.


Правило 6. Наказание не должно быть произволом или местью.


Наказывая ребенка, взрослый не должен демонстрировать гнев, вспоминать прошлые ошибки. Наказывать нужно спокойно, тщательно разъясняя причину.


Правило 7. После наказания проступок должен быть забыт.


Суть этого правила в том, чтобы не припоминать ребенку проступки, за которые он был наказан. Взрослые не должны менять стиль общения с наказанным ребенком. Не допускайте бойкота, суровых взглядов, игнорирования.


Постоянные наказания убивают в ребенке внутренние силы, формируют покорность и пассивность. Маленький человек с детства теряет способность к самовоспитанию и саморазвитию. Чем жестче наказания, тем меньше самовоспитания. Неудивительно, что в семьях, где применяются физические наказания, вырастают слабохарактерные, безвольные, агрессивные дети. Детская жестокость формируется в том числе и из-за наказаний.


Берегите и уважайте своих детей!


Светлана Садова


Можно ли воспитывать детей, не наказывая? Педагоги, психологи и родители не единодушны в этом вопросе. Одни считают, что наказание неприемлемо в принципе, а другие уверены, что оно является панацеей от многих проблем в поведении ребенка. Большинство из нас воспитывались методом кнута и пряника, и никто не видит в этом ничего плохого. Но ведь и наказание наказанию рознь. Давайте разберемся с самым древним воспитательным методом, чтобы не навредить растущему человеку. Задачи наказания Итак, наказание – воспитательный метод, направленный на коррекцию нежелательного поведения. Другими словами, наказанию всегда предшествует проступок – любая нежелательная активность ребенка, которая может выражаться в действии, бездействии или словах. Задачи наказания: коррекция нежелательного поведения; профилактика нарушений поведения; контроль над соблюдением личностных границ; поддержка авторитета родителей. Эти задачи редко учитываются при наказании ребенка: акцент делается на том, чего делать нельзя, и лишь изредка – на том, как следует поступить. Родителям зачастую не хватает времени, знаний и сил на корректировку детского поведения, и они используют методы, которые унижают ребенка и не решают поставленных задач (игнорирование, лишение удовольствий, крики и оскорбления, физическое наказание). Рассмотрим некоторые типичные ситуации непослушания детей и ответного поведения родителей. Без сомнения, многим мамам и папам знакомы эти сценарии. Ребенок баловался за столом и перевернул тарелку с обедом. – Ты бестолковый! Сколько раз тебе говорили: не вертись! – У тебя руки-крюки. – Выйди из-за стола – будешь есть один после всех. – Это случилось, потому что ты неправильно ведешь себя за столом. Встань и убери за собой. Ребенок не выполнил домашнее задание и получил двойку. – Придем домой, и ты на всю жизнь запомнишь, как не выполнять домашнее задание. – Неуч, бестолковый, глупый. (Далее – оскорбления в том же духе.) – Вообще забудешь, что такое прогулка. – Домашние задания нужно выполнять. Объясни причину своего невыполнения. (Далее нужно провести работу по ликвидации причины: проверка дневника, контроль за записью, изменение в режиме дня.) – Сегодня мы выполним вчерашнее задание, а потом и сегодняшнее. Ребенок не хочет убирать игрушки. – Бессовестный, ты не любишь своих родителей! Не нужно кричать – нужно начать уборку вместе с ребенком. В следующий раз предупредите ребенка перед игрой, что, если он не будет убирать игрушки, он больше не получит их. Ребенок не слушается маму – Ты мне сегодня не нравишься. – Ты плохая невоспитанная девочка. – С такими, как ты, никто не дружит! Дети не будут с тобой играть. – Мне не нравится, как ты себя ведешь. – Ты хорошая девочка, но твое поведение заставляет думать другое. – Если ты будешь так себя вести, то дети с тобой не будут дружить. Из примеров видно, что ошибкой является осуждение ребенка, а не его поступка. Своими словами родители обижают и запугивают детей вместо того, чтобы разобраться в ситуации. Как наказывать ребенка Наказание используется, если проступок нельзя «отменить» или исправить. В других ситуациях учите ребенка исправлять свои ошибки. Правило 1. Первый раз не считается. Даже если вы сто раз говорили ребенку, что нельзя что-то делать, первое нарушение правил не считается проступком при условии, что ребенок осознает неправильность своего поведения. Проговорите с ребенком еще раз правила поведения, выслушайте его оправдания и заверения в том, что он больше так не будет. Предупредите ребенка, что в первый раз простите его, но в дальнейшем непременно накажете. Правило 2. Наказывается проступок, а не ребенок. Ни в коем случае не позволяйте себе делать акцент на личности. Помните, что сам ребенок хороший – он просто плохо (неправильно) себя повел. Правило 3. Не оскорбляйте ребенка. Не позволяйте себе ни при каких условиях оскорбительных слов в адрес ребенка. Правило 4. Умейте прощать. Умейте слушать и слышать своего ребенка. Если он искренне раскаивается и обещает исправиться, ребенка нужно простить, а наказание отменить. Правило 5. Наказания должны быть редкими. Только в этом случае они имеют смысл – в противном случае ребенок просто привыкает к наказаниям. Правило 6. Наказание не должно быть произволом или местью. Наказывая ребенка, взрослый не должен демонстрировать гнев, вспоминать прошлые ошибки. Наказывать нужно спокойно, тщательно разъясняя причину. Правило 7. После наказания проступок должен быть забыт. Суть этого правила в том, чтобы не припоминать ребенку проступки, за которые он был наказан. Взрослые не должны менять стиль общения с наказанным ребенком. Не допускайте бойкота, суровых взглядов, игнорирования. Постоянные наказания убивают в ребенке внутренние силы, формируют покорность и пассивность. Маленький человек с детства теряет способность к самовоспитанию и саморазвитию. Чем жестче наказания, тем меньше самовоспитания. Неудивительно, что в семьях, где применяются физические наказания, вырастают слабохарактерные, безвольные, агрессивные дети. Детская жестокость формируется в том числе и из-за наказаний. Берегите и уважайте своих детей! Светлана Садова
28-08-2021, 16:38
Автор - Евгения
Просмотров - 632
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»
Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник

Проступок и наказание: соразмерность или как правильно применить наказание - « Как воспитывать ребенка»

Проступок и наказание: соразмерность или как правильно применить наказание - « Как воспитывать ребенка»
Большинство психологов считают, что наиболее правильное воспитание – это воспитание без наказаний. Идея хорошая, но немного нереальная. Трудно представить воспитательную ситуацию, в которой отсутствует какое - либо

Роль родителей в выборе профессии - « Как воспитывать ребенка»

Роль родителей в выборе профессии - « Как воспитывать ребенка»
Кем быть? Это один из важнейших вопросов, на который предстоит ответить каждому старшекласснику. Вполне естественно, что родители считают своим долгом помочь ребенку определиться с будущей профессией. Как дать подростку

От наказания к вранью - « Как воспитывать ребенка»

От наказания к вранью - « Как воспитывать ребенка»
Рано или поздно каждый родитель сталкивается с детским враньем: ребенок может не сказать всей правды или попытаться скрыть определенную ситуацию, а может сочинить правдоподобную историю. Причины детского вранья часто
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте