Детский мир цветов - « Как воспитывать ребенка»
Наш мир цветной, а язык, на котором разговаривают взрослые – черно-белый. Поэтому цвета и их названия в сознании ребенка не имеют никакой связи. Эту связь нужно наладить, учитывая, что мир дан нам в ощущениях – а дети знают об этом больше, чем вся немецкая философия. Пробуя каждый предмет на вкус, ребенок называет вещи чувственным образом, значит, следующий шаг – дать им человеческие имена.
Цвет живой и кусается
Для ребенка двух лет цвет – это чудовище из разряда тех, что живут под кроватью. Цвет можно полюбить, или начать бояться, поэтому в начале занятий с цветами, лучше взять шесть основных, наименее «страшных»: красный, желтый, синий, зеленый, белый и черный.
Дети всегда чего-то боятся. Но этот страх не скрывает от них истинного положения вещей, напротив, он заставляет ребенка удивляться, а удивление перед миром – основной способ его изучения. Например, если мама часто надевает красное платье, ребенок будет воспринимать красный как что-то родное и дружелюбное, а если у нелюбимой, самой противной воспитательницы в саду зеленый жакет, ребенок может начать бояться всего зеленого.
Цветной быт
Детская впечатлительность порой не знает границ, поэтому использовать ее следует с осторожностью. Если же понять принцип, согласно которому малыш чувствует мир, главный инструмент и пособие окажутся в ваших руках!
Обычно рекомендуют обучать ребенка правильно называть цвета с помощью пособий, которые без труда можно найти в интернете и распечатать. Полезнее, конечно сделать карточки с цветными кругами и квадратами самим, лучше вместе с ребенком. Можно раскладывать в корзиночки определенного цвета предметы (хорошо, если это будут не игрушки, а вещи, с которыми не принято играть – ведь именно они больше всего привлекают детей). Для такой игры подойдут даже разноцветные губки для мытья посуды.
Помните, что ребенок по сути разрушитель, и чем тщательнее вы подготовите занятия с ним, тем быстрее они станут ему не интересны. Так что, попробуйте альтернативный спонтанными метод: указывайте малышу на цвета, которые есть вокруг. Можно каждый день посвящать какому-то одному цвету, нарядив малыша в одежду соответствующих оттенков. Так вы заодно сможете проверить, как он относится к ним – ведь маечку, или платье нелюбимого цвета «порядочный» ребенок ни за что не наденет.
Какого цвета драконы
Но все же ощущать цвет как нечто живое – намного полезнее для ребенка. Он непременно уже присвоил каждому цвету какой-то характер. Вероятно, в один из цветов у него окрашены драконы, другой цвет пахнет особым образом (приятно или неприятно): например, вареная морковь может ему не нравиться, а, значит, не полюбит он и красный цвет, а вот апельсин может быть его любимым лакомством, и его запах будет именно оранжевым.
Герои книг и мультфильмов тоже транслируют цвет, причем, иногда вся книга ассоциируется у малыша с одним цветом. Порой же, наоборот, маленькая деталь определенного цвета (например, деталь костюма крокодила Гены) так занимает его, что затмевает и самого Гену и даже Чебурашку. Обратив внимание на детские пристрастия к одушевленным рисованным и мультипликационным существам, вы сможете «окрасить» их в воображении малыша, повторяя название цвета.
После изучения основных шести, переходите к остальным цветам, дойдя до двенадцати. Это лучше делать, просто «тренируя» детский глаз. Рассматривая многочисленные книжки с картинками, рисуя фломастерами, карандашами и красками, раскрашивая картинки, ребенок сам освоит основную цветовую гамму. Любовь к превращению всего в хаос заставит его смешатьпростые цвета и получить сложные. На двенадцати красках можно остановиться.
Цвет воспоминаний
Представление об остальном цветном мире ребенок должен получить из хороших источников, содержащих эталоны цвета. В любом возрасте давайте ему смотреть альбомы с репродукциями полотен старых мастеров (не стоит думать, что делать это нужно лишь в среднем школьном возрасте). Именно в настоящей, взрослой живописи ребенок вновь увидит свои страхи и вспомнит привязанности. Здесь важно, что живописные цвета – это настоящие чувства и воспоминания, которые нужно научиться ценить и воспроизводить. Официальные же названия всех сложных красок ребеноквсегда сможет узнать, если увлечется живописью профессиональными красками.
Не забывайте, что у малыша должно развиться чувство цвета, а не инстинктивное его узнавание. Он будет благодарен вам за предоставленную свободу, и когда-нибудь станет вспоминать о вас в самом лучшем цвете.
Елена Трифонова
Добавить комментарий!