Когда пеленки и памперсы уже позади, детский сад и начальная школа - тоже пройденные этапы, наступает самый сложный период в воспитании ребенка – переходный возраст. Как и о чем разговаривать с ребенком, как реагировать на его поведение и что делать, если часто возникают конфликтные ситуации? Сейчас постараемся разобраться.
В этом возрасте основной психологической потребностью подростка является общение со сверстниками, а также желание стать независимым и самостоятельным, школьник начинает требовать признания своей значимости и взрослости.
Частые конфликты в этот период связаны с завышенными притязаниями и неадекватной оценкой подростком своих сил и возможностей, это вызывает ссоры с родителями и другими взрослыми, а также именно с этим связано часто протестное поведение ребенка.
Ребенок начинает подражать поведению взрослых, это может выражаться в чрезмерном использовании косметики (для девушек), преувеличенном интересе к противоположному полу, появлении пагубных привычек — табакокурения и употребления алкоголя, а также копировании привычных видов коммуникации среди взрослых.
Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма, всплеск гормонов. С этим связана половая идентификация подростков.
Они очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с субъективной нормой внешности, подростки часто преувеличивают и выдумывают телесные недостатки.
Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности.
Для подростков характерна тяга к риску, попытка найти пределы допустимого, но в связи с заниженной самооценкой и завышенными требованиями к себе, что часто приводит к пагубным последствиям. Для подростка рискнуть — значит выделиться, стать лидером, самоутвердиться.
Желание выделиться подростки часто удовлетворяют посредством яркой одежды, необычного цветами волос, пирсинга, татуировок. Часто подобные эксперименты не одобряются родителями, что приводит к нарастанию конфликтов. Что делать, если ваш горячо любимый ребенок в один день вернулся домой с кольцом в носу, фиолетовыми волосами и татуировкой на животе?
Обычно первым порывом родителей бывает перекрасить волосы насильно и вырвать это кольцо из носа, «чтоб неповадно было». Но остановитесь и подумайте: а почему? Почему я, взрослый, состоявшийся во всем человек, так реагирую на это? Может быть, это моя проблема, а не ребенка?
Спросите у ребенка, какой смысл он вкладывает в эти действия. Любое поведение человека полимотивированно – просто так никто ничего не делает. Узнайте, что случилось, чем вызвано желание ребенка так изменить свою внешность. Возможно, что, поняв причины, вы не захотите препятствовать ребенку в дальнейшем. У меня в практике был случай, когда девочка украшала свое тело пирсингом и татуировками, а маме это очень не нравилось. Но однажды, вместо криков и паники она спросила у дочери «Почему?». Дочь внимательно посмотрела на нее, расплакалась и сказала: «Я просто хочу быть красивой». Так нужно ли мешать ребенку в период становления быть красивым, даже если его представления о красоте идут вразрез с вашими?
Ведь какая, впрочем, разница, какого цвета волосы, если ребенок счастлив и уверен в себе?
Существует стереотип о том, что неформальная внешность – это удел хулиганов и наркоманов. Так вот, это - миф. Самовыражение – это естественная потребность человека, особенно в подростковом возрасте. Исследования показали, что интерес к пирсингу и татуировкам не связан с преступными наклонностями или зависимым поведением.
Если на вопрос «зачем?», подросток отвечает, что так принято в его субкультуре, постарайтесь узнать побольше об этом. Поинтересуйтесь, что именно его привлекло в этом сообществе людей. Пусть подросток поймет, что вы его друг, что вы не против его увлечений, и тогда он не станет закрываться от вас и еще глубже уходить в эту субкультуру. Для подростков крайне важно чувствовать себя частью какого-то общества, быть там значимым человеком, быть «своим». Это одно из противоречий этого возраста – ребенок хочет выделиться, но при этом быть частью какой-то группы, а не белой вороной. Только «постарайтесь узнать» не означает «допрос подсудимого».
Желание понять – двигатель прогресса в отношениях с подростком.
Он должен чувствовать, что вам действительно очень интересно и важно узнать, что же происходит у него внутри. А внутри у него, поверьте, буря.
Доверие и любовь к ребенку – вот что поможет вам избежать конфликтных ситуаций, найти компромисс и решение любой проблемы.
Екатерина Сафонова
Когда пеленки и памперсы уже позади, детский сад и начальная школа - тоже пройденные этапы, наступает самый сложный период в воспитании ребенка – переходный возраст. Как и о чем разговаривать с ребенком, как реагировать на его поведение и что делать, если часто возникают конфликтные ситуации? Сейчас постараемся разобраться. В этом возрасте основной психологической потребностью подростка является общение со сверстниками, а также желание стать независимым и самостоятельным, школьник начинает требовать признания своей значимости и взрослости. Частые конфликты в этот период связаны с завышенными притязаниями и неадекватной оценкой подростком своих сил и возможностей, это вызывает ссоры с родителями и другими взрослыми, а также именно с этим связано часто протестное поведение ребенка. Ребенок начинает подражать поведению взрослых, это может выражаться в чрезмерном использовании косметики (для девушек), преувеличенном интересе к противоположному полу, появлении пагубных привычек — табакокурения и употребления алкоголя, а также копировании привычных видов коммуникации среди взрослых. Биологической особенностью подросткового возраста является гормональная перестройка организма, всплеск гормонов. С этим связана половая идентификация подростков. Они очень увлечены своим внешним видом и очень болезненно реагируют на любое несовпадение с субъективной нормой внешности, подростки часто преувеличивают и выдумывают телесные недостатки. Именно в этом возрасте закрепляются особенности поведения относительно своей полоролевой принадлежности. Для подростков характерна тяга к риску, попытка найти пределы допустимого, но в связи с заниженной самооценкой и завышенными требованиями к себе, что часто приводит к пагубным последствиям. Для подростка рискнуть — значит выделиться, стать лидером, самоутвердиться. Желание выделиться подростки часто удовлетворяют посредством яркой одежды, необычного цветами волос, пирсинга, татуировок. Часто подобные эксперименты не одобряются родителями, что приводит к нарастанию конфликтов. Что делать, если ваш горячо любимый ребенок в один день вернулся домой с кольцом в носу, фиолетовыми волосами и татуировкой на животе? Обычно первым порывом родителей бывает перекрасить волосы насильно и вырвать это кольцо из носа, «чтоб неповадно было». Но остановитесь и подумайте: а почему? Почему я, взрослый, состоявшийся во всем человек, так реагирую на это? Может быть, это моя проблема, а не ребенка? Спросите у ребенка, какой смысл он вкладывает в эти действия. Любое поведение человека полимотивированно – просто так никто ничего не делает. Узнайте, что случилось, чем вызвано желание ребенка так изменить свою внешность. Возможно, что, поняв причины, вы не захотите препятствовать ребенку в дальнейшем. У меня в практике был случай, когда девочка украшала свое тело пирсингом и татуировками, а маме это очень не нравилось. Но однажды, вместо криков и паники она спросила у дочери «Почему?». Дочь внимательно посмотрела на нее, расплакалась и сказала: «Я просто хочу быть красивой». Так нужно ли мешать ребенку в период становления быть красивым, даже если его представления о красоте идут вразрез с вашими? Ведь какая, впрочем, разница, какого цвета волосы, если ребенок счастлив и уверен в себе? Существует стереотип о том, что неформальная внешность – это удел хулиганов и наркоманов. Так вот, это - миф. Самовыражение – это естественная потребность человека, особенно в подростковом возрасте. Исследования показали, что интерес к пирсингу и татуировкам не связан с преступными наклонностями или зависимым поведением. Если на вопрос «зачем?», подросток отвечает, что так принято в его субкультуре, постарайтесь узнать побольше об этом. Поинтересуйтесь, что именно его привлекло в этом сообществе людей. Пусть подросток поймет, что вы его друг, что вы не против его увлечений, и тогда он не станет закрываться от вас и еще глубже уходить в эту субкультуру. Для подростков крайне важно чувствовать себя частью какого-то общества, быть там значимым человеком, быть «своим». Это одно из противоречий этого возраста – ребенок хочет выделиться, но при этом быть частью какой-то группы, а не белой вороной. Только «постарайтесь узнать» не означает «допрос подсудимого». Желание понять – двигатель прогресса в отношениях с подростком. Он должен чувствовать, что вам действительно очень интересно и важно узнать, что же происходит у него внутри. А внутри у него, поверьте, буря. Доверие и любовь к ребенку – вот что поможет вам избежать конфликтных ситуаций, найти компромисс и решение любой проблемы. Екатерина Сафонова
Добавить комментарий!