Развиваем эмоциональный интеллект - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Развиваем эмоциональный интеллект - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 15:53

Современные родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей, и им в помощь разработано большое количество методик и техник. При правильном и ответственном подходе у малышей не возникает особых сложностей с освоением счета, письма и языков. Часто в школу дети идут не просто хорошо подготовленными, а уже практически освоившими программу первого года обучения. Но взрослые часто упускают важный момент — эмоциональную компетентность ребенка — способность осознавать и адекватно выражать свои чувства и разумно реагировать на чужие.


Эмоциональный интеллект необходим, чтобы:


Управлять своим поведением. Эмоции – это реакция человека на какие-то действия или события. Когда, например, у мальчишки во дворе старшие ребята отбирают мяч, то он может плакать, кричать или даже проявлять агрессию — так он реагирует на произошедшее. Эта реакция естественная, поскольку в этот момент он чувствует обиду, злость, беспомощность. Но он еще не понимает и не осознает этих эмоций, не умеет ими управлять — просто реагирует. Способность не поддаваться панике и правильно реагировать на происходящее приходит по мере развития эмоционального интеллекта.


Понимать чувства и эмоции других людей. Через познание своих эмоций и чувств приходит понимание других людей: ребенок начинает осознавать, что такую же боль, обиду и огорчение, как у него, могут чувствовать и окружающие люди. Выстраивается взаимосвязь между действиями и последствиями. Приходит понимание, что слова, действия и поступки могут вызывать в другом человеке определенные эмоции — это учит выстраивать свои взаимоотношения в социуме, помогая приобрести навыки корректного поведения.


Почему это важно


Тема эмоциональной компетентности очень популярна в современном мире. Эмоциональный интеллект (EQ) в 2020 году внесен экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков! Живя в обществе, людям надо договариваться, сотрудничать, дружить, а понимая свои и чужие чувства, легче адаптироваться и добиваться успеха.


И еще один важный момент: школьники нередко троллят друг друга в Интернете, травят в школе — проблема эта насущная. По мнению специалистов, человек, проявляющий агрессию, имеет наименьший уровень эмоционального интеллекта по сравнению с тем, на кого она направлена. Конфликты чаше всего возникают между ребятами с разным уровнем EQ, и ребенок с более развитым эмоциональным интеллектом имеет шанс грамотно противостоять давлению. При развитии эмоциональной компетентности уровень агрессивности у ребенка падает, что в перспективе дает надежду на уменьшение конфликтов в молодежной среде.


Как развивать эмоциональный интеллект


Здесь дело обстоит чуть сложнее, чем с обучением счету и чтению, и главную роль в этом обучении играет поведение родителей, потому что ребенок именно в повседневном общении выстраивает модель поведения в различных ситуациях, копируя реакции мамы и папы на то или иное событие.


Основные шаги к гармоничному развитию эмоционального интеллекта ребенка


“Знакомство” с многообразием эмоций. Не надо классифицировать эмоции на “плохие” и “хорошие”. Все они – от радости, доверия и любви, и до страха, боли, ненависти и злости – присутствуют в каждом человеке, поэтому нельзя ругать и наказывать малыша при первом же проявлении злости. Важно объяснить ему, почему он испытывает это чувство, научить разбираться в буре своих эмоций и управлять ними.


Распознавание эмоций и причин их вызвавших. Следующий шаг – распознавание различных эмоций. Проще всего, конечно, идентифицировать противоположные эмоции – например, радость и злость, обиду и благодарность. Но ведь в чувствах не все так однозначно, и родителям предстоит помочь малышу научиться разбираться в таких эмоциональных тонкостях, как грусть, печаль, обида и разочарование, а также счастье, радость, восторг и т.д. Для этого необходимо проговаривать с ребенком испытываемые им чувства. Например, если ребенок плачет, то утешив, постарайтесь вместе разобраться, чем были вызваны слезы. Была ли это боль? Или было обидно, что другие детки не захотели с ним играть? Или малыш был разочарован, что в киндер-сюрпризе попалась не та игрушка, которую он хотел? Или просто не знал, как реагировать на ситуацию, чувствовал растерянность и поэтому заплакал?


Обсуждение и проговаривание различных ситуаций и эмоций поможет ребенку научиться анализировать свои ощущения. А это первый шаг и к управлению своими эмоциями и поведением.


Управление эмоциями и поведением. Управление эмоциями – самый сложный этап. Даже взрослым не всегда удается совладать с чувствами, несмотря на понимание причин. Очень важно научить ребенка саморегуляции, способности самостоятельно переходить от одного эмоционального состояния к другому. Нельзя сказать, что это просто или есть универсальная методика. Это скорей постепенное, пошаговое освоение способности управлять своими эмоциями на конкретных примерах, ситуациях и возможных последствиях.


Приведем пример одного из возможных упражнений. Обрисуйте ребенку ситуацию: у него братишка/сестра/друг забирает игрушку, которой он в этот момент играет. Что он сделает? И попросите его ответить сразу, без раздумий. Скорей всего, ответ будет в диапазоне от “заберу” до “ударю”. Обсудите с ним, чем это может закончиться: ссора, драка, сломанная игрушка и т.д. Просто обсудите, не требуя конкретных выводов и решений. На следующий день повторите практику. Но теперь предложите ответить не сразу. Попросите малыша представить эту ситуацию, потом мысленно посчитать до 10, глубоко ровно подышать, возможно, закрыв глаза, и только после окончания счета ответить, чтобы он сделал. В этот промежуток времени ребенок уже будет иметь возможность проанализировать ситуацию и просчитать возможные варианты дальнейшего развития событий. Это заставит его искать уже оптимальное, наиболее щадящее и эффективное решение. Для каждого возраста подбирайте свои примеры ситуаций.


И самое главное! Родителям нужно показывать ребенку свои чувства: не только положительные, но и усталость, разочарование, обиду (естественно речь не идет об обиде на ребенка ли разочаровании от его действий!). Блокировка эмоций лишь приведет к неприятию себя, к развитию комплексов и неумению правильно реагировать в той или иной ситуации. Чадо должно видеть, что эмоции, которые переживает он, свойственны и другим людям. И здесь очень важно, как вы будете переживать свои эмоции. Если будете срывать злость на окружающих, устав на работе, то и ребенок, скорее всего, будет выстраивать такую же модель поведения. Родителям стоит демонстрировать положительный пример управления чувствами и эмоциями, который позволяет человеку пребывать в гармонии с собой и не задевать чувств и эмоционального пространства окружающих.


Современные родители большое внимание уделяют интеллектуальному развитию детей, и им в помощь разработано большое количество методик и техник. При правильном и ответственном подходе у малышей не возникает особых сложностей с освоением счета, письма и языков. Часто в школу дети идут не просто хорошо подготовленными, а уже практически освоившими программу первого года обучения. Но взрослые часто упускают важный момент — эмоциональную компетентность ребенка — способность осознавать и адекватно выражать свои чувства и разумно реагировать на чужие. Эмоциональный интеллект необходим, чтобы: Управлять своим поведением. Эмоции – это реакция человека на какие-то действия или события. Когда, например, у мальчишки во дворе старшие ребята отбирают мяч, то он может плакать, кричать или даже проявлять агрессию — так он реагирует на произошедшее. Эта реакция естественная, поскольку в этот момент он чувствует обиду, злость, беспомощность. Но он еще не понимает и не осознает этих эмоций, не умеет ими управлять — просто реагирует. Способность не поддаваться панике и правильно реагировать на происходящее приходит по мере развития эмоционального интеллекта. Понимать чувства и эмоции других людей. Через познание своих эмоций и чувств приходит понимание других людей: ребенок начинает осознавать, что такую же боль, обиду и огорчение, как у него, могут чувствовать и окружающие люди. Выстраивается взаимосвязь между действиями и последствиями. Приходит понимание, что слова, действия и поступки могут вызывать в другом человеке определенные эмоции — это учит выстраивать свои взаимоотношения в социуме, помогая приобрести навыки корректного поведения. Почему это важно Тема эмоциональной компетентности очень популярна в современном мире. Эмоциональный интеллект (EQ) в 2020 году внесен экспертами Всемирного экономического форума в топ-10 наиболее важных навыков! Живя в обществе, людям надо договариваться, сотрудничать, дружить, а понимая свои и чужие чувства, легче адаптироваться и добиваться успеха. И еще один важный момент: школьники нередко троллят друг друга в Интернете, травят в школе — проблема эта насущная. По мнению специалистов, человек, проявляющий агрессию, имеет наименьший уровень эмоционального интеллекта по сравнению с тем, на кого она направлена. Конфликты чаше всего возникают между ребятами с разным уровнем EQ, и ребенок с более развитым эмоциональным интеллектом имеет шанс грамотно противостоять давлению. При развитии эмоциональной компетентности уровень агрессивности у ребенка падает, что в перспективе дает надежду на уменьшение конфликтов в молодежной среде. Как развивать эмоциональный интеллект Здесь дело обстоит чуть сложнее, чем с обучением счету и чтению, и главную роль в этом обучении играет поведение родителей, потому что ребенок именно в повседневном общении выстраивает модель поведения в различных ситуациях, копируя реакции мамы и папы на то или иное событие. Основные шаги к гармоничному развитию эмоционального интеллекта ребенка “Знакомство” с многообразием эмоций. Не надо классифицировать эмоции на “плохие” и “хорошие”. Все они – от радости, доверия и любви, и до страха, боли, ненависти и злости – присутствуют в каждом человеке, поэтому нельзя ругать и наказывать малыша при первом же проявлении злости. Важно объяснить ему, почему он испытывает это чувство, научить разбираться в буре своих эмоций и управлять ними. Распознавание эмоций и причин их вызвавших. Следующий шаг – распознавание различных эмоций. Проще всего, конечно, идентифицировать противоположные эмоции – например, радость и злость, обиду и благодарность. Но ведь в чувствах не все так однозначно, и родителям предстоит помочь малышу научиться разбираться в таких эмоциональных тонкостях, как грусть, печаль, обида и разочарование, а также счастье, радость, восторг и т.д. Для этого необходимо проговаривать с ребенком испытываемые им чувства. Например, если ребенок плачет, то утешив, постарайтесь вместе разобраться, чем были вызваны слезы. Была ли это боль? Или было обидно, что другие детки не захотели с ним играть? Или малыш был разочарован, что в киндер-сюрпризе попалась не та игрушка, которую он хотел? Или просто не знал, как реагировать на ситуацию, чувствовал растерянность и поэтому заплакал? Обсуждение и проговаривание различных ситуаций и эмоций поможет ребенку научиться анализировать свои ощущения. А это первый шаг и к управлению своими эмоциями и поведением. Управление эмоциями и поведением. Управление эмоциями – самый сложный этап. Даже взрослым не всегда удается совладать с чувствами, несмотря на понимание причин. Очень важно научить ребенка саморегуляции, способности самостоятельно переходить от одного эмоционального состояния к другому. Нельзя сказать, что это просто или есть универсальная методика. Это скорей постепенное, пошаговое освоение способности управлять своими эмоциями на конкретных примерах, ситуациях и возможных последствиях. Приведем пример одного из возможных упражнений. Обрисуйте ребенку ситуацию: у него братишка/сестра/друг забирает игрушку, которой он в этот момент играет. Что он сделает? И попросите его ответить сразу, без раздумий. Скорей всего, ответ будет в диапазоне от “заберу” до “ударю”. Обсудите с ним, чем это может закончиться: ссора, драка, сломанная игрушка и т.д. Просто обсудите, не требуя конкретных выводов и решений. На следующий день повторите практику. Но теперь предложите ответить не сразу. Попросите малыша представить эту ситуацию, потом мысленно посчитать до 10, глубоко ровно подышать, возможно, закрыв глаза, и только после окончания счета ответить, чтобы он сделал. В этот промежуток времени ребенок уже будет иметь возможность проанализировать ситуацию и просчитать возможные варианты дальнейшего развития событий. Это заставит его искать уже оптимальное, наиболее щадящее и эффективное решение. Для каждого возраста подбирайте свои примеры ситуаций. И самое главное! Родителям нужно показывать ребенку свои чувства: не только положительные, но и усталость, разочарование, обиду (естественно речь не идет об обиде на ребенка ли разочаровании от его действий!). Блокировка эмоций лишь приведет к неприятию себя, к развитию комплексов и неумению правильно реагировать в той или иной ситуации. Чадо должно видеть, что эмоции, которые переживает он, свойственны и другим людям. И здесь очень важно, как вы будете переживать свои эмоции. Если будете срывать злость на окружающих, устав на работе, то и ребенок, скорее всего, будет выстраивать такую же модель поведения. Родителям стоит демонстрировать положительный пример управления чувствами и эмоциями, который позволяет человеку пребывать в гармонии с собой и не задевать чувств и эмоционального пространства окружающих.
28-08-2021, 15:53
Автор - Милица
Просмотров - 750
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»
Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник

Обидчивый ребенок: меняем ситуацию - « Как воспитывать ребенка»

Обидчивый ребенок: меняем ситуацию - « Как воспитывать ребенка»
Все чаще родители обращаются за помощью к психологам в связи с тем, что ребенок чрезмерно чувствителен и обидчив. Демонстрируя всем своим поведением обиду и желая вызвать чувство вины в обидчике, ребенок часто

Почему злиться и обижаться – это нормально - « Как воспитывать ребенка»

Почему злиться и обижаться – это нормально - « Как воспитывать ребенка»
Как же милы улыбчивые спокойные дети: они сговорчивы, и почти всегда в хорошем настроении, с ними приятно проводить время, в том числе и в общественных местах. Но… таких детей нет, подобного ребенка-робота увидишь...

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»

Невротические привычки у детей: что это и как с ними бороться? - « Как воспитывать ребенка»
Замечая, что ребенок постоянно грызет ногти, ковыряет в носу, сосет палец, грызет губы до крови, кусает подушку, родители стремятся поскорее искоренить эти привычки, так как они считаются непристойными или, по крайней

В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков? - « Как воспитывать ребенка»

В каком возрасте дети начинают осознавать последствия своих поступков? - « Как воспитывать ребенка»
«Ты что, не понимаешь, к чему это приведет?!» – как часто родители произносят эту фразу, обращаясь к своим детям. Обычно она носит риторический характер, и лишь немногие родители задумываются: а действительно, понимает
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте