|
Дофаминовая зависимость у детей и подростков. Что предпринять? - « Как воспитывать ребенка»
Дофамин – гормон, который участвует в процессах памяти, настроения, мотивации и движения. Его ещё называют «гормоном счастья» – когда человек испытывает приятные эмоции или достигает цели, уровень дофамина повышается, что вызывает чувство удовлетворения и желание повторить данное действие. Этот гормон бывает медленным и быстрым.
И если раньше источником выработки дофамина для детей и подростков служила вкусная еда, достижение цели, победа в спортивных соревнованиях (медленный дофамин), то сегодня основным «поставщиком» гормона счастья (быстрый дофамин) являются игры на компьютере или мобильных гаджетах.
Во время таких занятий уровень гормона вызывает такое удовольствие и радость, что другие источники – спорт, хобби, прогулки, общение с друзьями – просто меркнут, потому что по «дофаминовой дозе» значительно проигрывают играм в гаджеты.
У ребенка появляется потребность искать любые способы, чтобы играть как можно больше. Возникает дофаминовая зависимость, последствия которой весьма и весьма печальны.
Симптомы дофаминовой зависимости:
раздражительность, эмоциональные качели, капризы, агрессия;
бессонница;
плохая успеваемость на фоне потери познавательных интересов;
рассеянность;
восприятие реальности в черно-белых тонах, потеря интереса к реальной жизни;
неспособность преодолевать трудности;
отказ от выполнения своих обязанностей, безразличное отношение к внешнему виду.
Кроме того, сразу после получения быстрого гормона дофамина возникает «дофаминовая яма»: апатия, эмоциональный упадок, депрессивное состояние.
В ребенке формируется сильное ощущение «Я – виртуальный» и слабое – «Я – реальный», в итоге – инфантильность, физическая и психическая слабость.
В серьезных случаях дофаминовая зависимость может стать причиной депрессии и даже суицида. Зависимый ребенок в «поисках дозы удовольствия» может идти на обман, скандалы, попытки покончить жизнь самоубийством, лишь бы получить доступ к удовольствию.
Как не допустить развития дофаминовой зависимости
Разумеется, лучше не допустить появления проблемы, чем потом бороться над ее устранением. Но что делать, если ситуация вышла из-под контроля?
Ограничьте время в интернете, наладьте режим труда и отдыха. Рекомендуемая максимальная продолжительность игры на компьютере может варьироваться от 30 до 60 мин в день в зависимости от возраста ребенка. При установлении ограничений необходимо объяснить ребенку, для чего вы этого делаете, и почему это так важно. Детям постарше важно объяснить связь между дофамином и компьютерными играми, рассказать о рисках развития зависимости.
Режим дня должен быть организован таким образом, чтобы у ребенка были прогулки на свежем воздухе, физическая активность, интересные занятия, которые ему нравятся, общения с друзьями.
За час до сна (лучше укладывать с 21.00 до 22.00) необходимо исключить пользование гаджетами.
Замените вредные привычки полезными. Это позволит ребенку получать гормон «радости» здоровым способом не в виртуальной, а в реальной жизни.
Если ему скучно, не спешите становиться «аниматором». Дайте детям возможность самим придумать развлечения: настольную игру с другом, складывание сложного пазла или что-то другое, интересное. Получать удовольствие можно через активные игры, занятия в кружках, активность в социальных проектах – например, волонтерство в приюте для животных.
Укрепляйте семейные традиции. Продумайте свои традиции, которые будут способствовать сплочению семьи и дарить радость, и регулярно следуйте им. Например, вечера в семейном кругу без гаджетов, велосипедные прогулки, приглашение друзей ребенка в гости, настольные игры.
Сделайте традицией «обнимашки» от 8 раз в день – она будет формировать в ребенке здоровую привязанность к родным.
Помогите ребенку найти хобби. Предложите ребенку самому выбрать себе занятия или секцию. Если по каким-то причинам занятия перестали нравиться, ищите другие варианты. Поиск себя – это нормально.
Помните о физической активности. Движение является важным фактором в развитии ребенка. Пусть занимается спортом, больше двигается, бегает во дворе – это не только поможет ему получать дофамин здоровым способом, но и поможет развить стрессоустойчивость.
А для питания мозга кислородом отличным вариантом являются прогулки на свежем воздухе от 2 до 4 часов день.
Не лишайте ребенка интернета.
Стоит научить ребенка использовать интернет во благо, например, смотреть интересные видео, учить иностранные языки. Обязательно контролируйте время, проведенное в сети. Научите ребенка пользоваться таймером.
При борьбе с дофаминовой зависимостью придётся «переломить» себя, чего ребенок, конечно, не хочет. Начать можно с ограничения доступа к источникам, которые являются триггером развития зависимости. Так называемый «дофаминовый детокс» пойдет на пользу.
Будьте готовы к тому, что сначала у ребенка может возникнуть «дофаминовая ломка». Он может проявлять тревожность, агрессию, желание прорваться к «запретному плоду» хоть на минуту. Ваша задача – приложить максимум усилий, чтобы отвлечь его, переключить на другие дела и занятия, показать на примере, что реальная жизнь также полна ярких красок и удовольствий.
Станьте примером для своего ребенка. Покажите ему, как можно «добывать» радость, получать медленный дофамин, общаясь с друзьями, занимаясь спортом, добиваться целей – это самый эффективный метод, который действует лучше многочисленных лекций, ссор и наставлений.
Если у вас не получается самостоятельно справиться с проблемой, стоит обратиться за помощью к специалистам.
Соня Шевченко
Фото с сайта sch141s.mskobr.ru
Добавить комментарий!