Что делать, если ребенка травят в школе? - « Как воспитывать ребенка» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Что делать, если ребенка травят в школе? - « Как воспитывать ребенка»

28-08-2021, 16:35


В рамках проекта «Дети Mail.Ru» в 2017 году был проведен опрос родителей школьников на тему травли. У 55% опрошенных дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% указали, что это происходит регулярно. Эта проблема оказалась абсолютно незнакома только 19% из 10 тысяч участников опроса.


Студенты лаборатории образовательной журналистики Высшей школы экономики в том же, 2017 году исследовали проблему изнутри, опросив более 1200 учеников 7–11-х классов из Москвы и Подмосковья.


Почти 70% детей приходилось наблюдать травлю. У 60% жертвой был один из их знакомых. 12% заявили, что сами участвовали в травле. И это явно заниженная цифра: мало кто (пусть и анонимно) готов признаться, что он выступал агрессором по отношению к другому человеку.


Не жалуется – значит, все в порядке


Многие родители живут по принципу: «не жалуется – значит, все в порядке», поэтому о проблемах в школе, как правило, узнают последними. Из этого следует, что интересоваться жизнью ребенка стоит не от случая к случаю, а постоянно: спрашивать, как прошел день, что порадовало, а что огорчило. И спрашивать тактично, потому что дети не хотят делиться со взрослыми своими проблемами еще и потому, что часто слышат от них:



  • «Учи уроки лучше, и над тобой не будут смеяться»;


  • «Очень хорошо, что ты сидишь один: никто не будет отвлекать»;


  • «Не взяли в команду, потому что подготовился хуже всех».



Есть мнение, что школьник сам должен учиться выстраивать отношения в коллективе. Это так, если отношения в классе здоровые, без затяжных конфликтов, и тогда ваше участие обозначится лишь в советах и подсказках. Но если вы чувствуете, что ребенок неохотно говорит о школе и переживает, то необходим серьезный разговор, а потом и личное участие. Ни в коем случае не игнорируйте жалобы, не делайте вид, что ничего не происходит. Поощряйте ребенка к разговору, при необходимости — начните разговор первым.


Как вести беседу


Разговор нужно начинать осторожно, используя приемы активного слушания. Не комментировать, не вздыхать, не возмущаться, а выслушать, приняв детские эмоции, чувства и страхи. Не высмеивайте ребенка, не обесценивайте его переживания, говоря, что «все это ерунда». И конечно, ни в коем случае не обвиняйте в произошедшем самого ребенка.


Ребенок ждет помощи и поддержки, и тут помогут три фразы, которые обязательно нужно сказать ему.


1. «Спасибо, что ты мне все рассказал. Я обязательно помогу тебе, мы во всем разберемся».


Ребенка необходимо успокоить, дать ощущение защищенности и комфорта и показать, что вы цените его откровенность. Объясните, что никто не должен терпеть издевательства и отказываться от защиты взрослых – это не трусость, а жизненная необходимость. При этом контролируйте свои эмоции, держите себя в руках, не давайте неоправданных обещаний.


2. «Ты ни в чем не виноват».


Иногда мамы и папы, пытаясь быть объективными, ищут причину проблемы в самом ребенке. Этого делать нельзя. Никто не виноват в том, что его унижают. Поэтому избегайте фраз типа:



  • «Ты же действительно толстый – чего обижаться?»;


  • «А может, ты кого-то обидел, и они тебя мстят?»;


  • «В вашем классе только тебя обижают?».



Подобные высказывания способствуют выработке комплекса неполноценности. Объясните ребенку, что дело не в нем: его обидчики таким образом избавляются от негативных чувств, связанных с их личными проблемами. Ребенку и так тяжело – если он еще и признает агрессивное поведение по отношению к себе правильным, то жить будет невыносимо.


3. «Давай подумаем, что можно сделать. Какой выход видишь ты?»


Не торопите его с выводами. Постарайтесь как можно больше узнать о проблеме, но не превращайте доверительную беседу в допрос.


Не спешите крушить все. Перенесите разговор на следующий день, когда ребенок будет уже спокойнее смотреть на проблему после того, как ее озвучил.



Что делать


Самым простым выходом из ситуации является переход в другой класс. Но это не всегда возможно. Оставим этот вариант как самый крайний.


Шаг первый: помощь учителя.


Прежде всего, нужно переговорить с учителем или классным руководителем: травля – это проблема всего класса, а учитель – главная фигура в учебном процессе. Избегайте телефонных разговоров, придите в школу. Призовите учителя к педагогической этике с надеждой на то, что разговор останется между взрослыми и никак не навредит ребенку.


Не просите учителя вмешаться в ситуацию сразу. Пусть он обратит внимание на то, что происходит в его классе. Если педагог будет все отрицать, предъявите имеющиеся у вас факты.


Если учитель согласится с доводами, не упрекайте его в некомпетентности, а наметьте план действий, чтобы остановить травлю. Вы и учитель – союзники.


Шаг два: взаимодействие с другими родителями.


Попробуйте поговорить с родителями других учеников. Важно не оскорблять их детей, а найти общую схему действия. Начать диалог лучше фразой: «У наших детей конфликт. Давайте подумаем, что делать».


Шаг три: работа над собой.


Это очень важно, так как травля ребенка говорит о его невозможности противостоять, о неуверенности в себе. Начинайте работу над формированием силы воли. Повышайте самооценку ребенка ситуациями успеха. Работайте над внешностью. Но делайте все это не потому, что его обижают, а для того, чтобы быть лучше.


Отвлеките ребенка от проблем в школе: запишите его в секцию или студию, чтобы он нашел свое увлечение и новых друзей. Поддерживайте новую дружбу.


Чаще хвалите ребенка, чтобы он приобретал уверенность в себе.


Если эти действия не помогают справиться с проблемой, надо идти к директору, писать обращения и требовать ответов в письменной форме о том, что делается для защиты вашего ребенка. В то же время будьте ребенку другом и помощником.


Жертв травли значительно меньше среди тех детей, кому взрослые изначально помогают решить трудности, возникшие в школе. Если ребенок уверен в себе, чувствует поддержку родителей, вероятность травли более сильными школьниками заметно снижается. Подростки чувствуют неуверенных и слабых и самоутверждаются за их счет, а также чувствуют тех, кого лучше не трогать, даже если они и не сильны физически.


Светлана Садовникова


В рамках проекта «Дети Mail.Ru» в 2017 году был проведен опрос родителей школьников на тему травли. У 55% опрошенных дети сталкиваются с системными проявлениями агрессии в детских коллективах. Причем 18% указали, что это происходит регулярно. Эта проблема оказалась абсолютно незнакома только 19% из 10 тысяч участников опроса. Студенты лаборатории образовательной журналистики Высшей школы экономики в том же, 2017 году исследовали проблему изнутри, опросив более 1200 учеников 7–11-х классов из Москвы и Подмосковья. Почти 70% детей приходилось наблюдать травлю. У 60% жертвой был один из их знакомых. 12% заявили, что сами участвовали в травле. И это явно заниженная цифра: мало кто (пусть и анонимно) готов признаться, что он выступал агрессором по отношению к другому человеку. Не жалуется – значит, все в порядке Многие родители живут по принципу: «не жалуется – значит, все в порядке», поэтому о проблемах в школе, как правило, узнают последними. Из этого следует, что интересоваться жизнью ребенка стоит не от случая к случаю, а постоянно: спрашивать, как прошел день, что порадовало, а что огорчило. И спрашивать тактично, потому что дети не хотят делиться со взрослыми своими проблемами еще и потому, что часто слышат от них: «Учи уроки лучше, и над тобой не будут смеяться»; «Очень хорошо, что ты сидишь один: никто не будет отвлекать»; «Не взяли в команду, потому что подготовился хуже всех». Есть мнение, что школьник сам должен учиться выстраивать отношения в коллективе. Это так, если отношения в классе здоровые, без затяжных конфликтов, и тогда ваше участие обозначится лишь в советах и подсказках. Но если вы чувствуете, что ребенок неохотно говорит о школе и переживает, то необходим серьезный разговор, а потом и личное участие. Ни в коем случае не игнорируйте жалобы, не делайте вид, что ничего не происходит. Поощряйте ребенка к разговору, при необходимости — начните разговор первым. Как вести беседу Разговор нужно начинать осторожно, используя приемы активного слушания. Не комментировать, не вздыхать, не возмущаться, а выслушать, приняв детские эмоции, чувства и страхи. Не высмеивайте ребенка, не обесценивайте его переживания, говоря, что «все это ерунда». И конечно, ни в коем случае не обвиняйте в произошедшем самого ребенка. Ребенок ждет помощи и поддержки, и тут помогут три фразы, которые обязательно нужно сказать ему. 1. «Спасибо, что ты мне все рассказал. Я обязательно помогу тебе, мы во всем разберемся». Ребенка необходимо успокоить, дать ощущение защищенности и комфорта и показать, что вы цените его откровенность. Объясните, что никто не должен терпеть издевательства и отказываться от защиты взрослых – это не трусость, а жизненная необходимость. При этом контролируйте свои эмоции, держите себя в руках, не давайте неоправданных обещаний. 2. «Ты ни в чем не виноват». Иногда мамы и папы, пытаясь быть объективными, ищут причину проблемы в самом ребенке. Этого делать нельзя. Никто не виноват в том, что его унижают. Поэтому избегайте фраз типа: «Ты же действительно толстый – чего обижаться?»; «А может, ты кого-то обидел, и они тебя мстят?»; «В вашем классе только тебя обижают?». Подобные высказывания способствуют выработке комплекса неполноценности. Объясните ребенку, что дело не в нем: его обидчики таким образом избавляются от негативных чувств, связанных с их личными проблемами. Ребенку и так тяжело – если он еще и признает агрессивное поведение по отношению к себе правильным, то жить будет невыносимо. 3. «Давай подумаем, что можно сделать. Какой выход видишь ты?» Не торопите его с выводами. Постарайтесь как можно больше узнать о проблеме, но не превращайте доверительную беседу в допрос. Не спешите крушить все. Перенесите разговор на следующий день, когда ребенок будет уже спокойнее смотреть на проблему после того, как ее озвучил. Что делать Самым простым выходом из ситуации является переход в другой класс. Но это не всегда возможно. Оставим этот вариант как самый крайний. Шаг первый: помощь учителя. Прежде всего, нужно переговорить с учителем или классным руководителем: травля – это проблема всего класса, а учитель – главная фигура в учебном процессе. Избегайте телефонных разговоров, придите в школу. Призовите учителя к педагогической этике с надеждой на то, что разговор останется между взрослыми и никак не навредит ребенку. Не просите учителя вмешаться в ситуацию сразу. Пусть он обратит внимание на то, что происходит в его классе. Если педагог будет все отрицать, предъявите имеющиеся у вас факты. Если учитель согласится с доводами, не упрекайте его в некомпетентности, а наметьте план действий, чтобы остановить травлю. Вы и учитель – союзники. Шаг два: взаимодействие с другими родителями. Попробуйте поговорить с родителями других учеников. Важно не оскорблять их детей, а найти общую схему действия. Начать диалог лучше фразой: «У наших детей конфликт. Давайте подумаем, что делать». Шаг три: работа над собой. Это очень важно, так как травля ребенка говорит о его невозможности противостоять, о неуверенности в себе. Начинайте работу над формированием силы воли. Повышайте самооценку ребенка ситуациями успеха. Работайте над внешностью. Но делайте все это не потому, что его обижают, а для того, чтобы быть лучше. Отвлеките ребенка от проблем в школе: запишите его в секцию или студию, чтобы он нашел свое увлечение и новых друзей. Поддерживайте новую дружбу. Чаще хвалите ребенка, чтобы он приобретал уверенность в себе. Если эти действия не помогают справиться с проблемой, надо идти к директору, писать обращения и требовать ответов в письменной форме о том, что делается для защиты вашего ребенка. В то же время будьте ребенку другом и помощником. Жертв травли значительно меньше среди тех детей, кому взрослые изначально помогают решить трудности, возникшие в школе. Если ребенок уверен в себе, чувствует поддержку родителей, вероятность травли более сильными школьниками заметно снижается. Подростки чувствуют неуверенных и слабых и самоутверждаются за их счет, а также чувствуют тех, кого лучше не трогать, даже если они и не сильны физически. Светлана Садовникова
28-08-2021, 16:35
Автор - Розалия
Просмотров - 549
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»

Почему ребенок бьет родителей? - « Как воспитывать ребенка»
Укусы, щипки, удары – в психологии эти проявления объединяют термином «физическая агрессия», которая не считается нормой в обществе и подлежит осуждению. Но это у взрослых, а что делать, если ребенок-дошкольник

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом - « Как воспитывать ребенка»

Самоубийство в подростковом возрасте. Интервью с психологом - « Как воспитывать ребенка»
Согласно данным ВОЗ, ежегодно в нашей стране заканчивают жизнь самоубийством 200 детей и полторы тысячи подростков, причем, эти цифры растут год от года. Общероссийский детский телефон доверия 8-800-2000-122 в 2015 году
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте