Фантомный образ отца в медиакультуре - «Отцы и дети» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
Патриотическое воспитание – важная составляющая становления личности.
Ребенок похож на ураган, сметающий всё на своем пути? Постоянно
      

Фантомный образ отца в медиакультуре - «Отцы и дети»


16-10-2022, 11:56


Вы знаете фильмы про идеальных пап? Такие, чтобы героя можно было бы ставить в пример? Чтобы зрителю показывали, что нужно заводить семью, рожать детей и все у него будет в шоколаде? «Я не знаю, — признается кинообозреватель и отец двоих детей Павел Гайков. – Фильмы, как правило, рассказывают, что у вас будет очень много проблем, но, если вы с ними справитесь, станете сильной, осознанной, развитой личностью». Зато киноиндустрия отлично отражает, какие представления об отцовстве существуют в обществе и как они меняются.


Для встречи Клуба отцов Московского семейного лектория культурно-просветительского пространства «Фавор» Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые  показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре.


Встречу провел руководитель журнала для настоящих пап «Батя» священник Дмитрий Березин. Публикуем аудиозапись встречи и текстовую версию беседы.


Проект реализуется в рамках конкурса грантов «Москва – добрый город» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы.



Должно ли кино нести смыслы


Кто-то ходит в кино, чтобы целоваться на последнем ряду. Кто-то смотрит кино, чтобы ответить на какие-то вопросы. Автор фильма хочет что-то сказать миру про себя, но в то же время он хочет еще что-то изменить в этом мире. Как минимум, кино – это форма терапии.


Люди снимают кино, потому что не могут не снимать. Для того чтобы снять кино, надо пройти через большой процесс, в котором есть в том числе много технических сложностей. Если ты можешь написать книгу в одиночестве (и много чего еще можешь сделать в одиночестве), то снять кино в одиночестве не получится. Тут автор должен заразить достаточно большую группу людей своей идеей и теми мыслями, которые он хочет донести. И дальше уже люди идут за ним, создается некий коллективный труд. Важно понимать, что фильм никогда не бывает таким, каким был задуман. Кино всегда получается  в сотворчестве. В процессе участвует большое количество художников – не только сценарист, режиссер, но и оператор, и художник, и вся художественная группа, композитор и много-много кто еще. И каждый из этих людей тоже несет что-то свое, более того, несет это и дальше с собой, переходя из фильма в фильм. Где-то эти люди стыкуются между собой, где-то получается это успешно, где-то не получается. То есть, кино – это даже не один месседж,  а огромный набор посланий, с которым создатели выходят во внешнюю среду.


Отцы и законы драматургии


Итак, почему образ отца в кино – фантомный? В фильме есть герой, а у него есть свой внутренний мир, который всегда так или иначе связан с отцом. Отец может быть на экране, может быть за экраном, мы можем знать о нем, можем ничего не знать, но мы догадываемся, что он повлиял на героя, на его воспитание и на то, что с ним происходит. Это первый момент.


Второй момент связан с тем, что образ отца в кино очень трудноуловим и неоднозначен. Герой редко бывает отцом, отец очень редко бывает героем кино. Это связано, в том числе, с законами драматургии. Для того чтобы герой отправился в приключение, он должен быть освобожден от определенного количества ответственности и обязанностей. Герой, как правило, юн, у него нет обязанностей перед своим семейством, и он может себе позволить то, что не может себе позволить нормальный отец. Если же отец появляется на экране, то нередко у героя с ним есть какой-то конфликт. Это тоже, в общем-то, обязательная составляющая драматургии, потому что если бы у героя была любящая семья, в которой не было бы никаких проблем, герой сидел бы дома и, скорее всего, с ним бы ничего не случилось. И никаких приключений и никакого кино бы не было.


Если посмотреть, что происходит с образом отца в кино, выясняется, что это ужас просто кромешный: отцы очень редко бывают хорошими, настоящими, правильными, нормальными. И анализируя эту информацию, я дошел до того, с чего надо начать.


Перед нами Зевс.


Вот отсюда выросла современная драматургия и литература – как европейская, так и российская. И, конечно, кино тоже от этого отталкивалось. С самого начала с образом отца в драматургии были большие проблемы. Потому что Зевс явно никак не подходит на роль хорошего отца. Наоборот, собственно фигура Зевса и заложила все те проблемы, которые мы видим в развитии. Зевс олицетворяет собой то мощное начало, которое, с одной стороны, дает саму радость жизни, радость рождения, но вместе с тем автоматически приносит в твою жизнь огромное количество проблем, как психологического свойства, так и фактических. Многие герои пытались разобраться с Зевсом, понять его, постичь, наказать, доказать ему что-то. Говоря о фигуре отца в медиакультуре, мы должны понимать, что такова традиция. Так было во все времена.


Чтобы проиллюстрировать это утверждение, достаточно взять любое крупное произведение современного Голливуда и увидеть, что в нем есть все те проблемы, которые задали нам еще древние греки. «Бэтмен», «Звездные войны», «Супермен», «Пираты Карибского моря», «Тор», «Человек-паук», «Дюна» – в любом крупном произведении есть конфликт героя с отцом. Либо он лишился отца, либо у него с ним проблемы.


Но у традиции есть и свои особенности, связанные с  сегодняшним днем. Рассмотрим фильмы, вызвавшие большой резонанс в обществе за последние несколько лет.


9 фильмов, которые создают современный образ отца. Не во всех них есть отцы


В маркетинге кино есть такое определение: не важно, говорят о фильме хорошо или плохо, главное – о нем говорят. Важно, что он всколыхнул у зрителей какие-то чувства. Мы поговорим об историях, которые вошли в топ российского кинопроката, топ российских сериалов и о фестивальных хитах. А две истории – глобальные мировые хиты, которые смотрят миллионы людей по всему миру. Сложно недооценивать то влияние, которое они оказывают на умы аудитории. Когда люди смотрят их, даже не задумываясь, все равно в их головах рождаются какие-то образы, модели поведения и оценки, которые расставляют авторы. Цель этого разговора – сделать срез и посмотреть, что происходит с образом отца в медиакультуре, как он преломляется и воспринимается в массовой коммуникации.


«Батя», 2020 г.


Фильм «Батя» рассказывает историю современного героя, которому немного за 30, у него двое детей, с которыми все время возникают проблемы, потому что он с женой не знает, как их воспитывать. Это современные родители, которые, естественно, отказались от любого насилия в отношении детей, которые мечтают вырастить цельных самодостаточных здоровых личностей, развивающихся так, как им нравится развиваться. Но они наталкиваются на то, что дети не хотят никак развиваться, хотят только хулиганить, бездельничать, и все попытки отца как-то наставить своих детей на путь истинный натыкаются именно на это – нельзя никак давить, насиловать в самом широком смысле этого слова. И тут герой вспоминает своего отца – типичного отца из 90-х.


«Батя»


Всем, кто рос в 90-е, эта фигура отца очень хорошо знакома. Это максимально мускулинный образ, это сильный во всех смыслах, волевой мужчина, который не терпит никаких пререканий. Он абсолютный глава в своей семье, который раздает подзатыльники направо и налево, делает при ребенке все, что он хочет делать, а если он считает, что ребенок ему мешает, он его просто выставляет на улицу, отправляет зимой покачаться на качельках, а сам развлекается, как ему нравится. И у него проблемы с алкоголем. Удивительно, что несмотря на все это наш герой вырос, стал папой и решил, что он будет не таким отцом, каким был его, но естественно повторяет его модель, просто немного по-другому.


«Батя»


И с отцом у него, конечно, тоже огромные проблемы. Весь фильм рассказывается, как эта молодая семья едет к отцу-деду, которому исполняется 70 лет. Он превратился в одинокого брюзжащего старика, который не берет трубку, который отказывается от любой помощи и продолжает жить так, как кажется ему правильным, и в этом его огромная проблема. За годы своей жизни он так и не понял, что происходят перемены, что он не совсем правильно воспитывал сына, что быть сильным недостаточно для того, чтобы реализоваться в этой жизни. В общем-то, и эта фигура, и эти проблемы – не уникальны.


Продюсер этого фильма Гавр Гордеев сказал, что через этот фильм он бы хотел познакомиться со своим отцом, которого он не видел с самого детства. Этот фильм – тоже терапия. И это редкая для нашего кино работа, потому что проблема поднимается не так часто.


В фильме два пласта. Один отражает, как все это происходило. Второй – современность, где герой пытается осознать, как это воспитание на него повлияло, как ему дальше с этим жить и самое главное, как ему выстраивать отношения с отцом и со своими детьми.


Мораль фильма – нужна открытость. Герой приходит к тому, что каким бы ты ни был сильным, очень важно быть открытым, проговаривать многие проблемы со своей семьей, со вселенной, выносить проблемы из себя, не зацикливаться на себе, а общаться с людьми. Это тоже очень крутой месседж для нашего общества. Мы видим, что мужчины, отцы сегодня так и не научились общаться ни со своими женами, ни со своими детьми, а продолжают гнуть свою линию, что часто приводит к трагическим событиям.


Несмотря на то, что фильм «Батя» – это, казалось бы, легкая комедия, где много глупого юмора, гэгов и шуток про 90-е, она поднимает очень много проблем, которые есть сейчас и которые необходимо проговаривать.


«День мертвых», 2021 г.


Фильм, который ярко демонстрирует, как фантомный образ отца, давно лежащего под кладбищенским камнем, влияет на героя.


«День мертвых»


Сын и мать в родительскую субботу совершают трип по кладбищам и обсуждают свои проблемы, которых у них накопилось огромное количество. Отец, в отличие от героя предыдущего фильма, оказался слабым человеком, не смог продавить окружающий мир, сдался, не дожил до современности, а благополучно спился в 90-е, доставив всем массу проблем как при жизни, так и после смерти, нагрузив главного героя, его маму и много кого еще большим количеством психологических трудностей, которые уже неразрешимы… Мать и сын не понимают друг друга. Главный герой пытается построить свои отношения, свою семью, но у него мало что получается. Фигура отца его все время преследует. Отец является главным героем фильма, хотя ни разу в нем не появляется.


«Чернобыль», 2020 г.


Фильм «Чернобыль» – еще один хит недавнего времени. (Прошу прощения за спойлер.) На экране мы видим сына главного героя, о существовании которого герой долгое время не подозревает, вернее, он не подозревает, что это его сын. Он начинает встречаться с героиней, видит какого-то пацаненка, думает, как стать ему хорошим отцом, но в процессе у него появляются собственные вызовы. Фильм при всем антураже катастрофы показывает путь становления отца.


«Чернобыль»


Главный герой – это человек, который в свое время дал слабину, бросил женщину, снова пытается с ней сойтись, а параллельно он оказывается вовлеченным в катастрофу на АЭС. Это такой герой-красавец, у него много девчонок, он работает в пожарной службе, его все любят. И он совершает путь от пацана к отцу. Очень интересный путь. С одной стороны – зрелищное кино, в котором все взрывается, горит и разворачивается большое количество драм. А с другой – на фоне этого как бы невидимо происходит становление отца, осознание ответственности за своего сына, за своих близких и, простите за пафос, может быть, за свой город, за свою Родину и так далее. Мы привыкли, что герои спасают мир просто потому, что они герои и не могут иначе. Это история совершенно обратная. Он не хотел быть героем, но им стал. Если уж говорить про положительный образ отца в кино, то вот это, наверное, он.


«Родные», 2021 г.


Еще одна особенность вечного конфликта поколения отцов и детей связана с тем, что отцы не понимают сами себя. И не обязательно они такие веселые и классные, как герой предыдущего фильма – они бывают и такие как глава семейства из фильма «Родные». Мужчина, доживший до значительных лет, обзаведшийся большим количеством детей, лысиной, автомобилем, каким-то статусом, но не понявший, зачем все это нужно.


Фильм на первый план выносит фигуру отца, и эта фигура очень неоднозначна. Это взрослый человек, который не решил свои проблемы подростковые, при этом принял на себя ответственность за семью, принял на себя какое-то количество вот этих вот неприкаянных оболтусов, не смог никак договориться со своей женой… И самое главное, он никак не смог договориться с самим собой.


Фильм начинается с двух триггеров: герой говорит, что он смертельно болен и что мечта всей его жизни – поехать на Грушинский фестиваль и спеть там песню. После этого он берет семью в охапку, они все садятся в автомобиль и едут на этот самый фестиваль, а по пути с ними происходят все те глупости и нелепости, которые всегда происходят в фильмах Жоры Крыжовникова.


«Родные»


Здесь интересна тема инфантилизма. Вся история кино и литературы говорит нам о том, что фигура отца – величественна и властна. Батя всегда знает, что нужно. Это авторитет. И этот авторитет на самом деле на него самого точно так же сильно давит, как и на членов его семьи. Он знает, что он всегда должен командовать, должен всех построить и рассказать, в чем суть жизни и кому как надо действовать. Но проблема в том, что он, оказывается, сам про себя не знает, что с ним не так.


И опять спойлер. Во-первых, главный герой разбирается со своим отцом, с которым у него тоже масса проблем. А во-вторых, когда он прибывает на Грушинский фестиваль и пытается спеть свою песню, у него ничего не получается, и тут на сцену выходит его сын  и поет вместо него. И в этот момент становится понятно, что, несмотря на то, что этот герой – инфантильный, нелепый, неприятный самодур, на самом деле, внутри него живет много светлого и радостного. Он поэтичная натура, тонко чувствующая, любящая, ценящая то, что происходит в его жизни. Просто он никогда не мог это выразить, потому что застрял в своем образе, пытался следовать определенной модели и никогда даже не задумывался, что можно иначе.


И опять мы встречаем месседж – нужно открываться, общаться. Сила когда-то важна и нужна, но это не самое главное. Это очень трогательное и лиричное кино призывает нас задуматься о том, что же мы такое есть и что мы можем действительно дать своим детям, в чем можем быть неправы и какой ужас можем привносить в их жизнь, даже вообще не задумываясь об этом. Мы выстраиваем привычную модель: буду ходить на работу, получать деньги, дети мои будут ходить в детский сад, я им буду раздавать подзатыльники, если я батя 90-х, или ментальные подзатыльники выдавать, рассказывая, как им надо жить… И нет такой традиции – задуматься о том, как быть отцом и что для этого нужно.


«Капитан Волконогов бежал», 2021 г.


Один из самых скандальных фильмов нашего кино, побывавший на самых больших кинофестивалях, но так и не вышедший в прокат. Он рассказывает про 30-е годы ХХ века, про сталинские репрессии и про людей, которые их совершали.


Главный герой – яркий, сильный, волевой человек, который точно знает, чего хочет от жизни. У него нет никаких сомнений ни в себе, ни в правильности своих поступков. И по ходу произведения нам становится очевидно, что он полностью оторван от семьи. Он одиночка, у него никого нет. Это человек, для которого не может в принципе быть никакого авторитета, кроме авторитета власти, иерархии, вертикали. Он способен на любые поступки. Он совершает ужасные вещи. И он раскаивается. Весь фильм он приходит к тем семьям, которым сделал зло, и пытается добиться прощения. Если хоть один человек его простит, он сможет себя спасти.


«Капитан Волконогов бежал»


Помимо прочего, в фильме есть мощный эпизод, когда он приходит к отцу репрессированного молодого человека и начинает говорить, мол, мы ошиблись, он не был ни в чем виноват, так надо было. Но отец не принимает этого извинения, потому что он чует в нем подвох. Сначала он говорит: нет-нет, вы все сделали правильно, я неправильно его воспитал, я совершил ошибку, я понес наказание за эту ошибку, если надо, накажите и меня, вы абсолютно правы. В общем-то, этот человек говорит абсолютно искренне… и это самый страшный момент.


Потому что весь этот фильм так или иначе о том, как авторитет общественных ценностей подменяет личные взаимоотношения. Перед нами люди, у которых нет семьи. Семья – вся страна, все общество, у них есть один отец – вождь народа. А когда один отец и очень много детей, выясняется, что все они беспризорники.


Это сложная социальная история, в которой как раз фигура отца все время витает над этим обществом, над этим сюжетом, сценарием, над этими героями. И в то же время оказывается, их основная проблема в том, что у них нет отца. Что им никто так и не смог объяснить, а как действительно надо.


Воспитательная функция семьи тут не основная тема, но главный герой фильма – герой без будущего, просто потому что у него нет корней, нет семьи. И я понимаю, живя в современной России, что такая проблема у многих – мы не знаем своих предков. Не хотим знать в силу тех или иных обстоятельств, не можем знать, потому что информация о них отсутствует. И это еще одна сторона проблемы отцовства в нашем обществе.


«Мама, я дома», 2021 г.


Еще один фестивальный фильм. Героиня теряет на войне своего сына, а потом внезапно объявляется молодой человек, который говорит, что он и есть ее сын. Героиня пытается доказать, что это не ее сын, сын на нее смотрит и крутит пальцем у виска, и дальше происходят какие-то взаимоотношения.


«Мама, я дома»


Особенно интересна эта история тем, что действие происходит на Кавказе, где фигура отца и фигура мужчины вообще несет свой символизм, о котором можно говорить очень долго. Фигура матери, наоборот, связана со смирением, принятием, и героиня совершенно не соответствует этому образу. Она бунтует, и дальше мы видим результат этого бунта.


Она воспитывала сына в одиночку, она сама заменила ему отца, она сама стала мужиком, сама попыталась стать отцом, доказав патриархальному обществу, что она это может. И это трагедия, в которой очень не хватает сильного, мудрого и всепонимающего отца. Фигуры отца нет в фильме – весь фильм построен на его отсутствии.


«Вампиры средней полосы», 2021 г.


Вампирский жанр, переселенный на российскую почву. Где-то в современном Смоленске живет семья настоящих вампиров, но они никого не убивают, а просто тихо пьют кровушку и стараются помогать людям. Показаны реалии маленького провинциального городка и все проблемы, которые в нем существуют, только герои – вампиры. Хоррора мало, юмора больше.


А теперь к теме фантомности. В фильме есть герой, который отвечает за клан этих вампиров. Ему по статусу уже пора бы стать дедушкой. Это тысячелетний вампир со всеми чертами, которыми характеризуются наши современные пенсионеры. Он ходит в поликлинику, общается со своими ровесниками, и в то же время тащит на себе весь груз ответственности за этих молодых людей, которые, несмотря на то, что им всем уже 30-40 лет в человеческом измерении и несколько сотен лет в вампирском, так и не смогли повзрослеть. И это хорошая иллюстрация для понимания, что происходит с образом отца в современном кино.


 «Вампиры средней полосы»


Мы видим, что современные молодые люди, люди моего возраста, а иногда и старше отказываются взрослеть, ведут себя как подростки, не могут построить отношения, не могут сами завести детей. И старшее поколение, которое давно могло бы отправиться на покой, вынуждено брать на себя ответственность и по сути опять выступать в роли отцов, хотя вроде бы дети уже находятся в том возрасте, когда они сами должны стать отцами, уже должны вырасти.


Старший вампир старается со всеми договариваться, все понимает, хитрит, где надо, и, наоборот, рубит правду-матку, когда это необходимо. Он выступает на стороне добра, защищает людей, раздает подзатыльники своим родичам-вурдалакам, когда это необходимо. И, если искать идеальный образ отца, то он близок к нему.


«Мандалорец» и «Ведьмак»


Если обратиться к тому, что происходит с образом отца не только в российском, но и в мировом кино, интересно, что с разницей буквально в несколько месяцев появилось два проекта.


«Мандалорец» — история из вселенной Звездных войн, которая немного выбивается из общего ряда проектов серии. В сериале рассказывается о войне-наемнике, который привык рассчитывать только на себя, действовать с позиций насилия, не был никогда обременен какими-то моральными ценностями, у него есть собственный путь, по которому он следует, и единственная цель – все остальное его не волнует. Но тут он встречает существо, которое в первом сезоне фигурирует под именем Малыш Йода, и понимает, что неожиданно ему хочется… понянчиться.


«Мандалорец»


Вот этот вот железный непробиваемый убийца-маньячелло понимает, что ему в жизни чего-то не хватало. Не хватало вот этого вот маленького, зеленого, с большими ушами, с глазками, который к тому же обладает какой-то странной силой, которая ему самому непонятна. Он не может от него отказаться, хотя за свою жизнь мог отказаться вообще от всего – в том числе от своего лица (по сюжету он все время ходит в шлеме и не имеет права его снимать). Неожиданно каким-то образом он дает слабину, привязывается к этому существу, и дальше это такая приключенческая история, бесконечные стрелялки и размахивания разными видами оружия. Но это и удивительный путь героя, который вообще-то не свойственен героическому кино. Это тоже путь отца, который вдруг осознал, что недостаточно быть сильным и пытаться прогнуть весь мир под себя, что слабость – это тоже сила, что любить и отдавать – так же важно, как забирать себе, что ответственность бывает разной…


Героя второй большой международной истории зовут Геральт Ведьмак. Это экранизация книги Анджея Сапковского, у которой миллионы фанатов по всему миру, в том числе в России. Экранизация была принята не так однозначано, но у нее тоже куча фанатов. Есть некий персонаж, который борется с темными порождениями злой природы, защищает мир от тьмы, клыков и бессмысленного насилия, а в какой-то момент судьба связывает его с маленькой девочкой.


«Ведьмак»


И этот отважный рубака, который был уверен, что будет всю жизнь одинок, воин, который когда-то должен умереть как воин, встретив эту девочку, для которой он очень важен, понимает, что ей не хватает фигуры отца и начинает играть эту роль. Он готов выслушать и пытается, несмотря на то, что он грубый мужик, понять, что происходит у этой девочки в душе, что ей нужно, что он может ей дать и как сделать так, чтобы она пришла к правильному пониманию вещей. Это очень тонкая химия взаимоотношений, которая очень круто показана как раз в книге в первую очередь, а не в сериале. И главное, несмотря на то, что у них все время возникает масса проблем во взаимопонимании, девочка взрослеет, и они максимально диаметрально противоположные личности, которым, казалось бы, в принципе невозможно быть вместе, они дороги друг другу. И это и есть тот самый идеальный образ отца, который появляется сегодня.


***


Итак, мы видим, что фигура отца меняется. Если в те же 90-е для нас была важна физическая сила, то сегодня она отступила на второй план. Сегодня возникает огромное количество социальных надстроек, и отцы не могут быть такими жесткими авторитетами как раньше в силу изменений времени – они просто не всегда понимают то, что актуально для детей. Но и запрос на защиту остается, потому что дети живут в агрессивном мире, в котором много сложного, непонятного. И все же нужен авторитет, который поможет разобраться.


Химия отцовства – это очень сложная история. Понять, где ты должен быть жестким и железным, а где открыть свое сердце и полностью принять даже то, что ты по определению принять не можешь, это и есть тот контраст, который закладывается в эти образы, несмотря на то, что дает иногда простые, чуть ли не карикатурные, комиксовые супергеройские образы. На самом деле, в них можно открывать очень сложные пласты и обнаруживать те модели поведения, которых как раз и не хватает сегодня. Мне самому, например, очень сложно бывает понять, как сочетать в себе эту жесткость и эту мягкость, где и в какой момент, в какой пропорции они должны сочетаться.


Еще один момент, на который хотелось бы обратить внимание в связи с двумя последними зарубежными фильмами: герои – отцы-одиночки. Мы привыкли к образу матери-одиночки. А отцы – это удивительно. Здесь так сложилось событийно, не могло быть иначе, но подозреваю, что тут есть и еще такое обоснование: отец-одиночка тоже может воспитать ребенка и дать ему все то, что возможно в условиях неполной семьи. Это тоже тема для размышления.


К сожалению, я так и не нашел настолько яркий и классный образ отца, чтобы к нему невозможно было придраться. Может быть, идеальный образ отца в российском кино еще появится…


Советы кинокритика, как выбирать кино (спойлер: как друзей)


Я сам так делаю и всех призываю: всегда отталкиваться от своих интересов.


Вот вы посмотрели 10-15 фильмов, и один вас как-то тронул. Посмотрите, кто этот фильм снял, кто написал сценарий, кто в нем сыграл. И потом, цепляясь за эти имена и за рекомендации, выстраивайте свой собственный киномир.


Нет никаких обязательных для просмотра фильмов. Критерий резонансности – просто социологический показатель. Чем больший резонанс вызывает фильм, тем больше он интересен для исследования. Но это не значит, что это хороший фильм, что он создан хорошими людьми с хорошими посылами. Резонанс показывает, что сегодня востребовано в обществе. А когда ты преломляешь через себя, это совершенно другая история.


Ты выбираешь проекты, которые близки тебе, людей, с которыми тебе по пути, и это сложный путь выстраивания взаимоотношений с искусством. Точно так же с литературой, музыкой. Есть музыка, которую слушают все, а есть автор, которого любишь ты и еще пять таких же безумцев. Не стоит по этому поводу переживать. У каждого свой вкус – и это нормально.


Эта ужасная «Маша и Медведь»


Мультфильм «Маша и Медведь» часто всплывает в дискуссиях. Это пример того, когда мы смотрим и думаем: какой ужас, все то, что там творится! как так вообще можно? почему это существует? надо скорее запретить эту Машу с ее ужасным характером!


Но раньше были «Ну, погоди!» и «Том и Джерри». И это почему-то нас всех привлекает, почему-то всем интересно… Не думаю, что потому, что мы в себе какое-то темное начало взращиваем, когда хотим посмотреть, как Маша издевается над этим несчастным папой-медведем. Это пример антимодели. То есть, мы смотрим на то, что не должно происходить, понимаем, как не должно быть, и как можно на это реагировать, а как нельзя. Чем больше я смотрю эти мультфильмы – а у меня дети их обожают, – тем больше я ценю выдержку Медведя. Как он грандиозно с этими вещами справляется, тянет свою лямку, и, понимая тщетность своих усилий, тем не менее раз за разом отстирывает Машу от этих ее бесконечных варений, красок и все равно пытается снова и снова превратить ее в нормального человека. Абсолютный восторг!


«Маша и Медведь»




Вы знаете фильмы про идеальных пап? Такие, чтобы героя можно было бы ставить в пример? Чтобы зрителю показывали, что нужно заводить семью, рожать детей и все у него будет в шоколаде? «Я не знаю, — признается кинообозреватель и отец двоих детей Павел Гайков. – Фильмы, как правило, рассказывают, что у вас будет очень много проблем, но, если вы с ними справитесь, станете сильной, осознанной, развитой личностью». Зато киноиндустрия отлично отражает, какие представления об отцовстве существуют в обществе и как они меняются. Для встречи Клуба отцов Московского семейного лектория культурно-просветительского пространства «Фавор» Павел Гайков выбрал несколько нашумевших кинопроектов (кое-что из этой подборки может удивить), которые показывают, что происходит с образом отца в современной медиакультуре. Встречу провел руководитель журнала для настоящих пап «Батя» священник Дмитрий Березин. Публикуем аудиозапись встречи и текстовую версию беседы. Проект реализуется в рамках конкурса грантов «Москва – добрый город» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Должно ли кино нести смыслы Кто-то ходит в кино, чтобы целоваться на последнем ряду. Кто-то смотрит кино, чтобы ответить на какие-то вопросы. Автор фильма хочет что-то сказать миру про себя, но в то же время он хочет еще что-то изменить в этом мире. Как минимум, кино – это форма терапии. Люди снимают кино, потому что не могут не снимать. Для того чтобы снять кино, надо пройти через большой процесс, в котором есть в том числе много технических сложностей. Если ты можешь написать книгу в одиночестве (и много чего еще можешь сделать в одиночестве), то снять кино в одиночестве не получится. Тут автор должен заразить достаточно большую группу людей своей идеей и теми мыслями, которые он хочет донести. И дальше уже люди идут за ним, создается некий коллективный труд. Важно понимать, что фильм никогда не бывает таким, каким был задуман. Кино всегда получается в сотворчестве. В процессе участвует большое количество художников – не только сценарист, режиссер, но и оператор, и художник, и вся художественная группа, композитор и много-много кто еще. И каждый из этих людей тоже несет что-то свое, более того, несет это и дальше с собой, переходя из фильма в фильм. Где-то эти люди стыкуются между собой, где-то получается это успешно, где-то не получается. То есть, кино – это даже не один месседж, а огромный набор посланий, с которым создатели выходят во внешнюю среду. Отцы и законы драматургии Итак, почему образ отца в кино – фантомный? В фильме есть герой, а у него есть свой внутренний мир, который всегда так или иначе связан с отцом. Отец может быть на экране, может быть за экраном, мы можем знать о нем, можем ничего не знать, но мы догадываемся, что он повлиял на героя, на его воспитание и на то, что с ним происходит. Это первый момент. Второй момент связан с тем, что образ отца в кино очень трудноуловим и неоднозначен. Герой редко бывает отцом, отец очень редко бывает героем кино. Это связано, в том числе, с законами драматургии. Для того чтобы герой отправился в приключение, он должен быть освобожден от определенного количества ответственности и обязанностей. Герой, как правило, юн, у него нет обязанностей перед своим семейством, и он может себе позволить то, что не может себе позволить нормальный отец. Если же отец появляется на экране, то нередко у героя с ним есть какой-то конфликт. Это тоже, в общем-то, обязательная составляющая драматургии, потому что если бы у героя была любящая семья, в которой не было бы никаких проблем, герой сидел бы дома и, скорее всего, с ним бы ничего не случилось. И никаких приключений и никакого кино бы не было. Если посмотреть, что происходит с образом отца в кино, выясняется, что это ужас просто кромешный: отцы очень редко бывают хорошими, настоящими, правильными, нормальными. И анализируя эту информацию, я дошел до того, с чего надо начать. Перед нами Зевс. Вот отсюда выросла современная драматургия и литература – как европейская, так и российская. И, конечно, кино тоже от этого отталкивалось. С самого начала с образом отца в драматургии были большие проблемы. Потому что Зевс явно никак не подходит на роль хорошего отца. Наоборот, собственно фигура Зевса и заложила все те проблемы, которые мы видим в развитии. Зевс олицетворяет собой то мощное начало, которое, с одной стороны, дает саму радость жизни, радость рождения, но вместе с тем автоматически приносит в твою жизнь огромное количество проблем, как психологического свойства, так и фактических. Многие герои пытались разобраться с Зевсом, понять его, постичь, наказать, доказать ему что-то. Говоря о фигуре отца в медиакультуре, мы должны понимать, что такова традиция. Так было во все времена. Чтобы проиллюстрировать это утверждение, достаточно взять любое крупное произведение современного Голливуда и увидеть, что в нем есть все те проблемы, которые задали нам еще древние греки. «Бэтмен», «Звездные войны», «Супермен», «Пираты Карибского моря», «Тор», «Человек-паук», «Дюна» – в любом крупном произведении есть конфликт героя с отцом. Либо он лишился отца, либо у него с ним проблемы. Но у традиции есть и свои особенности, связанные с сегодняшним днем. Рассмотрим фильмы, вызвавшие большой резонанс в обществе за последние несколько лет. 9 фильмов, которые создают современный образ отца. Не во всех них есть отцы В маркетинге кино есть такое определение: не важно, говорят о фильме хорошо или плохо, главное – о нем говорят. Важно, что он всколыхнул у зрителей какие-то чувства. Мы поговорим об историях, которые вошли в топ российского кинопроката, топ российских сериалов и о фестивальных хитах. А две истории – глобальные мировые хиты, которые смотрят миллионы людей по всему миру. Сложно недооценивать то влияние, которое они оказывают на умы аудитории. Когда люди смотрят их, даже не задумываясь, все равно в их головах рождаются какие-то образы, модели поведения и оценки, которые расставляют авторы. Цель этого разговора – сделать срез и посмотреть, что происходит с образом отца в медиакультуре, как он преломляется и воспринимается в массовой коммуникации. «Батя», 2020 г. Фильм «Батя» рассказывает историю современного героя, которому немного за 30, у него двое детей, с которыми все время возникают проблемы, потому что он с женой не знает, как их воспитывать. Это современные родители, которые, естественно, отказались от любого насилия в отношении детей, которые мечтают вырастить цельных самодостаточных здоровых личностей, развивающихся так, как им нравится развиваться. Но они наталкиваются на то, что дети не хотят никак развиваться, хотят только хулиганить, бездельничать, и все попытки отца как-то наставить своих детей на путь истинный натыкаются именно на это – нельзя никак давить, насиловать в самом широком смысле этого слова. И тут герой вспоминает своего отца – типичного отца из 90-х. «Батя» Всем, кто рос в 90-е, эта фигура отца очень хорошо знакома. Это максимально мускулинный образ, это сильный во всех смыслах, волевой мужчина, который не терпит никаких пререканий. Он абсолютный глава в своей семье, который раздает подзатыльники направо и налево, делает при ребенке все, что он хочет делать, а если он считает, что ребенок ему мешает, он его просто выставляет на улицу, отправляет зимой покачаться на качельках, а сам развлекается, как ему нравится. И у него проблемы с алкоголем. Удивительно, что несмотря на все это наш герой вырос, стал папой и решил, что он будет не таким отцом, каким был его, но естественно повторяет его модель, просто немного по-другому. «Батя» И с отцом у него, конечно, тоже огромные проблемы. Весь фильм рассказывается, как эта молодая семья едет к отцу-деду, которому исполняется 70 лет. Он превратился в одинокого брюзжащего старика, который не берет трубку, который отказывается от любой помощи и продолжает жить так, как кажется ему правильным, и в этом его огромная проблема. За годы своей жизни он так и не понял, что происходят перемены, что он не совсем правильно воспитывал сына, что быть сильным недостаточно для того, чтобы реализоваться в этой жизни. В общем-то, и эта фигура, и эти проблемы – не уникальны. Продюсер этого фильма Гавр Гордеев сказал, что через этот фильм он бы хотел познакомиться со своим отцом, которого он не видел с самого детства. Этот фильм – тоже терапия. И это редкая для нашего кино работа, потому что проблема поднимается не так часто. В фильме два пласта. Один отражает, как все это происходило. Второй – современность, где герой пытается осознать, как это воспитание на него повлияло, как ему дальше с этим жить и самое главное, как ему выстраивать отношения с отцом и со своими детьми. Мораль фильма – нужна открытость. Герой приходит к тому, что каким бы ты ни был сильным, очень важно быть открытым, проговаривать многие проблемы со своей семьей, со вселенной, выносить проблемы из себя, не зацикливаться на себе, а общаться с людьми. Это тоже очень крутой месседж для нашего общества. Мы видим, что мужчины, отцы сегодня так и не научились общаться ни со своими женами, ни со своими детьми, а продолжают гнуть свою линию, что часто приводит к трагическим событиям. Несмотря на то, что фильм «Батя» – это, казалось бы, легкая комедия, где много глупого юмора, гэгов и шуток про 90-е, она поднимает очень много проблем, которые есть сейчас и которые необходимо проговаривать. «День мертвых», 2021 г. Фильм, который ярко демонстрирует, как фантомный образ отца, давно лежащего под кладбищенским камнем, влияет на героя. «День мертвых» Сын и мать в родительскую субботу совершают трип по кладбищам и обсуждают свои проблемы, которых у них накопилось огромное количество. Отец, в отличие от героя предыдущего фильма, оказался слабым человеком, не смог продавить окружающий мир, сдался, не дожил до современности, а благополучно спился в 90-е, доставив всем массу проблем как при жизни, так и после смерти, нагрузив главного героя, его маму и много кого еще большим количеством психологических трудностей, которые уже неразрешимы… Мать и сын не понимают друг друга.
16-10-2022, 11:56
Автор - Сократ
Просмотров - 315
0

Читайте также:

Неглянцевая история знаменитой многодетной семьи - «Отцы и дети»

Неглянцевая история знаменитой многодетной семьи - «Отцы и дети»
«Лайфхаков у нас для вас нет», — начинает свой рассказ отец Павел Когельман. У них с Марией Львовой-Беловой пятеро кровных детей, четверо приемных, а еще тринадцать находятся под опекой, но живут в доме...

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»

Андрей Мерзликин: «Когда жена – сообщник, ты обязан быть счастливым» - «Отцы и дети»
Он сразу говорит, что не любит вести серьезные разговоры, боится слова «лекторий» и пришел «поделиться шишками». «Я тот самый отец, – признается, – который, утром отвозя детей в школу, не скрывая, радуется,...

Наталья Инина: Творческий подход к семейным кризисам - «Отцы и дети»

Наталья Инина: Творческий подход к семейным кризисам - «Отцы и дети»
«Как человек, занимающийся практической психологией, я должна сказать: в кино даже близко не покажут то, что мы видим в жизни», — говорит психолог c более чем 20-летним стажем Наталья Инина. Но, имея знания...

Как воспитывают своих детей бойцы ММА - «Отцы и дети»

Как воспитывают своих детей бойцы ММА - «Отцы и дети»
Что значит быть отцом для человека, привыкшего быть бойцом? Об этом на первой встрече Клуба отцов культурно-просветительского пространства «Фавор» рассказывали глава глава UFC в России и СНГ Андрей Громковский...

Родители в квадрате, или Искусство держать дистанцию - «Отцы и дети»

Родители в квадрате, или Искусство держать дистанцию - «Отцы и дети»
У священника Максима Первозванского девять детей и девять внуков. Он улыбается: «Дедушками и бабушками становятся незаметно». Может быть, именно поэтому не у всех даже с появлением внуков получается перестать...
Комментарии ( 0 ):

Комментарии для сайта Cackle

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте
Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика