Зачем нужны ролевые игры для детей - «Ребенок» » Мой папа знает.
Новости партнеров
Темы дня
| Ульяновская область Центральным событием недели станет
Материнство – самая важная и ответственная роль в жизни женщины и,
      

Зачем нужны ролевые игры для детей - «Ребенок»


28-08-2021, 19:40

Почему дети любят играть в ролевые игры? Что делать, если ваш малыш не играет? Обо всем этом – в нашей статье.


Почему дети любят ролевые игры


• Когда вы – девочка или мальчик 3-5 лет, все, что вы знаете о мире, рассказано вам вашими родителями или другими значимыми взрослыми. Вы знаете или примерно представляете себе, кем работают мама с папой, наблюдаете за общением между членами семьи и отношения в своей семье часто транслируете окружающим. То есть ваши близкие являются вашими ролевыми моделями. Игра в куклы – вовсе не пустяковое занятие, а своего рода способ проживания, проработки увиденного и услышанного.


• Не менее важным этапом для детей является осознанная сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Даже если нам со стороны кажется, что придуманные обстоятельства абсурдны или невозможны, в это время в детской голове происходит магия. А именно – зарождение навыков строить общее поле для взаимодействия, решать возникающие (пусть даже воображаемые) проблемы, сотрудничать, договариваться и менять решения по необходимости.


• Перевоплощаясь в какую-то новую роль, дети получают доступ к выражению чувств, о которых трудно рассказать. Можно попробовать то, что не свойственно в обычном взаимодействии со взрослыми. Например, младший ребенок в семье может применять ролевую модель ответственного и заботливого родителя или талантливого организатора досуга для остальных.
Взрослым важно не просто давать время и пространство свободной сюжетно-ролевой игре для детей, но также наблюдать. В ней малыш или школьник обретает способность легализовать свои качества, за которые ему обычно может быть стыдно или неловко. Это полезно для укрепления и развития внутрисемейных отношений, здоровой привязанности между детьми и их родителями.



В чем польза сюжетно-ролевых игр для детей


1. Развивается творчество и воображение. Ролевая игра помогает естественным образом использовать свои навыки и когнитивные способности. Дети учатся выражать себя в пространстве, где никто не оценивает их по результатам, учатся думать самостоятельно. В этот момент важно именно воображение – в будущем именно креативное мышление позволит создавать новое или придумывать неординарные способы решения задач, в том числе профессиональных.


2. Улучшает коммуникативные навыки. Редко кого из нас в детстве специально учат общению — доносить свои мысли так, чтобы другому было понятно. Рассказывать шутки так, чтобы было смешно. Слушать так, чтобы уловить смысл, который другой вложил в свои слова. Интересно, что дети в ролевой игре могут задействовать формулировки, которые слышали от взрослых, даже не понимая их смысла и вкладывая что-то свое. Поэтому с точки зрения родительского интереса можно уловить для себя некоторые темы для дальнейшего обсуждения с сыном или дочерью. А заодно посмотреть на то, как выглядят ваши поступки и слова для детей.


3. Ролевые игры могут отлично совмещаться с физической активностью. Дети что-то готовят, спасают кого-то, убегают от «лавы», изображают исследователей, врачей, кинозвезд или ученых – все это способствует развитию моторики.


4. Роли помогают проживать то, чего нет в реальной жизни. Дети интуитивно погружаются в выдуманный образ, чтобы из игры выйти уже с новообретенным навыком – эмпатией. Также они учатся справляться со своими собственными страхами и чувствами, поскольку в сюжетно-ролевой игре рождается безопасная среда для этого. Бояться «Бабы-Яги», дракона или пирата – нормально. При этом компаньон по игре может исполнять роль антагониста, дети могут меняться ролями, это тренирует гибкость мышления, способность сочувствовать.


5. В ролевой игре дети учатся сочинять правила, изменять их и регулировать их исполнение. С одной стороны, есть общие договоренности, с другой – постоянно возникает идея за идеей, что еще можно привнести в игру. Для развития сюжета приходится обсуждать мысли с компаньонами. Почему это важно? Ведь правилам учат еще раньше в семье. Но в случае ролевой игры правила устанавливаются детьми и для детей, то есть теми, кто в одинаковом положении по возрастной иерархии. То есть дети находятся приблизительно в равных условиях, заинтересованы в партнерстве (ведь другой может не согласиться) – идеально для тренировки стратегии Win-win.


Виды сюжетно-ролевых игр


1. Бытовые: семья, праздники, домашние дела и т.д.


2. Связанные с общественной деятельностью или работой: магазин, школа, детский сад, больница, самолет.


3. По сюжетам книг, кино, мультфильмов, комиксов.


4. Героические: полеты в космос, подвиги, спасатели и прочие.


5. Режиссерские: дети выбирают декорации, самостоятельно определяют сюжет, управляют игрушками, назначая им роли.



Сценарии ролевых игр для детей в детском саду и дома


1. Семья (дочки-матери). Игра заключается в подражании родителям или детям, поскольку роль «малыша» может исполнять и игрушка, и сверстник. «Малыша» нужно кормить, одевать, гулять с ним, отводить в садик или школу, защищать – словом, проявлять заботу. Те, кто изображает взрослых, пробуют быть в отношениях главными и ответственными. Для этой игры можно использовать пупсов, детскую мебель, бытовые атрибуты.


2. Чаепитие. Дети учатся ходить в гости и угощать. Приглашаются дети или игрушки за стол, достается чайный сервиз, иногда даже готовится «десерт». Эту сюжетно-ролевую игру можно сделать более натуралистичной и помочь ребенку приготовить настоящий чай или компот, подобрать угощение и пригласить друзей.


3. Магазин. Играть можно как в продавца, так и в покупателя, или меняться ролями, если участников несколько. Дети познают основы товарно-денежных отношений, выбирают продукты или предметы. Можно предварительно составлять списки, откладывать пустые упаковки из-под товаров, завести продуктовую тележку, чтобы придать реалистичности игре.


4. Пекарня. Дети могут отыгрывать процесс придумывания и изготовления лакомств по рецептам, а также его покупки или продажи. Для этого даже не нужна кухня: формочки, песок, пластилин прекрасно могут заменить настоящее тесто и позволят сделать самые разные блюда. Для этой игры существуют специальные наборы с кухонной утварью и мебелью.


5. Сказочные сюжеты. Сказки отлично развивают воображение. Дети могут разыгрывать сценарии известных сказок или сочинять свои. Можно взаимодействовать как напрямую с другими детьми, так и через куклы. Проигрывание ролей из сказок, стихотворений, повестей позволяет лучше запомнить произведение, почувствовать себя в роли того или иного персонажа и сделать свои выводы о природе его поступков.


6. Школа или детский сад. Ребенок может выступить в качестве наставника для других детей, игрушек или даже для родителей. Для игры нужны доска, мелки, обучающие карточки и книги. Обычно дети с восторгом воспринимают идею научить другого. Играя в школу, ребенок может заодно потренироваться в написании букв и цифр.


7. Салон красоты или парикмахерская. Некоторые дети больше остальных любят преображать других детей или кукол. Девочки с удовольствием красят друг другу ногти или заплетают волосы, мальчики могут копировать поведение парикмахеров или барберов.


8. Поликлиника или больница. Это – распространенный вид игры для детей. Этот ролевой сценарий не только связан с будничными жизненными ситуациями, но и позволяет малышу прожить и принять опыт медицинских процедур или хирургического вмешательства в игре. Можно брать на анализ кровь у куколки и лечить игрушки.


9. Ветеринарная клиника или уход за животными. Разыгрывание этих сценок позволяет малышу проникнуться сочувствием и симпатией по отношению к живым существам, которые не могут рассказать, когда им неприятно или больно. Это также хорошая тренировка перед тем, как завести домашнее животное. Но, конечно, нужно объяснять и помогать найти решение для отдельных моментов, когда вам кажется, что ребенок чересчур активен по отношению к животному.


10. Стройка. Причем объектом может быть что угодно – замок, шалаш, дом. Материалом для строительства могут быть подушки с одеялами, конструкторы. Стоит с пониманием отнестись к тому, что стройка занимает много места.


11. Археологи или исследователи. Интереснее всего играть на улице или дачном участке, где можно спрятать под снегом, землей или в траве артефакты. Это могут сделать как сами дети, так и взрослые. Нарисовать карту, придумать способы извлечения клада, отгадывать загадки – чем не приключение? А дома можно использовать готовые наборы для раскопок, можно поощрять совместную деятельность детей, а можно предложить соревновательный формат.


12. Музыкальная группа, исполнитель или оркестр. Для этого нужны музыкальные инструменты, нотная тетрадь и чуточку родительского терпения. Для усложнения игры можно предложить ребенку сделать инструменты из подручных материалов: пластиковых бутылок, банок с крупой, крышек от кастрюль и так далее.



Почему сюжетно-ролевые игры важны для развития ребенка


Общение со сверстниками – это существенная веха в развитии детей. Именно ролевые игры позволяют им потренироваться в самоощущении, придумать себе характер, логику поступков, ритуалы или даже костюмы. Невозможно играть вместе, не общаясь и не обсуждая происходящее. Принцип проживания и проговаривания «здесь и сейчас» – это залог здоровых отношений с собой и с другими людьми в будущем. Без эмпатии не существует дружбы, нужно считаться с тем, как мыслит и чувствует другой человек, давать ему обратную связь.


Кроме того, это прекрасная тренировка памяти. Ведь нужно помнить, о чем вы договаривались и передоговаривались с компаньонами по ролевой игре, держать в голове сюжет, расширять словарный запас. Все это требует активной работы мозга. В этом процессе проживается спонтанность, а это напрямую связано с ощущением себя целостной личностью, способной проявлять себя и следовать своей свободной воле.


Если ваш сын или дочь не играют, значит, что их окружение этому не способствует: не поддерживают взрослые, они встречаются с множеством запретов (на шум и активное движение, например). Может быть такое, что объективно не хватает предметов для разнообразных игр. Поэтому первое, что нужно сделать – это попытаться заинтересовать кроху своим примером, сесть и играть рядом, или предложить присоединиться к сверстникам. Детское воображение – это гениальный инструмент психики, которая позволяет обзавестись новыми навыками, важными для дальнейшей жизни детей. В этом и состоит цель ролевой игры.


Почему дети любят играть в ролевые игры? Что делать, если ваш малыш не играет? Обо всем этом – в нашей статье. Почему дети любят ролевые игры • Когда вы – девочка или мальчик 3-5 лет, все, что вы знаете о мире, рассказано вам вашими родителями или другими значимыми взрослыми. Вы знаете или примерно представляете себе, кем работают мама с папой, наблюдаете за общением между членами семьи и отношения в своей семье часто транслируете окружающим. То есть ваши близкие являются вашими ролевыми моделями. Игра в куклы – вовсе не пустяковое занятие, а своего рода способ проживания, проработки увиденного и услышанного. • Не менее важным этапом для детей является осознанная сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Даже если нам со стороны кажется, что придуманные обстоятельства абсурдны или невозможны, в это время в детской голове происходит магия. А именно – зарождение навыков строить общее поле для взаимодействия, решать возникающие (пусть даже воображаемые) проблемы, сотрудничать, договариваться и менять решения по необходимости. • Перевоплощаясь в какую-то новую роль, дети получают доступ к выражению чувств, о которых трудно рассказать. Можно попробовать то, что не свойственно в обычном взаимодействии со взрослыми. Например, младший ребенок в семье может применять ролевую модель ответственного и заботливого родителя или талантливого организатора досуга для остальных. Взрослым важно не просто давать время и пространство свободной сюжетно-ролевой игре для детей, но также наблюдать. В ней малыш или школьник обретает способность легализовать свои качества, за которые ему обычно может быть стыдно или неловко. Это полезно для укрепления и развития внутрисемейных отношений, здоровой привязанности между детьми и их родителями. В чем польза сюжетно-ролевых игр для детей 1. Развивается творчество и воображение. Ролевая игра помогает естественным образом использовать свои навыки и когнитивные способности. Дети учатся выражать себя в пространстве, где никто не оценивает их по результатам, учатся думать самостоятельно. В этот момент важно именно воображение – в будущем именно креативное мышление позволит создавать новое или придумывать неординарные способы решения задач, в том числе профессиональных. 2. Улучшает коммуникативные навыки. Редко кого из нас в детстве специально учат общению — доносить свои мысли так, чтобы другому было понятно. Рассказывать шутки так, чтобы было смешно. Слушать так, чтобы уловить смысл, который другой вложил в свои слова. Интересно, что дети в ролевой игре могут задействовать формулировки, которые слышали от взрослых, даже не понимая их смысла и вкладывая что-то свое. Поэтому с точки зрения родительского интереса можно уловить для себя некоторые темы для дальнейшего обсуждения с сыном или дочерью. А заодно посмотреть на то, как выглядят ваши поступки и слова для детей. 3. Ролевые игры могут отлично совмещаться с физической активностью. Дети что-то готовят, спасают кого-то, убегают от «лавы», изображают исследователей, врачей, кинозвезд или ученых – все это способствует развитию моторики. 4. Роли помогают проживать то, чего нет в реальной жизни. Дети интуитивно погружаются в выдуманный образ, чтобы из игры выйти уже с новообретенным навыком – эмпатией. Также они учатся справляться со своими собственными страхами и чувствами, поскольку в сюжетно-ролевой игре рождается безопасная среда для этого. Бояться «Бабы-Яги», дракона или пирата – нормально. При этом компаньон по игре может исполнять роль антагониста, дети могут меняться ролями, это тренирует гибкость мышления, способность сочувствовать. 5. В ролевой игре дети учатся сочинять правила, изменять их и регулировать их исполнение. С одной стороны, есть общие договоренности, с другой – постоянно возникает идея за идеей, что еще можно привнести в игру. Для развития сюжета приходится обсуждать мысли с компаньонами. Почему это важно? Ведь правилам учат еще раньше в семье. Но в случае ролевой игры правила устанавливаются детьми и для детей, то есть теми, кто в одинаковом положении по возрастной иерархии. То есть дети находятся приблизительно в равных условиях, заинтересованы в партнерстве (ведь другой может не согласиться) – идеально для тренировки стратегии Win-win. Виды сюжетно-ролевых игр 1. Бытовые: семья, праздники, домашние дела и т.д. 2. Связанные с общественной деятельностью или работой: магазин, школа, детский сад, больница, самолет. 3. По сюжетам книг, кино, мультфильмов, комиксов. 4. Героические: полеты в космос, подвиги, спасатели и прочие. 5. Режиссерские: дети выбирают декорации, самостоятельно определяют сюжет, управляют игрушками, назначая им роли. Сценарии ролевых игр для детей в детском саду и дома 1. Семья (дочки-матери). Игра заключается в подражании родителям или детям, поскольку роль «малыша» может исполнять и игрушка, и сверстник. «Малыша» нужно кормить, одевать, гулять с ним, отводить в садик или школу, защищать – словом, проявлять заботу. Те, кто изображает взрослых, пробуют быть в отношениях главными и ответственными. Для этой игры можно использовать пупсов, детскую мебель, бытовые атрибуты. 2. Чаепитие. Дети учатся ходить в гости и угощать. Приглашаются дети или игрушки за стол, достается чайный сервиз, иногда даже готовится «десерт». Эту сюжетно-ролевую игру можно сделать более натуралистичной и помочь ребенку приготовить настоящий чай или компот, подобрать угощение и пригласить друзей. 3. Магазин. Играть можно как в продавца, так и в покупателя, или меняться ролями, если участников несколько. Дети познают основы товарно-денежных отношений, выбирают продукты или предметы. Можно предварительно составлять списки, откладывать пустые упаковки из-под товаров, завести продуктовую тележку, чтобы придать реалистичности игре. 4. Пекарня. Дети могут отыгрывать процесс придумывания и изготовления лакомств по рецептам, а также его покупки или продажи. Для этого даже не нужна кухня: формочки, песок, пластилин прекрасно могут заменить настоящее тесто и позволят сделать самые разные блюда. Для этой игры существуют специальные наборы с кухонной утварью и мебелью. 5. Сказочные сюжеты. Сказки отлично развивают воображение. Дети могут разыгрывать сценарии известных сказок или сочинять свои. Можно взаимодействовать как напрямую с другими детьми, так и через куклы. Проигрывание ролей из сказок, стихотворений, повестей позволяет лучше запомнить произведение, почувствовать себя в роли того или иного персонажа и сделать свои выводы о природе его поступков. 6. Школа или детский сад. Ребенок может выступить в качестве наставника для других детей, игрушек или даже для родителей. Для игры нужны доска, мелки, обучающие карточки и книги. Обычно дети с восторгом воспринимают идею научить другого. Играя в школу, ребенок может заодно потренироваться в написании букв и цифр. 7. Салон красоты или парикмахерская. Некоторые дети больше остальных любят преображать других детей или кукол. Девочки с удовольствием красят друг другу ногти или заплетают волосы, мальчики могут копировать поведение парикмахеров или барберов. 8. Поликлиника или больница. Это – распространенный вид игры для детей. Этот ролевой сценарий не только связан с будничными жизненными ситуациями, но и позволяет малышу прожить и принять опыт медицинских процедур или хирургического вмешательства в игре. Можно брать на анализ кровь у куколки и лечить игрушки. 9. Ветеринарная клиника или уход за животными. Разыгрывание этих сценок позволяет малышу проникнуться сочувствием и симпатией по отношению к живым существам, которые не могут рассказать, когда им неприятно или больно. Это также хорошая тренировка перед тем, как завести домашнее животное. Но, конечно, нужно объяснять и помогать найти решение для отдельных моментов, когда вам кажется, что ребенок чересчур активен по отношению к животному. 10. Стройка. Причем объектом может быть что угодно – замок, шалаш, дом. Материалом для строительства могут быть подушки с одеялами, конструкторы. Стоит с пониманием отнестись к тому, что стройка занимает много места. 11. Археологи или исследователи. Интереснее всего играть на улице или дачном участке, где можно спрятать под снегом, землей или в траве артефакты. Это могут сделать как сами дети, так и взрослые. Нарисовать карту, придумать способы извлечения клада, отгадывать загадки – чем не приключение? А дома можно использовать готовые наборы для раскопок, можно поощрять совместную деятельность детей, а можно предложить соревновательный формат. 12. Музыкальная группа, исполнитель или оркестр. Для этого нужны музыкальные инструменты, нотная тетрадь и чуточку родительского терпения. Для усложнения игры можно предложить ребенку сделать инструменты из подручных материалов: пластиковых бутылок, банок с крупой, крышек от кастрюль и так далее. Почему сюжетно-ролевые игры важны для развития ребенка Общение со сверстниками – это существенная веха в развитии детей. Именно ролевые игры позволяют им потренироваться в самоощущении, придумать себе характер, логику поступков, ритуалы или даже костюмы. Невозможно играть вместе, не общаясь и не обсуждая происходящее. Принцип проживания и проговаривания «здесь и сейчас» – это залог здоровых отношений с собой и с другими людьми в будущем. Без эмпатии не существует дружбы, нужно считаться с тем, как мыслит и чувствует другой человек, давать ему обратную связь. Кроме того, это прекрасная тренировка памяти. Ведь нужно помнить, о чем вы договаривались и передоговаривались с компаньонами по ролевой игре, держать в голове сюжет, расширять словарный запас. Все это требует активной работы мозга. В этом процессе проживается спонтанность, а это напрямую связано с ощущением себя целостной личностью, способной проявлять себя и следовать своей свободной воле. Если ваш сын или дочь не играют, значит, что их окружение этому не способствует: не поддерживают взрослые, они встречаются с множеством запретов (на шум и активное движение, например). Может быть такое, что объективно не хватает предметов для разнообразных игр. Поэтому первое, что нужно сделать – это попытаться заинтересовать кроху своим
28-08-2021, 19:40
Автор - Вероника
Просмотров - 898
0

Читайте также:

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»

Методические рекомендации для специалистов по проведению Кейс-игры для родителей «А как поступили бы ВЫ?» - «Методики воспитания»
18.12.2020 16:09 О КЕЙС-МЕТОДЕ Данная разработка основана на проблемных методах обучения (Problem-based learning), предполагающих рассмотрение и решение родителями реальных жизненных ситуаций, возникающих в процессе

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»

Людмила Петрановская о карантине: «Совместный опыт преодоления трудностей сближает» - « Как воспитывать ребенка»
Расшифровка открытой онлайн-лекции Family Tree «Детки в клетке. Домашний режим по новым правилам» Рабочие практики и советы-антидепрессанты для всей семьи от психолога Людмилы Петрановской «На памяти моего...[/h]

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»

Крутые папы «особых» сыновей - «Отцы и дети»
Считается, что, когда в семье рождается ребенок с нарушениями, в большинстве случаев отцы уходят и оставляют маму одни на один с проблемами. Так ли это, «Батя» решил узнать в центре развития и социализации...

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»

«Ты с ребенком занимаешься гитарой, а он под стул лезет и из пулемета стреляет» - «Отцы и дети»
«У меня три основных работы — две из них гитарные, одна – в храме», — говорит преподаватель игры на гитаре, музыкант и алтарник из Великого Новгорода Дмитрий Коновалов. И детей у него тоже трое – сын Иван и дочери

Что можно подарить детям на Новый год - «Ребенок»

Что можно подарить детям на Новый год - «Ребенок»
Совсем скоро мы услышим бой курантов. Дети и родители ждут новогодних каникул с трепетом. Взрослые ищут подарки и зачастую выбор сводится к куклам или машинкам, хотя на самом деле список возможных презентов гораздо

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»

Что для ребенка «лучшее»? - « Как воспитывать ребенка»
Девизом «Все лучшее – детям» руководствуются большинство родителей. Они желают видеть свое чадо в удобной кроватке, красивой коляске, модной одежде, особенно если у самих родителей «такого не было». Со временем к этому
Комментарии ( 0 ):

Добавить комментарий!

Мой папа знает - 2021. Все права защищены. Клуб пап и детей.
  1. Каждая семья это как маленькая страна. В ней есть свои законы и свои традиции. - РЕКЛАМА У НАС
  2. Моя семья тоже не исключение. Но сперва я хотел бы рассказать о своей семье. Нас в семье четверо - мои родители, мой брат и я.
  3. В нашей семье много хороших и добрых традиций.
  4. Они скрепляют нашу семью как цемент скрепляет камни. Некоторые из этих традиций очень давние, мы получили их от наших дедушек и бабушек или даже от прадедушек и прабабушек.
  5. Все материалы публикуют на сайте гости и пользователи сайта. Администрация сайта не несет ответственности за публикации.
Клуб пап и детей
Авторизация на сайте